kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для УМК "Школа России". 4 класс. Открытый урок по теме "Дательный падеж".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж"»

1. Организационный момент. 

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать.

посмотреть, как вы умеете работаете на уроках русского языка.

Мы сегодня будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2

2. Актуализация знаний

1)Минутка чистописания.

Запишите предложение, обращайте внимание на написание букв и соединений.

Солнце согрело землю.4

Назовите орфограммы, которые вы увидели при записи предложения. Выполните разбор предложения.

В данном предложении найди слово, в котором все согласные звуки

звонкие. Выпишите это слово. Запишите транскрипцию данного слова.

 2)Словарная работа. Запишите слова в строчку по первой букве групп слов. Слайд 3

  • Папа, осень берег, еда, дедушка, артист (Победа)

  • Урок, жизнь, игра, ноты (Ужин)

  • Шкаф, обувь, север, сорока, единица (Шоссе)

  • Класс, аист, пенал, уголь, стол, тетрадь, арфа (Капуста) 

  • Идея, нос, ель, йод (Иней)

  • Нора, айсберг, люди, ещё, ветер, окно (Налево)

- Поставьте ударение, выделите орфограмму. Что общего в этих словах? (все слова словарные, требуют запоминания) Проверка. Слайд 4

- Какое из слов лишнее? (налево – наречие, остальные имена существительные)

- Среди существительных, какое слово лишнее? ( шоссе - несклоняемое)

- Определите склонение имён существительных. (проверка)

- Подчеркните первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (Пушкин)

- Да, ребята, именно А.С. Пушкин, его произведения помогут нам сегодня справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока. Какие произведения Пушкина вы знаете?

3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

– Какую часть речи мы изучаем вот уже несколько последних уроков? (Имя существительное.) – Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.

Графический диктант от Золотой рыбки. Слайд 5

Она приготовила вам свои утверждение; если вы с ним согласны, то ставите рядом с номером вопроса знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто?», «что?».

2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа.

3. Род существительного – это непостоянный (изменяемый) признак.

4. В русском языке 5 падежей

5. При склонении слово сохраняет свое значение, но изменяет форму.

6. Именительный падеж, единственное число – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.

7. Существительные в именительном падеже всегда употребляются с предлогами.

8. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?».

9. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из», «без», «около», «с».

10. Имена существительные в родительном падеже являются главным членом предложения.

– А теперь сверьте выполнение задания с ответами на доске и оцените свою работу Слайд 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

4. Работа по теме урока . Слайд 7

- Из какого произведения эти строки? Назовите окончания сущ, определите падеж.

Гости князю поклонились…

Гости к пристани идут…

Воротился старик ко старухе…

Вот пошел он к синему морю…

- Из какого произведения эти строки? Выделите окон. сущ –х, определите падеж

Определите проблему, которую необходимо решить на уроке ( Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже?) слайд 8

-Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке

Карточка для 1 исследовательской группы

Приближался ( к чему?) к вод..., речк...., опушк.....

Обрадовался (кому?) лис..., тетк..., царевн...

Задания:

1.Вставьте и выделите пропущенные окончания

2 Определите падеж и склонение имен существительных

3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных ..... скл. в .......падеже .

4.Проверьте себя по учебнику на стр.113

Карточка для 2 исследовательской группы

Идёт ( к чему?) к стол…, к мор..., к окн…

Обратился (к кому?) к петушк…, к коню…, к друг…

Задания:

1. Вставьте и выделите пропущенные окончания . Определите падеж и склонение имен существительных

2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных …. скл. в … падеже.

3.Проверьте себя по учебнику на стр.113

Карточка для 3 исследовательской группы

1). Дивятся ( чему?) степ…, совест..., храброст....

Подошел (к кому?) к матер... , к дочер....., к печ…

Задания:

1. Вставьте и выделите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имен существительных.

2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных … скл. в …. падеже.

3.Проверьте себя по учебнику на стр. 113

Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.

1 группа – Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.

2 группа – Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на –у, -ю.

3 группа – Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.

Решение проблемы.

- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1скл., 2скл., 3скл.?

( - В Д.п. существительные 1, 2, 3 скл. Имеют разные окончания.)

- Давайте сравним наш вывод с таблицей в учебнике на с.113

Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?

(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).

- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).

Физминутка

(Части речи сущ.- хлопаем, прил . – присели, глагол – изображаем действие)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

5. Работа с учебником. Слайд 10

Упражнение в определении падежей существительных.

Произведения Пушкина очень близки к жанру устного народного творчества: народным сказкам, песням, пословицам.

(упражнение 210 по вариантам 1,2-1 в., 3, 4- 2в.)

Взаимопроверка .

Задание – тест 

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – говорите «да», если в другом падеже - то «нет».

«Да», «Нет»

1. нырнул в воду

2. иду по дороге

3. бежать к маме

4. привёз на берег

5. сижу за партой

6. подарил дочери

7. гулять по парку

5.Рефлексия

Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:

1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

2. С какими предлогами употребляются эти существительные?

3. Какие окончания имеют в дательном падеже существительные 1, 2,

и 3 скл?

4. Чем они являются в предложении?

По ответам детей выстраивается схема.на доске

Существительные в дат. п.

Отвечают на вопросы:

кому? чему?

Употребляются с предлогами:

к, по.

Имеют окончания:

1скл. 2 скл. 3 скл.

- е - у, - ю - и)

VII. Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– В чем заключалась цель нашего урока?

– Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

– Чью работу на уроке хотите отметить?


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж"

Автор: Гуреева Алёна Дмитриевна

Дата: 23.12.2023

Номер свидетельства: 643051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "урок русского языка "Дательный падеж""
    ["seo_title"] => string(35) "urokrusskoghoiazykadatielnyipadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "267249"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450340944"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План- конспект урока русского языка "Дательный падеж"."
    ["seo_title"] => string(56) "plan_konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_datiel_nyi_padiezh"
    ["file_id"] => string(6) "442719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512610491"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка "Дательный падеж""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokarusskoghoiazykadatielnyipadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "272113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451907083"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства