kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Постановка учебной задачи: «Как проверить орфограммы    

                             в высказывании?»

                           Орфограммы, связанные с обозначением фонем и не связанные

                           с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных

                           с обозначением фонем.

Представление о результатах:

Личностные результаты:

  • Ценностное отношение обучающихся к себе (как ученику).

  • Ценностное отношение к результатам образовательного процесса (знаниям, способам их получения и применения в практических жизненных ситуациях).

  • < >

    Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

  • Использовать знаково- символические средства построения модели и схемы при решении учебной задачи;

  • Строить речевое высказывание в устной форме;

  • Осуществлять анализ орфограмм.

Коммуникативные УУД:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • Различать два виды орфограмм: связанных с обозначением фонем и не связанных с обозначением фонем.

  • Различать виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Цель урока:

  • ученик, понимающий, что орфограммы могут быть связаны с обозначением фонем и не связаны с обозначением фонем.

  • Ученик, умеющий определять виды орфограмм и фиксировать их на схеме.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft PowerPoint, листы бумаги размером А3, фломастеры.

    Тип урока: Постановка учебной задачи.

Этап  урока

Организационный момент

Всё ль готово,

Всё ль в порядке –

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно гладят!

Эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация знаний.

Создание  «ситуации успеха»

- Над чем мы работаем на уроках русского языка?

-В окончаниях каких слов вы умеете проверять орфограммы?

-В какой части слова ещё вы умеете проверять орфограммы слабых позиций?

-Проверьте орфограммы в этих словах  и укажите в какой части они находятся (слова записаны на доске).

Загр(е,и,я)нять-

О доблест(и,е)-

К утренн(е,и)й-

Мы реша(е,и)м-

Рефлексия способа проверки и обсуждение сделанного.

-Расскажите, как проверяли орфограммы.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

-Поставьте себе на полях + за каждое правильное слово.

СЛАЙД.

Физминутка «Солнышко»

-Мы работаем над проверкой орфограмм слабых позиций в окончаниях слов.

-Мы умеем проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих предметы, признаки, действия.

-Мы умеем проверять орфограммы в корне слова.

Загрязнять (грязь)

О доблести (о ржи)

К утренней (к злой)

Мы решаем (решать1)

Возникнове-

ние ситуации разрыва.

Сегодня тема урока: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Вы хорошо проверили орфограммы в отдельных словах. Как вы думаете, сможете ли проверить орфограммы, если я продиктую вам высказывание.

Запишите такое высказывание и проверьте те орфограммы, которые сможете. Если проверить не можете, поставьте пропуск.

Шёл ёж Филька за мамой  ежихой по тропинке.

(желающие пишут на доске)

-Сверим написанные высказывания.

(Разные мнения зафиксировать на доске)

-За каждое правильное слово (кроме «шёл»)поставьте на полях +

-Да.

Записывают высказывание, проверяя орфограммы.

-В слове «шёл» нет орфограмм, потому что все позиции сильные.

-Я написал «шол» потому,  что слышу звук О под ударением.

-Я считаю, надо проверить по словарю.

Фиксация места «разрыва»

-Как вы думаете, буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции могут быть орфограммами?

-А Сам Самыч считает, что в слове «шёл» целых две орфограммы. Что вы на это скажете?

-Зафиксируем то, что у нас получилось.

-Давайте разберёмся по порядку, что же такое орфограмма и  какие бывают орфограммы. Может, тогда и спорить будет не о чем.

-Буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции тоже могут быть орфограммами.

Ш-л  ? шёл ? шол?

Орф.  -?  не орф. -?

Формулировка учебной задачи и возможное её решение.

-Итак, какова наша цель сейчас. Что мы будем выяснять?

-Вы конечно правы: все фонемы в слове «шёл» в сильной позиции.

-А все ли фонемы в сильной позиции можно точно обозначить по слуху?

- Сравните буквы, которыми обозначены гласные фонемы в сильной позиции в словах ШЁЛ и ШОРОХ.

-Какая же буква в слове ШЁЛ является орфограммой?

Что имел в виду робот, когда говорил, что в высказывании в слове ШЁЛ две орфограммы?

-Как вы думаете, почему он считает большую букву орфограммой?

-Какая из этих орфограмм связана с обозначением фонемы, а какая с обозначением фонемы не связана?

- Прочитайте ещё раз высказывание, в котором мы проверяли орфограммы. Нет ли в нём ещё каких-либо орфограмм, не связанных с обозначением фонемы?

- Какую же часть буквенной записи слова или высказывания следует считать орфограммой?

-Какие два типа орфограмм встречаются в русском письме?

-Какие виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем могут встретиться при записи высказывания?

(подсказки: Являются ли орфограммами пробелы между словами? Следует ли считать орфограммой знак переноса слова на другую строку? А знаки препинания могут ли быть орфограммами?)

-Мы будем выяснять, что такое орфограмма и какие бывают орфограммы.

-Нет, не все.

-Фонема одна и та же, фонема О. А буквы разные: Ё и О.

-Это буква Ё.

-Он говорил о большой букве в начале высказывания.

-Потому что её тоже нельзя писать на слух.

- Орф. Ё связана с обозначением фонемы, потому что мы думаем какую же букву писать: О или Ё.

-Орфограмма большая буква с обозначением фонемы не связана.

-Большая буква в имени, пробел между словами.

-Орфограмма это такая часть слова или высказывания, которую нельзя писать на слух.

-Орфограммы, связанные с обозначением фонем и орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

-Большая буква.

-Точка в конце предложения.

-Перенос слов.

-Пробел между словами.

Конструирование схемы орфограмм.

СЛАЙД.

-Попробуйте составить схему, показывающую типы орфограмм. Обозначьте орфограммы, связанные с обозначением фонем, буквой А, а орфограммы, не связанные с обозначением фонем, буквой Б. Укажите на схеме виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем (обозначьте их буквами Б1, Б2, Б3, Б4).

Работайте группами.

Представьте схемы.

Обсуждение схем.

-Нам необходимо одинаково обозначать орфограммы Б. Поэтому давайте будем обозначать их так, как предлагают авторы учебника. Они предлагают:

Б1 – пробел

Б2 – перенос

Б3 – знаки препинания

Б4 – большая буква.

СЛАЙД.

Схема.

Орфограммы

   А                     Б

                  Б1-заглав.б.

                  Б2-пробел

                  Б3-перенос

                  Б4-знаки пр.

Ребята конструируют схему.

Выполненные схемы прикрепляют на доску.

Итог урока.

-Какую цель мы поставили на уроке?

(Над чем мы работали на уроке?

Что мы выясняли?)

Так, что же такое орфограмма?

-Какие бывают орфограммы?

-Мы достигли поставленной цели?

-если у вас на полях стоит 9 плюсов, поставьте себе на полях отметку «5».

Если плюсов меньше 9, но больше 4, поставьте – «4».

-Если плюсов только 4 – это отметка»3».

Поднимите руку, кто поставил себе 5, 4, 3?

Молодцы вы хорошо поработали на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании"»



Урок русского языка

Система РО Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

Учебник: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова

3 класс, 2 часть

Учитель I категории:

Цурупал Татьяна Борисовна,

МОУ «СОШ» №108













ОМСК 2011г.

Тема урока: Постановка учебной задачи: «Как проверить орфограммы

в высказывании?»

Орфограммы, связанные с обозначением фонем и не связанные

с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных

с обозначением фонем.

Представление о результатах:

Личностные результаты:

  • Ценностное отношение обучающихся к себе (как ученику).

  • Ценностное отношение к результатам образовательного процесса (знаниям, способам их получения и применения в практических жизненных ситуациях).

  • Ценностное отношение к взаимодействию с одноклассниками.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

  • Использовать знаково - символические средства построения модели и схемы при решении учебной задачи;

  • Строить речевое высказывание в устной форме;

  • Осуществлять анализ орфограмм.

Коммуникативные УУД:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • Различать два виды орфограмм: связанных с обозначением фонем и не связанных с обозначением фонем.

  • Различать виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Цель урока:

  • ученик, понимающий, что орфограммы могут быть связаны с обозначением фонем и не связаны с обозначением фонем.

  • Ученик, умеющий определять виды орфограмм и фиксировать их на схеме.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft PowerPoint, листы бумаги размером А3, фломастеры.

Тип урока: Постановка учебной задачи.





Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный

момент

Организация

направленного

внимания на начало урока.

Всё ль готово,

Всё ль в порядке –

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно гладят!

Эмоционально настраиваются на урок.

Положительный настрой на урок.

Актуализация

знаний.

Создание «ситуации успеха»

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу удовлетворения детей своими знаниями и умениями и положительная оценка достижений учащихся.


























- Над чем мы работаем на уроках русского языка?



-В окончаниях каких слов вы умеете проверять орфограммы?





-В какой части слова ещё вы умеете проверять орфограммы слабых позиций?

-Проверьте орфограммы в этих словах и укажите в какой части они находятся (слова записаны на доске).

Загр(е,и,я)нять-

О доблест(и,е)-

К утренн(е,и)й-

Мы реша(е,и)м-


Рефлексия способа проверки и обсуждение сделанного.

-Расскажите, как проверяли орфограммы.


-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

-Поставьте себе на полях + за каждое правильное слово.

СЛАЙД.

Физминутка «Солнышко»

-Мы работаем над проверкой орфограмм слабых позиций в окончаниях слов.


-Мы умеем проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих предметы, признаки, действия.



-Мы умеем проверять орфограммы в корне слова.








Загрязнять (грязь)

О доблести (о ржи)

К утренней (к злой)

Мы решаем (решать1)
























Дети проверяют орфограммы и выделяют значимую часть слова с орфограммой.

Возникнове-

ние ситуации разрыва.

Создать «разрыв» между тем, что дети знают, и чего они ещё не знают.

Сегодня тема урока: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Вы хорошо проверили орфограммы в отдельных словах. Как вы думаете, сможете ли проверить орфограммы, если я продиктую вам высказывание.

Запишите такое высказывание и проверьте те орфограммы, которые сможете. Если проверить не можете, поставьте пропуск.

Шёл ёж Филька за мамой ежихой по тропинке.

(желающие пишут на доске)


-Сверим написанные высказывания.












(Разные мнения зафиксировать на доске)



-За каждое правильное слово (кроме «шёл»)поставьте на полях +.













-Да.












Записывают высказывание, проверяя орфограммы.



-В слове «шёл» нет орфограмм, потому что все позиции сильные.

-Я написал «шол» потому, что слышу звук О под ударением.

-Я считаю, надо проверить по словарю.















Ш-л ёж Филька за мамой ежихой по тропинке.

Возможны варианты:

(Шёл или шол)

Фиксация места «разрыва»

Выяснить границу своего незнания и зафиксировать это каким-либо знаком.

-Как вы думаете, буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции могут быть орфограммами?

-А Сам Самыч считает, что в слове «шёл» целых две орфограммы. Что вы на это скажете?


-Зафиксируем то, что у нас получилось.


-Давайте разберёмся по порядку, что же такое орфограмма и какие бывают орфограммы. Может, тогда и спорить будет не о чем.



-Буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции тоже могут быть орфограммами.







Ш-л ? шёл ? шол?

Орф. -? не орф. -?












Возможны варианты. Все варианты вынести на доску.

Формулировка учебной задачи и возможное её решение.

Вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках.

-Итак, какова наша цель сейчас. Что мы будем выяснять?



-Вы конечно правы: все фонемы в слове «шёл» в сильной позиции.

-А все ли фонемы в сильной позиции можно точно обозначить по слуху?

- Сравните буквы, которыми обозначены гласные фонемы в сильной позиции в словах ШЁЛ и ШОРОХ.

-Какая же буква в слове ШЁЛ является орфограммой?

- Что имел в виду робот, когда говорил, что в высказывании в слове ШЁЛ две орфограммы?

-Как вы думаете, почему он считает большую букву орфограммой?

-Какая из этих орфограмм связана с обозначением фонемы, а какая с обозначением фонемы не связана?






- Прочитайте ещё раз высказывание, в котором мы проверяли орфограммы. Нет ли в нём ещё каких-либо орфограмм, не связанных с обозначением фонемы?

- Какую же часть буквенной записи слова или высказывания следует считать орфограммой?

-Какие два типа орфограмм встречаются в русском письме?



-Какие виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем могут встретиться при записи высказывания?

(подсказки: Являются ли орфограммами пробелы между словами? Следует ли считать орфограммой знак переноса слова на другую строку? А знаки препинания могут ли быть орфограммами?)


-Мы будем выяснять, что такое орфограмма и какие бывают орфограммы.




-Нет, не все.





-Фонема одна и та же, фонема О. А буквы разные: Ё и О.




-Это буква Ё.



-Он говорил о большой букве в начале высказывания.


-Потому что её тоже нельзя писать на слух.


- Орф. Ё связана с обозначением фонемы, потому что мы думаем какую же букву писать: О или Ё.

-Орфограмма большая буква с обозначением фонемы не связана.







-Большая буква в имени, пробел между словами.



-Орфограмма это такая часть слова или высказывания, которую нельзя писать на слух.


-Орфограммы, связанные с обозначением фонем и орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

-Большая буква.

-Точка в конце предложения.

-Перенос слов.

-Пробел между словами.
















































Возможно назовут не все орфограммы.

Конструирование схемы орфограмм.

В процессе создание схемы обобщить виды орфограмм и зафиксировать орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

СЛАЙД.


-Попробуйте составить схему, показывающую типы орфограмм. Обозначьте орфограммы, связанные с обозначением фонем, буквой А, а орфограммы, не связанные с обозначением фонем, буквой Б. Укажите на схеме виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем (обозначьте их буквами Б1, Б2, Б3, Б4).

Работайте группами.

Представьте схемы.



Обсуждение схем.

-Нам необходимо одинаково обозначать орфограммы Б. Поэтому давайте будем обозначать их так, как предлагают авторы учебника. Они предлагают:

Б1 – пробел

Б2 – перенос

Б3 – знаки препинания

Б4 – большая буква.

СЛАЙД.

Схема.

Орфограммы

А Б

Б1-заглав.б.

Б2-пробел

Б3-перенос

Б4-знаки пр.















Ребята конструируют схему.







Выполненные схемы прикрепляют на доску.













Возможны различия в обозначении орфограмм Б.


Итог урока.









-Какую цель мы поставили на уроке?

(Над чем мы работали на уроке?

Что мы выясняли?)

Так, что же такое орфограмма?

-Какие бывают орфограммы?

-Мы достигли поставленной цели?

-если у вас на полях стоит 9 плюсов, поставьте себе на полях отметку «5».

Если плюсов меньше 9, но больше 4, поставьте – «4».

-Если плюсов только 4 – это отметка»3».

Поднимите руку, кто поставил себе 5, 4, 3?

Молодцы вы хорошо поработали на уроке.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании"

Автор: Цурупал Татьяна Борисовна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства