Тема урока: Постановка учебной задачи: «Как проверить орфограммы
в высказывании?»
Орфограммы, связанные с обозначением фонем и не связанные
с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных
с обозначением фонем.
Представление о результатах:
Личностные результаты:
-
Ценностное отношение обучающихся к себе (как ученику).
-
Ценностное отношение к результатам образовательного процесса (знаниям, способам их получения и применения в практических жизненных ситуациях).
- < >
Принимать и сохранять учебную задачу;
-
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
-
Использовать знаково- символические средства построения модели и схемы при решении учебной задачи;
-
Строить речевое высказывание в устной форме;
-
Осуществлять анализ орфограмм.
Коммуникативные УУД:
-
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
Формулировать собственное мнение;
-
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
-
Различать два виды орфограмм: связанных с обозначением фонем и не связанных с обозначением фонем.
-
Различать виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем.
Цель урока:
-
ученик, понимающий, что орфограммы могут быть связаны с обозначением фонем и не связаны с обозначением фонем.
-
Ученик, умеющий определять виды орфограмм и фиксировать их на схеме.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft PowerPoint, листы бумаги размером А3, фломастеры.
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Этап урока
Организационный момент
Всё ль готово,
Всё ль в порядке –
Книга, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно гладят!
Эмоционально настраиваются на урок.
Актуализация знаний.
Создание «ситуации успеха»
- Над чем мы работаем на уроках русского языка?
-В окончаниях каких слов вы умеете проверять орфограммы?
-В какой части слова ещё вы умеете проверять орфограммы слабых позиций?
-Проверьте орфограммы в этих словах и укажите в какой части они находятся (слова записаны на доске).
Загр(е,и,я)нять-
О доблест(и,е)-
К утренн(е,и)й-
Мы реша(е,и)м-
Рефлексия способа проверки и обсуждение сделанного.
-Расскажите, как проверяли орфограммы.
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
-Поставьте себе на полях + за каждое правильное слово.
СЛАЙД.
Физминутка «Солнышко»
-Мы работаем над проверкой орфограмм слабых позиций в окончаниях слов.
-Мы умеем проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих предметы, признаки, действия.
-Мы умеем проверять орфограммы в корне слова.
Загрязнять (грязь)
О доблести (о ржи)
К утренней (к злой)
Мы решаем (решать1)
Возникнове-
ние ситуации разрыва.
Сегодня тема урока: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Вы хорошо проверили орфограммы в отдельных словах. Как вы думаете, сможете ли проверить орфограммы, если я продиктую вам высказывание.
Запишите такое высказывание и проверьте те орфограммы, которые сможете. Если проверить не можете, поставьте пропуск.
Шёл ёж Филька за мамой ежихой по тропинке.
(желающие пишут на доске)
-Сверим написанные высказывания.
(Разные мнения зафиксировать на доске)
-За каждое правильное слово (кроме «шёл»)поставьте на полях +
-Да.
Записывают высказывание, проверяя орфограммы.
-В слове «шёл» нет орфограмм, потому что все позиции сильные.
-Я написал «шол» потому, что слышу звук О под ударением.
-Я считаю, надо проверить по словарю.
Фиксация места «разрыва»
-Как вы думаете, буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции могут быть орфограммами?
-А Сам Самыч считает, что в слове «шёл» целых две орфограммы. Что вы на это скажете?
-Зафиксируем то, что у нас получилось.
-Давайте разберёмся по порядку, что же такое орфограмма и какие бывают орфограммы. Может, тогда и спорить будет не о чем.
-Буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции тоже могут быть орфограммами.
Ш-л ? шёл ? шол?
Орф. -? не орф. -?
Формулировка учебной задачи и возможное её решение.
-Итак, какова наша цель сейчас. Что мы будем выяснять?
-Вы конечно правы: все фонемы в слове «шёл» в сильной позиции.
-А все ли фонемы в сильной позиции можно точно обозначить по слуху?
- Сравните буквы, которыми обозначены гласные фонемы в сильной позиции в словах ШЁЛ и ШОРОХ.
-Какая же буква в слове ШЁЛ является орфограммой?
Что имел в виду робот, когда говорил, что в высказывании в слове ШЁЛ две орфограммы?
-Как вы думаете, почему он считает большую букву орфограммой?
-Какая из этих орфограмм связана с обозначением фонемы, а какая с обозначением фонемы не связана?
- Прочитайте ещё раз высказывание, в котором мы проверяли орфограммы. Нет ли в нём ещё каких-либо орфограмм, не связанных с обозначением фонемы?
- Какую же часть буквенной записи слова или высказывания следует считать орфограммой?
-Какие два типа орфограмм встречаются в русском письме?
-Какие виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем могут встретиться при записи высказывания?
(подсказки: Являются ли орфограммами пробелы между словами? Следует ли считать орфограммой знак переноса слова на другую строку? А знаки препинания могут ли быть орфограммами?)
-Мы будем выяснять, что такое орфограмма и какие бывают орфограммы.
-Нет, не все.
-Фонема одна и та же, фонема О. А буквы разные: Ё и О.
-Это буква Ё.
-Он говорил о большой букве в начале высказывания.
-Потому что её тоже нельзя писать на слух.
- Орф. Ё связана с обозначением фонемы, потому что мы думаем какую же букву писать: О или Ё.
-Орфограмма большая буква с обозначением фонемы не связана.
-Большая буква в имени, пробел между словами.
-Орфограмма это такая часть слова или высказывания, которую нельзя писать на слух.
-Орфограммы, связанные с обозначением фонем и орфограммы, не связанные с обозначением фонем.
-Большая буква.
-Точка в конце предложения.
-Перенос слов.
-Пробел между словами.
Конструирование схемы орфограмм.
СЛАЙД.
-Попробуйте составить схему, показывающую типы орфограмм. Обозначьте орфограммы, связанные с обозначением фонем, буквой А, а орфограммы, не связанные с обозначением фонем, буквой Б. Укажите на схеме виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем (обозначьте их буквами Б1, Б2, Б3, Б4).
Работайте группами.
Представьте схемы.
Обсуждение схем.
-Нам необходимо одинаково обозначать орфограммы Б. Поэтому давайте будем обозначать их так, как предлагают авторы учебника. Они предлагают:
Б1 – пробел
Б2 – перенос
Б3 – знаки препинания
Б4 – большая буква.
СЛАЙД.
Схема.
Орфограммы
А Б
Б1-заглав.б.
Б2-пробел
Б3-перенос
Б4-знаки пр.
Ребята конструируют схему.
Выполненные схемы прикрепляют на доску.
Итог урока.
-Какую цель мы поставили на уроке?
(Над чем мы работали на уроке?
Что мы выясняли?)
Так, что же такое орфограмма?
-Какие бывают орфограммы?
-Мы достигли поставленной цели?
-если у вас на полях стоит 9 плюсов, поставьте себе на полях отметку «5».
Если плюсов меньше 9, но больше 4, поставьте – «4».
-Если плюсов только 4 – это отметка»3».
Поднимите руку, кто поставил себе 5, 4, 3?
Молодцы вы хорошо поработали на уроке.