kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан в соответствии ФГОС.Дан для слушателей городского семинара

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"»

Урок русского языка в 3В классе МБОУ СШ № 62 г. Ульяновска

Место проведения: МБОУ СШ №62

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения».

Цель: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения; определять типы предложений по наличию второстепенных членов; закреплять изученные орфограммы; развитие навыков мышления на предметном материале на основе использования приёмов ИКТ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложении главные и второстепенные члены ; устанавливать связь между ними; определять тип предложений по наличию второстепенных членов предложения; отличать предложения от группы слов; характеризовать основные признаки текста.

Формируемые УУД:  

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно или с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах ; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь отличать нераспространенные предложения от распространенных; уметь определять в предложении грамматическую основу и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними; составлять простое предложение ; пользоваться схемами предложений; уметь проверять правильность написания слов и предложений; обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

 Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им; уметь слышать и слушать; доказывать свою точку зрения.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах , при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Методы обучения: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой; словесные и наглядные; практические; проблемный метод; аналитическиий и синтетический; метод самоконтроля и взаимопроверки.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, ноутбуки, презентация ; интерактивная доска, рисунки учащихся; Толковый словарь русского языка; электронное приложение к учебнику; схема предложения; магниты; табличка « Лесенка знаний».



Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

2. Актуализация знаний учащихся. (СЛАЙД 1)

( Аудиозапись « Листья желтые…», презентация)

- О каком времени года идет речь?

- Правильно, и в наш город пришла осень. ( СЛАЙД 2)

2.1.Словарная работа. ( СЛАЙД 3,4 )

-Подберите однокоренные слова разных частей речи к слову « город», объясните орфограммы в новых словах. ( СЛАЙД 5)

- Докажите, что слова являются однокоренными. Выделите в них корень.

Какие слова мы называем однокоренными? Как иначе еще они называются ?

( родственные)

ГОРОД ГОРОДОК ГОРОДСКОЙ ГОРОЖАНЕ

- Объясните лексическое значение слова « горожане». К какому помощнику мы можем обратиться, чтобы справиться с этим заданием? ( Толковый словарь)

ГОРОЖАНЕ- ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ.

- Запишите эти слова в столбик. Сверьте свои записи с записью на доске.

3. Самоопределение к деятельности.

3.1Упражнение «Найди лишнее слово». ( Работа по карточкам). ( СЛАЙД 6)

Имя существительное Союз

Имя прилагательное Подлежащее

Сказуемое Частица

Глагол Предлог

- Найдите «лишнее» слово в каждом столбике. Для этого достаньте из пакетов карточки голубого цвета, приготовьте линейку и карандаш. Подчеркните эти слова.

- Свой выбор объясните.

- На доске выделены слова: ( СЛАЙД 7)

сказуемое подлежащее

- Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения) ( СЛАЙД 8)

- Как еще можно назвать эти слова? ( Главные члены предложения)

- Что такое подлежащее? Сказуемое?

- Посмотрите, все ли вопросы указаны?

- Какими вопросами можно дополнить ? ( Что? Что сделают?,,) ( СЛАЙД 9)

- Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения)

- Как еще можно назвать эти слова? ( Главные члены предложения)

- Какие еще члены предложения могут встречаться в предложении, кроме главных?

( Второстепенные)

- Какую роль они выполняют в предложении? ( дополняют, уточняют…)

3.2Формулирование учащимися темы урока. ( СЛАЙД 10)

-Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

4.Работа по теме урока.

4.1. Моделирование. Работа с деформированным предложением. ( СЛАЙД 11)

- Прочитайте. Что записано? Что можно составить из этих слов?

ЦВЕТЫ, ПЕСТРЕЮТ, КЛУМБАХ, НА, ГОРОДА,

- Объясните лексическое значение слова « клумба». Какой синоним можно к нему подобрать? ( « цветник»)

- Составьте из данных слов предложение. ( Учащиеся с низким уровнем развития пользуются схемой-подсказкой.)





- Запишите предложение, которое начинается с предлога.

НА КЛУМБАХ ГОРОДА ПЕСТРЕЮТ ЦВЕТЫ.

( 1 ученик с объяснением диктует предложение4 комментированное письмо )

- Объясни все орфограммы в словах.

- Что вы записали ? Докажи, что это предложение?

- О чем это предложение? Найди его основу.

- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения?

( распространенное)

- Назовите второстепенные члены. Какие члены предложения они поясняют?( Ск. и второстепенные)

- Объясните значение слова « пестреют». ( виднеются, выделяются)

- Сверьте свои записи. ( СЛАЙД 12)

4.2. Письмо под диктовку учителя.

- Второе предложение запишите самостоятельно:

Они радуют горожан своей красотой.

- Объясните орфограммы в словах.

- Самостоятельно найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

- В каком значении употреблено местоимение « они»? ( цветы)

- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения?

Взаимопроверка.

- Проверьте правильность написания и разбора предложения друг у друга.

-Кто справился без ошибок?

5. Физкультминутка. ( СЛАЙД 13)

Мы цветы сажаем сами.

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки..

6. Работа по теме урока.

6.1. Работа в парах. (ноутбуки, электронное приложение к учебнику).

-Включите ноутбуки. На рабочем столе найдите ярлык « Русский язык.

3 класс». Запустите программу.

-Найдите раздел № 3 « Предложение». Вторая тема – «Главные и второстепенные члены предложения».

-В верхнем правом углу найдите упражнение. Откройте его.

- Прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Работаем в парах.

1. ПТИЧКИ УЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ.

2. ОСЕНЬЮ РАСЦВЕЛИ БЕЛЫЕ АСТРЫ.

3.РЫЖАЯ БЕЛКА ТАЩИТ В ДУПЛО ОРЕХИ.

4. В ОЗЕРЕ ОТРАЖАЮТСЯ ЗОЛОТЫЕ ЗВЕЗДЫ.

- Приготовьте карточки сигнальные с цифрами, они лежат в пакете.

- В каких предложениях подлежащее выражено одушевленным именем существительным? Покажите карточками номера предложений. ( № 1, 3)

- В каких предложениях подлежащее выражено неодушевленным именем существительным?( №2, 4)

Объясните свой выбор.

- Какие все эти предложения по наличию второстепенных членов предложения?

- В каком предложении слово употреблено в переносном значении? ( №4)

- Назовите это слово. Какого цвета звезды?( золотые, желтые)

- Каким членом предложения является слово « Золотые»?

- К какому предложению подходит схема?

СК. П.

Когда? Какие?

Вт. чл. Вт.чл.

ОСЕНЬЮ РАСЦВЕЛИ БЕЛЫЕ АСТРЫ.

- Выпишите это предложение себе в тетрадь.

-Уберите сигнальные карточки.

6.2. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

- Подчеркните грамматическую основу предложения. Назовите ее. ( расцвели астры).

- Сначала закройте программу и выключите ноутбук, и откройте ваши учебники на стр. 29.Упражнение № 43.

Что вы знаете о цветке «астра»? ( предположения детей)

( Краткое сообщение заранее подготовленного ученика об астре.)

( СЛАЙД 14)

Астра-растение с крупными цветами. Лепестки похожи на лучики звезд.

Слово « астра»-греческого происхождения. Означает « звезда».

Легенда гласит, что астра выросла из маленькой пылинки, которая упала на нашу Землю со звезды.

Зацветают астры в августе-во время звездопада.

6.3.Упражнение «Зоркий глаз» . ( СЛАЙД 15)

ЭТОНЕЖНЫЕЦВЕТЫНАСТРОЙНОЙНОЖКЕ.

- Кто догадался, что записано на доске?

ЭТО НЕЖНЫЕ ЦВЕТЫ НА СТРОЙНОЙ НОЖКЕ.

- Что мы составили ? О чем это предложение?

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

( Комментированное письмо у доски. )

- Найдите основу предложения.

- Сверьте свои записи с записью на доске. ( СЛАЙД 16)

6.4..Анализ составленного текста и подбор заголовка к тексту.(СЛАЙД 17)

- Прочитайте все предложения, что мы с вами написали. Что можете об этом сказать? (Это текст, его можно озаглавить).

- Докажите, что это текст.

На клумбах города пестреют цветы. Они радуют горожан своей красотой. Осенью расцвели белые астры. Это нежные цветы на стройной ножке.

- Как можно озаглавить этот текст? ( дети предлагают варианты)

1.Цветы.

2. Городские цветы.

3. Осенние цветы.

4.Астры.

- Нравятся ли вам цветники нашего города? Чем?

-Надо ли беречь эту красоту? Почему?

7. Рефлексия.

7.1. Игра «Веришь – не веришь» ( СЛАЙД 18)

- «Погадаем на астре». Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*Подлежащее-главный член предложения.

7. 2. «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке. ( СЛАЙД 19)

-Возьмите магниты и расположите их на лесенке, оценив самостоятельно свою работу на уроке.

КРАСНЫЙ - ничего не понял

ЖЕЛТЫЙ - все понятно, было интересно.

ЗЕЛЕНЫЙ – хочу узнать больше.

8. Подведение итогов урока. ( СЛАЙД 20, 21)

- Какое задание на уроке было самым интересным?

8.1. Домашнее задание. Учебник. С.29 упр. № 42. ( анализ д/ з).

- А вот какой цветник получился у нас из ваших работ! Красиво?

- Будем беречь и охранять природу вокруг нас!





















Русский язык

,

3 класс, учебник УМК Планета знаний.

Тема

: Главные члены предложения.

Тип

урока

:

Урок получения новых знаний. Вводный урок по данной теме.

Цель урока:

Систематизация знаний о главных членах предложения.

Задачи урока

:

1.

Образовательные

:

познакомить с алгоритмом поиска главных членов предложения; обобщить и систематизировать знания по теме «главные

члены предложения»

2.

Развивающая

: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.

3.

Воспитательная

: воспитывать

интерес

к изучаемому предмету.

УУД

Личностные УУД

: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи

одноклассникам.

Метапредметные УУД

:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать с

вои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникати

вные: работа в группе

, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

Необх

одимое оборудование и матер

иалы:

к

омпьютер, проектор, интерактивная

доска, индивидуальные карточки.

Структура урока.

1.

Организационный момент.

-

Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, улыбнитесь, поделимся им друг с другом.

Отгадайте загадку



Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят ...

Вот и пришла осень. Меняется пейзаж за окном. Поле за городом, луг и деревья в соседнем парке стали совсем другими, словно на

рядились в новые

праздничные одежды. Настоящее волшебство! Это

она выкрасила лес, тронула своей волшебной палочкой кисточки рябин, разрисовала поля и луга,

нарядила соседний сквер.

Включается презентация к уроку.

Чистописание

5 мин

В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, прописывают сочетания,

записывают пословицу

«Придёт осень, за всё спросит»

Откройте тетради, запишите число, классная работа, назовите все гласные в слове осень, на следующей строке запишите буквосоче

тание этих

гласных.

Запишите пословицу, объясните её смысл.

Погружение в тему

.

2 мин.

2.

Объявление темы урока.

-

Мы знаем, что в тексте всегда есть основная мысль, у слов

основа слова, значит у предложения тоже есть основа.

Сегодня на уроке мы попробуем найти основу предложения.

Тема урока сегодня: «Главные члены предложения».

-

какие члены предложения называются главными?

-

как найти главные члены предложения? Сколько их?

-

чем отличается один главный член предложения от другого?

Проработка содержания темы

10 мин.

Дети составляют предложения и записывают в тетрадь.

Записали одн

о предложение, т.к. в нём законченная мысль.

Важно: со стороны учителя отслеживать честное отношение ко всем участникам процесса.

Оценка результатов

:

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

3.

Работа над изучением нового

материала.

Давайте вспомним,

что выражает предложение?

(законченную мысль)

Составьте предложения, запишите в тетрадь. Докажите, что вы написали предложение.

1.Осень, золотая, наступила

2.По, небу, высокому, облака

3.По, опушкам, грибы, лесов

Какими словами

можно дополнить, чтобы получились предложения?

2.По высокому небу

бегут

облака.

3.По опушкам лесов

растут

грибы.

Разберём первое предложение.

-

как найти главные члены предложения? Сколько их?

-

чем отличается один главный член предложения от другого?

Проработка содержания темы

10 мин.

Дети составляют предложения и записывают в тетрадь.

Записали одн

о предложение, т.к. в нём законченная мысль.

Важно: со стороны учителя отслеживать честное отношение ко всем участникам процесса.

Оценка результатов

:

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

3.

Работа над изучением нового

материала.

Давайте вспомним,

что выражает предложение?

(законченную мысль)

Составьте предложения, запишите в тетрадь. Докажите, что вы написали предложение.

1.Осень, золотая, наступила

2.По, небу, высокому, облака

3.По, опушкам, грибы, лесов

Какими словами

можно дополнить, чтобы получились предложения?

2.По высокому небу

бегут

облака.

3.По опушкам лесов

растут

грибы.

Разберём первое предложение.

Попробуйте убрать третий член предложения.

Мысль остаётся? (нет)

Подчеркнём его одной чертой.

На какой вопрос отв

ечает? (что?)

Какой частью речи является?

Второй член предложения? (да)

Первый? (нет)

Подчеркнём его двумя чертами.

На какой вопрос отвечает?

Какой частью речи является?

Вот мы и нашли главные члены предложения.

Слайд 2

Проработка содержания темы

Работа

с учебником

8 мин.

4.

Закрепление изученного.

Задача: применить на практике полученные знания и умения

1.Чтение и анализ правила на с.62.

2.Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

3.Письменный ответ на вопросы

-

упр.1 с.64

Попробуйте убрать третий член предложения.

Мысль остаётся? (нет)

Подчеркнём его одной чертой.

На какой вопрос отв

ечает? (что?)

Какой частью речи является?

Второй член предложения? (да)

Первый? (нет)

Подчеркнём его двумя чертами.

На какой вопрос отвечает?

Какой частью речи является?

Вот мы и нашли главные члены предложения.

Слайд 2

Проработка содержания темы

Работа

с учебником

8 мин.

4.

Закрепление изученного.

Задача: применить на практике полученные знания и умения

1.Чтение и анализ правила на с.62.

2.Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

3.Письменный ответ на вопросы

-

упр.1 с.64

4.Знакомство с рубрикой

«Путешествие в прошлое».

5.Работа в паре

упр. 3 с.65

Закрепление нового материала

3 мин

5.

Закрепление изученного.

Задача: применить на практике полученные знания и умения

1.Послушать предложение, назвать грамматическую основу.

В лес пришла осень. Густые ле

са поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Часто идут холодные

дожди. Природа готовится к зиме.

2.Найти ошибки в выделении главных членов предложения.

Девушка вышивала чудесный узор.

Художник вымыл кисть.

Костя

прочитал интересную книгу.

Дедушка купил новый прочный замок.

Слайд 3.

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

5 мин.

6.

Рефлексия.

-

Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализи

руем. Чьи мнения

совпали с подученными результатами?

4.Знакомство с рубрикой

«Путешествие в прошлое».

5.Работа в паре

упр. 3 с.65

Закрепление нового материала

3 мин

5.

Закрепление изученного.

Задача: применить на практике полученные знания и умения

1.Послушать предложение, назвать грамматическую основу.

В лес пришла осень. Густые ле

са поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Часто идут холодные

дожди. Природа готовится к зиме.

2.Найти ошибки в выделении главных членов предложения.

Девушка вышивала чудесный узор.

Художник вымыл кисть.

Костя

прочитал интересную книгу.

Дедушка купил новый прочный замок.

Слайд 3.

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

5 мин.

6.

Рефлексия.

-

Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализи

руем. Чьи мнения

совпали с подученными результатами?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"

Автор: Кузьмина Наталья Геннадьевна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План-конспект по русскому языку тема:Второстепенные члены предложения,Дополнение"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_po_russkomu_iazyku_tiema_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "417768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495471466"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка по теме: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-obstoiatiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "216231"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432907332"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) ""Конспект урока" Русский язык Главные члены предложения, второстепенные члены предложения"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "257760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448381635"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства