kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе разработан в соответствии  с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 6 класс "Существительные общего рода"»

Муниципальная общеобразовательная организация

«Угольнинская средняя общеобразовательная школа»






















Тема урока

«Существительные общего рода»

русский язык. 6 класс








Составла:

учитель русского языка и литературы

Лазарева Татьяна Павловна
















С. Угольное, 2017

Цель: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи.  

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

  2. Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, развивать речь учащихся, обогащая новыми словами, существительными общего рода.

  3. Воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.

План урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Представление темы и постановка целей урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Тренировочные задания.

  5. Подведение итога урока.

  6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Поддержка положительного эмоционального состояния учеников Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Что нового об имени существительном как части речи вы узнали на уроках в 6-ом классе?

Ученики демонстрируют творческое задание в виде рассказа с использованием несклоняемых имен существительных.

  1. Представление темы и постановка целей урока.

Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «невежда» и «невежа».

1.Сравнение.

В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?

2.Работа со словарем.

Работа с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Этимологическим словарем русского языка Г.П. Цыганенко (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):

Информация

Невежда - м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.

Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

Вопрос

Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?

Информация

«Ведати» (знать) (невежа - человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).

3.Определение рода имени существительного.

Мужского или женского рода слово «невежда»?

Невежда - это неграмотный человек (м.р.)

А если невежда – женщина? (ж.р.)

Вывод: «Невежда» - это существительное общего рода.

4.Формулирование темы и целей урока учащимися класса.

Тема: Существительные общего рода.

Цели:

понять, какие существительные называются существительными общего рода и как ими правильно пользоваться в речи.

  1. Изучение нового материала.

  1. Составление определения понятия «существительного общего рода».

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя - непоседа Таня).                                              

  1. Лексическая работа.

Приведите примеры существительных общего рода.

-Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка (работа учащихся на доске и в тетрадях).

Информация

Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.

Вопрос

  1. Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительными общего рода?

Ответ

- С отрицательной.

Информация

Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.

Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

а) - Нравятся ли вам такие люди? ... И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (от слов корить, ругать).

*Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Особенно в старину не любили жадных людей.

       *Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвёртую копейку

Расшибётся об скамейку.

А эту корилки закончите сами:

*Что за шум, что за рёв?

*

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка.

Это Лена ... {рёвушка).

*Вот подходит к детворе.

 Затевает драку,

 Все боятся во дворе

Такого ... {забияку).

  1. Проверим вашу внимательность. Запишите, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества (плакса, жадина, рёвушка, забияка).  

б) Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.

- Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

* «Он два раза в неделю страдал от обжорства». * «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»

  1. Это о Троекурове - герое романа А.С. Пушкина «Дубровский».

  2. А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

  3. Он обжора и невежа.

  4. Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.

Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

  1. «Молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека (с элементами игры, с картинками, мультипликациями).

Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня

Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка

Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка

Кто любит болтать вздор, пустяки - пустомеля

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам - зевака

Хвастливый человек - хвастунишка

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа

Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза

Человек, который наушничает - ябеда

Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка

Сонливый, любящий много спать - соня

Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы - белоручка

Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха

Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа

Физкультминутка

А сейчас ... сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире! 

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина -

Всё имеет имена.

Повернулись,

Улыбнулись,

Прямо сели

И готовы сей же миг

 Изучать родной язык!

  1. Грамматическая работа.

Рассказ - инсценирование.

Автор: Ещё в сентябре одна ученица, рассказывая о своём летнем отдыхе, поведала мне

историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка какого-то вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Вожатая: - Вот видишь, ты какая большая неряха.

Мальчик: - Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

Вожатая: - Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

Мальчик: - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Автор: Вожатая, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пыталась приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно.

Вопрос

-Почему сопротивлялся её собеседник?

Ответ

-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».

-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Вывод

Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р.

при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Пример: Маленький Костя - такой неряха. Маленькая Таня – такая неряха

 (работа учащихся на доске и в тетрадях).

  1. Работа с учебником.

Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?

Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).

Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

V. Тренировочные задания.

а) Работа с учебником.

Упражнение 229  стр.91.

Ученики:

-  читают и комментируют  6 предложений

Серёжа - круглый сирота. Маша -  круглая сирота.

Миша — большой забияка. Марина — удивительная забияка.

«Какой ты зазнайка, Петя!» - удивилась мама.

«Какая ты зазнайка, Люба!» - удивилась мама.

- записывают первое и последнее предложения в тетрадь

  1. объясняют знаки препинания в предложениях

В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в Именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.

б) Запись учащимися  предложений под диктовку.

Ученики:

- определяют по заданию  о девочке или мальчике едёт речь

 - указывают род подлежащих

1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.

/1) Наша соня (ж.р.) проспала все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.

-отвечают на вопрос

 Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (По смыслу).        

в) Выполнение теста.

  1. ВАРИАНТ

  1. Если        существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

  1. среднего рода;

Б) общего рода;

  1. частного рода.

  1. Укажите существительное общего рода:

  1. староста;

Б) юноша;

  1. папа.

  1. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:

  1. растяпа, обжора, мастер, игра;

Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;

  1. мямля, злюка, сластёна, работяга.

  1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

  1. Мой папа - настоящая работяга.

Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.

  1. Света - полная невежда.

  1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

  1. Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.

Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.

  1. Наш белоручка сидела сложа руки.

  1. ВАРИАНТ

  1. Если        существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

  1. среднего рода;

Б) женского рода;

  1. общего рода;

  1. Укажите существительное общего рода:

  1. бедняга;

Б) юноша;

  1. папа.

  1. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:

  1. растяпа, обжора, ябеда, игра;

Б) вредина, зазнайка, выскочка, неженка;

  1. семья, злюка, сластёна, работяга.

  1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

  1. Мой папа - честный трудяга.

Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.

  1. Мой маленький братик - настоящая неженка.

  1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

  1. Известный хвастунишка рассказывала новую историю.

Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.

  1. Наша левша всегда красиво писала.

/Проверка. Взаимопроверка/

1  ВАРИАНТ -

Вариант: . Фамилия :





1

2

3

4

5

Б

А

В

А

В

2  ВАРИАНТ -





Вариант: . Фамилия :





1

2

3

4

5

В

А

Б

В

А

VI. Подведение итога урока.

Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся. - Дети, вы сегодня умнички и молодчины!

VII.Домашнее задание.

  1. параграф 41 стр. 91-92 (учебные таблицы - стр. 35)

  2. сочинить и записать стихотворение (или четверостишие), в котором будут использованы  имена существительные общего рода, можно о своём однокласснике, но не забывайте:

Словом можно убить,

 Словом можно спасти,

 Словом можно полки

 За собой повести.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Существительные общего рода"

Автор: Лазарева Татьяна Павловна

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка "Имена существительные общего рода""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_imiena_sushchiestvitiel_nyie_obshchiegho_roda"
    ["file_id"] => string(6) "351074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477056934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока русского языка  "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3"
    ["file_id"] => string(6) "238842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444662816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106879"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403105595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства