- Подчеркните первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (Пушкин)
- Да, ребята, именно А.С. Пушкин, его произведения помогут нам сегодня справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока. Какие произведения Пушкина вы знаете?
3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
– Какую часть речи мы изучаем вот уже несколько последних уроков? (Имя существительное.) – Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.
Графический диктант от Золотой рыбки.Слайд 5
Она приготовила вам своиутверждение; если вы с ним согласны, то ставите рядом с номером вопроса знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто?», «что?».
2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа.
3. Род существительного – это непостоянный (изменяемый) признак.
4. В русском языке 5 падежей
5. При склонении слово сохраняет свое значение, но изменяет форму.
6. Именительный падеж, единственное число – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.
7. Существительные в именительном падеже всегда употребляются с предлогами.
8. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?».
9. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из», «без», «около», «с».
10. Имена существительные в родительном падеже являются главным членом предложения.
– А теперь сверьте выполнение задания с ответами на доске и оцените свою работу Слайд 6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
-
-
-
+
+
-
-
+
-
4. Работа по теме урока . Слайд 7
-Из какого произведения эти строки? Назовите окончания сущ, определите падеж.
Гости князю поклонились…
Гости к пристани идут…
Воротился старик ко старухе…
Вот пошел он к синему морю…
-Из какого произведения эти строки? Выделите окон. сущ –х, определите падеж
Определите проблему, которую необходимо решить на уроке ( Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже?) слайд 8
-Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке
Карточка для 1 исследовательской группы
Приближался ( к чему?) к вод..., речк...., опушк.....
Обрадовался (кому?) лис..., тетк..., царевн...
Задания:
1.Вставьте и выделите пропущенные окончания
2 Определите падеж и склонение имен существительных
3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных ..... скл. в .......падеже .
4.Проверьте себя по учебнику на стр.113
Карточка для 2 исследовательской группы
Идёт ( к чему?) к стол…, к мор..., к окн…
Обратился (к кому?) к петушк…, к коню…, к друг…
Задания:
1. Вставьте и выделите пропущенные окончания . Определите падеж и склонение имен существительных
2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных …. скл. в … падеже.
Подошел (к кому?) к матер... , к дочер....., к печ…
Задания:
1. Вставьте и выделите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имен существительных.
2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных … скл. в …. падеже.
3.Проверьте себя по учебнику на стр. 113
Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.
1 группа –Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.
2 группа –Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на –у, -ю.
3 группа –Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.
Решение проблемы.
- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1скл., 2скл., 3скл.?
( - В Д.п. существительные 1, 2, 3 скл. Имеют разные окончания.)
- Давайте сравним наш вывод с таблицей в учебнике на с.113
Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?
(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).
- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам.
5. Работа с учебником. Слайд 10
Упражнение в определении падежей существительных.
Произведения Пушкина очень близки к жанру устного народного творчества: народным сказкам, песням, пословицам.
(упражнение 210 по вариантам 1,2-1 в., 3, 4- 2в.)
Взаимопроверка .
Задание – тест
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – говорите «да», если в другом падеже - то «нет».
«Да», «Нет»
1. нырнул в воду
2. иду по дороге
3. бежать к маме
4. привёз на берег
5. сижу за партой
6. подарил дочери
7. гулять по парку
5.Рефлексия
Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:
1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
2. С какими предлогами употребляются эти существительные?
3. Какие окончания имеют в дательном падеже существительные 1, 2,