Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Как различить звуки и буквы?"»
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Слайд 2
- Верно, это богатыри. Каких богатырей вы знаете?
- Правильно, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
- Что им помогало защищаться во время сражения? Что на них одето?
- Откройте чистописание на стр.23, посмотрите на картинку внизу страницы.
- Это кольчуга и шлем. Кольчуга – это доспех, сплетённый из железных колец. Посмотрите, сколько много колец. Кто же занимался плетение кольчуги?
- Верно, кузнец. На рисунке показано как работает кузнец.
- А где же работает кузнец?
- Да, в кузнице.
- Послушайте внимательно предложение: «Вот так кузница у кузнеца.»
- Найдите в этом предложении 2 родственных слова, чем они отличаются? (Ударением и одной буквой).
- Посмотрите на первую строку. Какую букву будем повторять? (у)
- Из скольких элементов состоит буква «у»? (2)
- Как они называются? (Наклонная линия с закруглением вправо, долгая петля)
- Какой звук обозначает буква «у»?
- Какой он? (гласный)
- Перед тем как начать писать, проверим осанку, пододвиньте стул, ноги поставьте на пол перед собой, между партой и животиком должен помещаться кулачок, сгиб тетрадки смотрит вам в животик. Спина прямая. Возьмите правильно ручку.
- Элементы буквы «у» будем записывать под счёт. Записывая первый элемент, будем считать 1и, второй элемент – 2и. 1 раз обводим элементы, 1 раз записываем самостоятельно.
Слайд 3
- Начинаем писать, считая. (1и2и1и2и, закончили)
- Посмотрите, какое соединение (у, петля, у)
- Мы запишем это соединение не под счёт, а с комментированием. (ууу, петля, ууу)
- 1 раз обводим, 1 раз записываем самостоятельно. (Первый раз комментирует учитель, второй раз ученики самостоятельно)
- Переходим ко второй строке. Какие слоги встретили? (Ученики называют все слоги)
- Записываем первый слог 1 раз, диктуем сами себе. И т.д.
- Приготовьте цветные карандаши.
- Подчеркните буквы гласных звуков красным карандашом во всей строке.
- Подчеркните буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.
- Подчеркните буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.
- Проверяем. Какую букву каким цветом подчеркнули? (1 человек называет 1 слог)
- Если вы согласны - хлопайте, если нет – топайте.
- Молодцы, переходим к 3 строке.
- Прочитаем слова. Как вы думаете, кому нужны все эти предметы?
- Верно, кузнецу.
Слайд 4 – щипцы, наковальня
- Напишем слова по порядку, диктуя. Записываем первое слово, кто записал, руку на локоток. И т.д.
- Вспомните правило переноса слов с «Ь». (Букву «Ь» не отделяют от стоящей перед ними буквы).
- Запишите слово наковальня, деля для переноса. (1 человек у доски)
- Проверяем, согласны – хлопаем, не согласны – топаем.
III. Самоопределение к деятельности.
- Мы сейчас с вами повторяли звуки. Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились…
(Буквы)
- Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
- Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)
- Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о буквах и звуках.
IV. Работа по теме урока.
- Откройте учебники на с.77. Прочитайте тему раздела. (Звуки и буквы.)
- Что мы узнаем при изучении этой темы?
- Откройте учебник на с.78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться? (Различать буквы и звуки.)
Упр.115 с.78
- Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Грустное, печальное)
- Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв.)
- Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков.)
Анимация 1 (Электронное приложение к учебнику)
- Чем отличаются звуки от букв?
Анимация 2 (Электронное приложение к учебнику)
- Послушали, а теперь выполним задание.
Упражнение 1 (Электронное приложение к учебнику)
- Произнесите по порядку звуки в каждом слове.
- Я показываю букву в слове, а вы называете звук, который обозначает буква.
- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
- Какими звуками различаются эти слова? Проверим.
(1 ученик выходит к доске, выполняет задание.)
- Какие эти звуки? (согласные)
- Молодцы, вы были правы.
Упражнение 2 (Электронное приложение к учебнику)
- Я показываю букву в слове, а вы называете звук, который обозначает буква.
- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
- Какими звуками различаются эти слова? Проверим.
(1 ученик выходит к доске, выполняет задание.)
- Какие эти звуки? (гласные)
- Молодцы, выполнили правильно все задания.
V. Физминутка (музыка) (Слайды 5-10)
- А сейчас немного отдохнём, я называю звуки, а вы показываете животное, которое издаёт эти звуки. Уговор: вы только показываете животных, не издавая никаких звуков.
Мяу-мяу
Ква-ква
Кар-кар
Ж-ж-ж
Ш-ш-ш
- Умнички, справились с заданием.
VI. Закрепление изученного.
1. Упражнение 3 (Электронное приложение к учебнику)
- Разделите страницу на 2 колонки, поставьте в первой колонке красную точку, во второй – синюю.
- Помните, кто красиво сидит, тот красиво пишет. Запишите все слова, разделяя на 2 колонки. В первую колонку записываем слова, которые отличаются гласным звуком, во вторую – согласным звуком.
- Поменяйтесь тетрадями. Возьмите простые карандаши, проверяем, если слово отнесено в колонку – правильно, ставим +, если неправильно, то рядом со словом -.
- Оцените работу своего соседа.
(Взаимопроверка. Взаимооценка.)
2. Словарная работа
- На с.78 найдите словарное слово. Давайте произнесём это слово быстро, а теперь медленно, выделяя все звуки. [актабр’]
- А теперь произнесём слово так, как будем его писать – офографически. Хором, 3-4.
- Спина прямая. Записываем слово. (о - зелёная)
- Что заметили? (слышим а, пишем о)
- Карандашом подпишем, сколько в этом слове букв и звуков.
VII. Рефлексия
- Сейчас я вам буду называть звуки, а вы записываете слово.