Тема урока | Имя существительное как часть речи. Назначение и употребление |
Тип урока | ОНЗ |
Цель урока | Способствовать получению общих представлений об именах существительных, их признаках; |
Планируемые результаты | Предметные умения: узнают, что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает и значение имени существительного; научатся ставить правильно вопросы к именам существительным; будут развивать орфографические и каллиграфические умения; воспитывать аккуратность, внимательность, трудолюбие, нравственные убеждения; развивать речь и мышление отличать имя существительное от других частей речи |
Основные понятия | Имя существительное |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение окружающий мир, информатика, культура речи. |
Ресурсы: - Основные - Дополнительные | Учебник «Русский язык» (автор Горецкий В.Г., Канакина В.П. 2 класс 2 часть) Мультимедийное сопровождение урока, раздаточный материал, Журнал «Начальная школа», справочная литература. |
Организация пространства | Коллективная и индивидуальная работа, самостоятельная и творческая работа уч-ся, парная работа, ИКТ, индивидуальная работа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация учащихся. Мотивация учебной деятельности | - Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Андреевна, и урок русского языка проведу у вас я. Знание русского языка в современном мире – это не роскошь, а необходимость. Известно, что образованный человек должен знать родной язык в совершенстве. А совершенству, нет предела. | Проверяют свое рабочее место. Готовятся к уроку | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: самоопределение |
Актуализация знаний | Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Сейчас мы с вами проведём минутку чистописания, продолжая совершенствовать каллиграфические навыки правильного написания букв. - На первой строке запишите соединение заглавной и строчной буквы Вв до конца строки 1строка – Вв // Вв // - Какой сейчас месяц? -Какой месяц придёт после? - Какое время года начинается с марта? - Пропишем это слово до конца строки по образцу. 2 строка – весна - Какая орфограмма в этом слове? - Какое правило? - Подберите проверочное слово - Подчеркните в слове «весна», букву «е» Словарная работа. - Запишите на следующей строке «Словарь:» с большой буквы, поставьте двоеточие. Запишем слова под диктовку: ОБЛАКО, ВЕТЕР, БЕРЕЗА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА. - Поставьте в словах ударение и подчеркните безударную гласную - Давайте проверим. - Я возьму две тетради на проверку. - Проверьте свою работу, поставив себе оценку («5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» -2-3 ошибки). - Кто получил «5»? Поднимите руки. - Какие вы молодцы. Старайтесь, чтобы в следующий раз у всех были пятерки. | - февраль - март - весна - буква Е - безударная гласная - Весны - «ОБЛАКО»- ударная гласная «о», безударная «а» | Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего. Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других |
Целеполагание. Самоопределение к деятельности | Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я …… -Догадались, какая тема сегодняшнего урока? Имя существительное Очень удивительное, На вопросы «кто?» и «что?» Отвечать оно должно. - Имена существительные делятся на две группы: живые и не живые. - Живые предметы отвечают на вопрос КТО? - Не живые предметы отвечают на вопрос ЧТО? -Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов. На доске опорные слова: Учиться находить… Узнать новое об… Оценивать… | существительное | Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей. Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока. |
Постановка учебной задачи | - Откройте учебник на странице 44. Упражнение 76. - Давайте рассмотри рисунки - Назовите предметы (по цепочке называют) - Поставьте вопрос к каждому слову, названию, предмету. - К какой части речи относятся слова? - Теперь запишите слова. Сначала, которые отвечают на вопрос КТО?, затем на вопрос ЧТО? Я пишу на доске: - С красной строки, с большой буквы вы пишете КТО, вопросительный знак. С маленькой буквы пишете, девочка, ворона … - Теперь пишем на следующей с красной строки ЧТО, вопросительный знак. С маленькой буквы записываете яблоко, машина… - Дальше дописываете самостоятельно - Прочитайте существительные, отвечающие на вопрос КТО? - Прочитайте существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? - Подчеркните в словах изученные орфограммы. Вывод: - На какие вопросы отвечают имена существительные? - Что они обозначают? | - яблоко ЧТО?, машина ЧТО?... - существительным - кто? - предметы, вещи, животные, птицы, овощи | |
Построение проекта выхода из затруднения | Работа над правилом на странице 45 - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. - Что нам в этом поможет? - Кто сможет прочитать нам выразительно и громко правило? Беседа по правилу. - На какие вопросы отвечает имя существительное? - Что обозначает имя существительное? - Прочитайте самостоятельно правило еще раз. - Расскажите, что вы запомнили об имени существительном? (3 человека рассказывают) | - правило в учебнике - кто?; что? | |
Физкультминутка | Если слово отвечает на вопросы кто? и что? То мы дружно приседаем, Чтоб не видел нас никто. Прилагательным в ответ Мы рукой помашем вслед. А когда глагол услышим, Сесть за парту надо тише. | -Выполняют упражнения | |
Реализация проекта выхода из затруднения | Выполнение упражнений - Переходим к выполнению упражнений. Упражнение №75 - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? (проговаривают) - Поставьте к нему вопрос КТО? или ЧТО? - Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению и запишите эти группы слов в тетради самостоятельно. - Подчеркните орфограммы. Проверка выполнения упражнения (образец на слайде) - Ребята, кто запомнил, что такое имя существительное? - Ребята. Закройте учебники и уберите их на край стола. - Сейчас я раздам вам конверты со словами. Вам необходимо из группы слов найти лишнее слово. - Первый вариант, какие ответы у вас получились? - Какое лишнее слово вы выбрали? - Прочитайте его. Все нашли? - Мы можем отнести его к именам существительным? Почему? - Второй вариант? А какое слово вы определили? - Прочитайте его. Все нашли? - Мы можем отнести его к именам существительным? Почему? - Третий вариант. Что вы отнесли к лишнему? - Прочитайте его? Все нашли? - Мы можем отнести его к именам существительным? Почему? Вывод: - По каким признакам вы искали имена существительные? Игра «Рассади пассажиров» Выполнение творческого задания - Первый вариант, запишите 5 имен существительных, которые отвечают на вопрос ЧТО? - Второй вариант, запишите 5 имен существительные, отвечающие на вопрос КТО? - Давайте проверим. - Первый вариант называет слова, которые написали - Второй вариант, какие слова вы написали? | Выполняют упражнение Учитель (кто?); школьник (кто?)…. Учитель, школьник, ребята, врач Верблюд, пчела, окунь Земляника, ромашка, осина Платье, пальто, костюм, шляпа Земля-существительное Зеленые-прилагательное Наряжалось –глагол | Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез. Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других. |
Итог урока. Рефлексия | - Ребята, так что такое «имя существительное»? - На какие вопросы оно отвечает? - К каким именам существительным задается вопрос «КТО?», а к каким «ЧТО?»? - Вернёмся к поставленным задачам урока. Учиться находить им. сущ-ые Узнать новое об им. существительном -Оцените свою работу на уроке. - На полях тетради нарисуйте лесенку (три ступеньки). Если вы хорошо работали и у вас все получалось на уроке поставьте + на самой верхней ступеньке. Если у вас что-то не получалось + на второй ступеньке. Если у вас ничего не получилось на уроке + на самой нижней ступеньке. - Дети, встаньте. Урок закончен, до свидания. | - это слова, которые обозначают предметы - «кто?», «что?» Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке | Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Методист: Мартынюк Л.Е.______________________________ Учитель: Бакулина Л.Н.________________________