kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока объяснение нового материала по теме «Наречие как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Обучающие цели: познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.

а) знания: формировать понятие о наречии как части речи

б) умения: совершенствовать умение проводить речеведческий анализ, частичный морфологический разбор

в) навыки: продолжить формирование навыка грамотного письма (правописание сложных прилагательных, проверяемых безударных главных в корне слова, н-нн в прилагательных, правописание приставок пре-/при-)

  1. Развивающие цели: продолжать формирование орфографических и пунктуационных навыков, развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях.
  2. Воспитательные цели: формировать интерес школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока объяснение нового материала по теме «Наречие как часть речи»»



















Конспект урока объяснение нового материала по теме

«Наречие как часть речи»













Класс: 7

Место урока (по тематическому планированию): Система языка. Морфология. Культура речи. Орфография.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Учебник: Русский язык. 7 класс. В 2-х частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.

Методы объяснения нового материала: чтение учебника, беседа, наблюдение над языковым явлением

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, фронтальный опрос

Оборудование: учебник по русскому языку под редакцией Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., раздаточный материал, презентация

Цели урока:

  1. Обучающие цели: познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.

а) знания: формировать понятие о наречии как части речи

б) умения: совершенствовать умение проводить речеведческий анализ, частичный морфологический разбор

в) навыки: продолжить формирование навыка грамотного письма (правописание сложных прилагательных, проверяемых безударных главных в корне слова, н-нн в прилагательных, правописание приставок пре-/при-)

  1. Развивающие цели: продолжать формирование орфографических и пунктуационных навыков, развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях.

  2. Воспитательные цели: формировать интерес школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.

Речеразвивающий потенциал дидактического материала высокий (стихотворение М.Шолохова, текст А.П. Чехова).

Стилистический аспект: работа с художественным стилем речи (текст А.П. Чехова), учебно-научным подстилем научного стиля (учебник, толковый словарь).



Структура урока

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Повторение изученного (7 минут)

  1. Словарно-орфографическая работа (7 минут)

  1. Подведение к теме урока (2 минуты)

  1. Работа с текстом:

а) чтение текста (1 минута)

б) выполнение речеведческих заданий (тема и основная мысль)

(1 минута)

  1. Целеполагание (2 минуты)

  2. Актуализация знаний (5 минут)

  3. Изучение нового материала (8 минут)

  4. Закрепление изученного (9 минут)

  5. Подведение итогов (4 минуты)

  6. Рефлексия. Оценивание работы учащихся (1 минута)

  7. Задавание на дом (1 минута)





Эскиз доски



Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Доброе утро, класс! Проверяем готовность к уроку, садимся.


Открываем тетради, записываем число, классная работа.





Пишут в тетрадях

II. Повторение изученного

Словарно-орфографическая работа

Округ Кукарских заводов занимал собой территорию в пятьсот тысяч десятин, что равнялось целому германскому княжеству или даже маленькому европейскому королевству.

Мамин-Сибиряк Д. Н., Горное гнездо, 1884


Проведем словарно-орфографическую работу со словом территория.

Найдите слово в орфографическом словаре. Вчитайтесь в него, всмотритесь, запомните.


Сформулируйте лексическое значение слова территория





Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, чтобы уточнить значение. (Со словарём работает пара, назначенная дежурными по словарю).




Проговорим это слово чётко, по слогам.




Запишем слово в тетради, поставим ударение, подчеркнём ошибкоопасные места.


Происходит от лат. territorium «область, территория, земля вокруг города», далее из terra «почва, земля». Запишите себе в тетради.


Подберите однокоренные слова к слову терриория.


Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасные места.



Выполните морфемный разбор записанных слов. Ученик 1 диктует, учитель оформляет запись на доске.





Составьте и запишите словосочетание с одним из слов.








Составьте и запишите предложение с одним из слов.










Открывают словарь, находят слово, запоминают его написание.





Выслушиваются ответы учащихся. Территория – это ограниченное пространство, место, на котором может что-то находится.


ТЕРРИТОРИЯ, и, ж. Ограниченное земельное пространство. Государственная т. Т. города. Т. завода. На территории двора. прил. территориальный, ая, ое. Территориальные воды (часть моря, на которую распространяется власть прибрежного государства).


Тер - ри - то - ри - я.
Учитель записывает на доске, ученики - в тетради.


Учащиеся записывают в тетрадях.
ТерритОрия








Территориальный



Учитель записывает на доске, дети - в тетрадях.


Территория - имя существительное, изменяемая часть речи, следовательно, есть
окончание я, основа - территор, корень - территори.


Территориальный - имя прилагательное, изменяемая часть речи, следовательно, есть окончание -ый, основа - территориальн, образовано от слова территория с помощью суффикса, выделяю его -альн, корень территори.


В тетрадях учащихся должна получиться следующая запись:


Территория - сущ., изм.ч.р.;
Территориальный - прил., изм.ч.р.
Территория школы.

На пришкольной территории находится прекрасный вишневый сад.

III. Подведение к теме урока

1. Работа с текстом

Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать с помощью слов русского языка. Сегодня мы ещё раз в этом убедимся.


Прочитайте стихотворение на слайде и подумайте, о чём оно.


Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Если вспомнишь слово ты «светло»,

То увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!


М.Шолохов


О чём говорится в стихотворении?


Какова тема стихотворения?


Слова какой части речи выделены в стихотворении?


Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будет идти речь?



Сформулируйте тему урока


Запишите тему урока в тетрадь.



























О языке, красоте и богатстве


Богатство русского языка


Наречия



О том, что такое наречие и какую роль оно выполняет



Наречие как часть речи

IV. Целеполагание

Почему вы решили, что выделенные слова - наречия?


Значит, если слово отвечает на вопросы КАК? – это наречия? А эти слова- наречия: без отдыха, с радостью?


Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?


Можно ли спутать наречие с другими частями речи?


Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?

Отвечают на вопрос КАК?



Нет





Не достаточно




Да



1. Научиться определять, что такое наречие

2. Распознавать наречие среди других частей речи

V. Актуализация знаний

Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждый записывает ответы на вопросы в тетрадь. Оформите ваши записи в «Кластер».

Дайте определение понятию «наречие».

  1. На какие вопросы отвечает наречие?

  2. Изменяется ли по лицам, числам, падежам?

  3. Какую синтаксическую роль выполняют?

(Записи групп учащихся проверяются коллективно, напротив правильных ответов ставится +, неправильные обсуждаются).


Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.

VI. Изучение нового материала

У действия, как и у предмета, есть свои признаки.

Например,

в предложении:

Вдали раздавался топор дровосека (Н. Некрасов) слово вдали называет место действия (где раздавался?) как его признак.

Вдали - это наречие.

Наречия в отличие от других знаменательных частей речи никак не изменяются.

Можно изменить форму глагола в этом предложении, а наречие останется неизменным:

раздавался вдали,

раздаётся вдали, будет раздаваться вдали, раздавался бы вдали.

В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами

Солнце невысоко поднялось над горизонтом.

Наречия могут быть и определениями.

Аптека находится в доме напротив.

Наречия чаще всего присоединяются к глаголам:

Обидел (по ч е м у?) сгоряча, причастиям: делегация, уехавшая (когда?) вчера,

деепричастиям: соблюдая (как?) строго.

Наречия могут сочетаться с существительными:

дом (какой?) напротив,

прилагательными:

интересный (насколько?) чрезвычайно,

с другими наречиями: долго (в какой мере?) очень.


Сделаем выводы и внесём новую информацию в «Кластер»: от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает.


Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что же такое наречие, какими признаками оно обладает.
































VII. Закрепление изученного

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, и выделите орфограммы (текст из упр.227, стр.120-121)


1. Солнце выгл..нуло сзади из-за города и тихо, без хлопот пр…нялось за свою работу.

2. Сначала, далеко впереди где небо сходится с землёю около курганчиков и ветря(н, нн)ой мельницы которая изд..ли похожа на маленького человечка, поползла по земле широкая (ярко)ж…лтая полоса.

3. Полоса света подкравшись сзади шмыгнула через брич(?)ку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, )бросила с себя утре(н, ин)юю полутень улыбнулась и засв..ркала росой.

4. Охотники улыбнулись все разом и захлопали от восторга в ладоши. 5. Где(то) д..леко влево плакали чибисы.

6. Мягко картавя журчал ручеёк.

7. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями и вдруг останавливается в воздухе.

(А. Чехов)


2. Выясним значения наречия, его роль в предложении, разобрав словосочетания по образцу.

весело стучал ( глаг.+нареч., признак действия);

очень быстро (нареч.+нареч., признак признака).

(примеры выведены на слайд)


(К доске выходят двое желающих и разбирают словосочетания из предложения, которое записано в тетради под диктовку, остальные работают в тетрадях).


3. Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним.

Положа руку на сердце

У черта на куличиках

Рукой подать

Как в аптеке

Черным по белому

Битый час

Бок о бок

На вес золота

Душа в душу


Слова для справок: дружно, близко, дорого, точно, ясно, далеко, честно, долго








1. Солнце выглянуло (корень) сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось (корень) за свою работу.

2. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю около курганчиков и ветряной(суффикс) мельницы, которая издали(корень) похожа на маленького человечка, поползла по земле широкая ярко-желтая (сложное прилагательное) полоса.

3. Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку(суффикс) и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила(приставка) с себя утреннюю(суффикс) полутень, улыбнулась и засверкала(корень) росой.

4. Охотники улыбнулись все разом и захлопали от восторга в ладоши.

5. Где-то(суффикс) далеко(корень) влево плакали чибисы.

6. Мягко картавя, журчал ручеёк.

7. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе.


Тихо принялось (глаг.+нареч., признак действия)

Сначала сходится (глаг.+нареч., признак действия)

Далеко впереди (нареч.+нареч., признак признака)

Понеслась навстречу (глаг.+нареч., признак действия)

Мягко картавя (дееприч.+нареч., признак действия)

Плавно взмахивая (дееприч.+нареч., признак действия)







Честно

Далеко

Близко

Точно

Ясно

Долго

Близко

Дорого

Дружно




VIII. Подведение итогов

Итак, подведём итоги. Ответьте на вопросы:


Что обозначает наречие?


На какие вопросы отвечает?


Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?

Каким членом предложения обычно бывает наречие?




Признак действия, признак предмета, признак признака

Как? Куда? Где? Когда? Зачем? С какой целью?

Неизменяемость


Глагол


Обстоятельство/определение

IX. Рефлексия. Оценивание работы учащихся

Ребята, закончите предложения:


Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

У меня получилось…

Мне было трудно…

Мне показалось лёгким задание…

Мне показалось сложным задание …


X. Задавание на дом

Записываем домашнее задание. Прочитайте параграф 34 стр.119 и выполните упражнение 229 стр.122


Спасибо за урок! До встречи!





До свидания!



Список используемой литературы:

  1. Русский язык. 7 класс. В 2-х частях - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., 2021. 119-122 с.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003. 944 с.

  3. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Собр. соч. : в 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 35.

  4. Стихотворение «Наш язык и скромен, и богат…» М.Шолохова

  5. АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ, под редакцией А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского, 2020, 896 с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока объяснение нового материала по теме «Наречие как часть речи»

Автор: Хабарова Юлия Борисовна

Дата: 30.01.2025

Номер свидетельства: 664487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "140103"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417877113"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Предлог как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434083657"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "187652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426537918"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Слова категории состояния" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-slova-katieghorii-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "145517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418928809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства