Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"»
Урок русского языка в 3В классе МБОУ СШ № 62 г. Ульяновска
Место проведения: МБОУ СШ №62
УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения».
Цель: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения; определять типы предложений по наличию второстепенных членов; закреплять изученные орфограммы; развитие навыков мышления на предметном материале на основе использования приёмов ИКТ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложении главные и второстепенные члены ; устанавливать связь между ними; определять тип предложений по наличию второстепенных членов предложения; отличать предложения от группы слов; характеризовать основные признаки текста.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно или с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах ; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь отличать нераспространенные предложения от распространенных; уметь определять в предложении грамматическую основу и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними; составлять простое предложение ; пользоваться схемами предложений; уметь проверять правильность написания слов и предложений; обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им; уметь слышать и слушать; доказывать свою точку зрения.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах , при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Методы обучения: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой; словесные и наглядные; практические; проблемный метод; аналитическиий и синтетический; метод самоконтроля и взаимопроверки.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, ноутбуки, презентация ; интерактивная доска, рисунки учащихся; Толковый словарь русского языка; электронное приложение к учебнику; схема предложения; магниты; табличка « Лесенка знаний».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
2. Актуализация знаний учащихся. (СЛАЙД 1)
( Аудиозапись « Листья желтые…», презентация)
- О каком времени года идет речь?
- Правильно, и в наш город пришла осень.( СЛАЙД 2)
2.1.Словарная работа.( СЛАЙД 3,4 )
-Подберите однокоренные слова разных частей речи к слову « город», объясните орфограммы в новых словах. ( СЛАЙД 5)
- Докажите, что слова являются однокоренными. Выделите в них корень.
Какие слова мы называем однокоренными? Как иначе еще они называются ?
( родственные)
ГОРОД ГОРОДОК ГОРОДСКОЙ ГОРОЖАНЕ
- Объясните лексическое значение слова « горожане». К какому помощнику мы можем обратиться, чтобы справиться с этим заданием? ( Толковый словарь)
ГОРОЖАНЕ- ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ.
- Запишите эти слова в столбик. Сверьте свои записи с записью на доске.
3. Самоопределение к деятельности.
3.1Упражнение «Найди лишнее слово». ( Работа по карточкам). ( СЛАЙД 6)
Имя существительное Союз
Имя прилагательное Подлежащее
Сказуемое Частица
Глагол Предлог
- Найдите «лишнее» слово в каждом столбике. Для этого достаньте из пакетов карточки голубого цвета, приготовьте линейку и карандаш. Подчеркните эти слова.
- Свой выбор объясните.
- На доске выделены слова: ( СЛАЙД 7)
сказуемое подлежащее
- Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения) ( СЛАЙД 8)
- Как еще можно назвать эти слова? ( Главные члены предложения)
- Что такое подлежащее? Сказуемое?
- Посмотрите, все ли вопросы указаны?
- Какими вопросами можно дополнить ? ( Что? Что сделают?,,)( СЛАЙД 9)
- Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения)
- Как еще можно назвать эти слова? ( Главные члены предложения)
- Какие еще члены предложения могут встречаться в предложении, кроме главных?
( Второстепенные)
- Какую роль они выполняют в предложении? ( дополняют, уточняют…)
3.2Формулирование учащимися темы урока. ( СЛАЙД 10)
-Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
4.Работа по теме урока.
4.1. Моделирование. Работа с деформированным предложением. ( СЛАЙД 11)
- Прочитайте. Что записано? Что можно составить из этих слов?
ЦВЕТЫ, ПЕСТРЕЮТ, КЛУМБАХ, НА, ГОРОДА,
- Объясните лексическое значение слова « клумба». Какой синоним можно к нему подобрать? ( « цветник»)
- Составьте из данных слов предложение. ( Учащиеся с низким уровнем развития пользуются схемой-подсказкой.)
- Запишите предложение, которое начинается с предлога.
НА КЛУМБАХ ГОРОДА ПЕСТРЕЮТ ЦВЕТЫ.
( 1 ученик с объяснением диктует предложение4 комментированное письмо )
- Объясни все орфограммы в словах.
- Что вы записали ? Докажи, что это предложение?
- О чем это предложение? Найди его основу.
- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения?
( распространенное)
- Назовите второстепенные члены. Какие члены предложения они поясняют?( Ск. и второстепенные)
- Объясните значение слова « пестреют».( виднеются, выделяются)
- Сверьте свои записи. ( СЛАЙД 12)
4.2. Письмо под диктовку учителя.
- Второе предложение запишите самостоятельно:
Они радуют горожан своей красотой.
- Объясните орфограммы в словах.
- Самостоятельно найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
- В каком значении употреблено местоимение « они»? ( цветы)
- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения?
Взаимопроверка.
- Проверьте правильность написания и разбора предложения друг у друга.
-Кто справился без ошибок?
5. Физкультминутка. ( СЛАЙД 13)
Мы цветы сажаем сами.
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки..
6. Работа по теме урока.
6.1. Работа в парах. (ноутбуки, электронное приложение к учебнику).
-Включите ноутбуки. На рабочем столе найдите ярлык « Русский язык.
3 класс». Запустите программу.
-Найдите раздел № 3 « Предложение». Вторая тема – «Главные и второстепенные члены предложения».
-В верхнем правом углу найдите упражнение. Откройте его.
- Прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Работаем в парах.
1. ПТИЧКИ УЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ.
2. ОСЕНЬЮ РАСЦВЕЛИ БЕЛЫЕ АСТРЫ.
3.РЫЖАЯ БЕЛКА ТАЩИТ В ДУПЛО ОРЕХИ.
4. В ОЗЕРЕ ОТРАЖАЮТСЯ ЗОЛОТЫЕ ЗВЕЗДЫ.
- Приготовьте карточки сигнальные с цифрами, они лежат в пакете.
- В каких предложениях подлежащее выражено одушевленным именем существительным? Покажите карточками номера предложений. ( № 1, 3)
- В каких предложениях подлежащее выражено неодушевленным именем существительным?( №2, 4)
- Объясните свой выбор.
- Какие все эти предложения по наличию второстепенных членов предложения?
- В каком предложении слово употреблено в переносном значении? ( №4)
- Назовите это слово. Какого цвета звезды?( золотые, желтые)
- Каким членом предложения является слово « Золотые»?
- К какому предложению подходит схема?
СК. П.
Когда? Какие?
Вт. чл. Вт.чл.
ОСЕНЬЮ РАСЦВЕЛИ БЕЛЫЕ АСТРЫ.
- Выпишите это предложение себе в тетрадь.
-Уберите сигнальные карточки.
6.2. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Назовите ее. ( расцвели астры).
- Сначала закройте программу и выключите ноутбук, и откройте ваши учебники на стр. 29.Упражнение № 43.
- Что вы знаете о цветке «астра»? ( предположения детей)
( Краткое сообщение заранее подготовленного ученика об астре.)
( СЛАЙД 14)
Астра-растение с крупными цветами. Лепестки похожи на лучики звезд.
Слово « астра»-греческого происхождения. Означает « звезда».
Легенда гласит, что астра выросла из маленькой пылинки, которая упала на нашу Землю со звезды.
Зацветают астры в августе-во время звездопада.
6.3.Упражнение «Зоркий глаз» . ( СЛАЙД 15)
ЭТОНЕЖНЫЕЦВЕТЫНАСТРОЙНОЙНОЖКЕ.
- Кто догадался, что записано на доске?
ЭТО НЕЖНЫЕ ЦВЕТЫ НА СТРОЙНОЙ НОЖКЕ.
- Что мы составили ? О чем это предложение?
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
( Комментированное письмо у доски. )
- Найдите основу предложения.
- Сверьте свои записи с записью на доске. ( СЛАЙД 16)
6.4..Анализ составленного текста и подбор заголовка к тексту.(СЛАЙД 17)
- Прочитайте все предложения, что мы с вами написали. Что можете об этом сказать? (Это текст, его можно озаглавить).
- Докажите, что это текст.
На клумбах города пестреют цветы. Они радуют горожан своей красотой. Осенью расцвели белые астры. Это нежные цветы на стройной ножке.
- Как можно озаглавить этот текст? ( дети предлагают варианты)
1.Цветы.
2. Городские цветы.
3. Осенние цветы.
4.Астры.
- Нравятся ли вам цветники нашего города? Чем?
-Надо ли беречь эту красоту? Почему?
7. Рефлексия.
7.1. Игра «Веришь – не веришь» ( СЛАЙД 18)
- «Погадаем на астре». Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*Подлежащее-главный член предложения.
7. 2. «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке. ( СЛАЙД 19)
-Возьмите магниты и расположите их на лесенке, оценив самостоятельно свою работу на уроке.