Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формы работы:
фронтальная
самостоятельная
групповая
Методы работы:
Оборудование: Учебник «Русский язык» А.В.Полякова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды, карточки с заданиями, алгоритм
Ход урока.
Организационный момент.
-Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Улыбнулись друг-другу и гостям, сели и принялись за работу.
Актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы отправимся в гости, а к кому вы узнаете, разгадав загадку.
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня (Зима)
- К нам Зима пришла,
зимние слова принесла.
Давайте их запишем, выделяя орфограммы (комментированное письмо)
Коньки, морозный, снежинка, вьюжит, трескучий, метёт, холодно
-На какие группы их можно поделить? (словарные и проверяемые, по частям речи)
-Определите части речи (фронтальная проверка)
-С какой проблемой вы столкнулись?
-А эти слова на какие вопросы отвечают?
Сообщение темы урока учащимися.
-А кто знает, что это за часть речи?
Это наречие.
Откуда знаете?
Какой будет тема урока?
Тема урока: «Наречие»
- Вспомним алгоритм работы по изучению. части речи, который есть у каждого из вас, и скажите, что мы должны узнать о наречии.
Сообщение цели урока.
-Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей и мы будем заполнять эту таблицу по ходу наших открытий.
№п/п | Должен узнать | Мне известно |
1 | Изменяемая или неизменяемая часть речи… | |
2 | В предложении связано… | |
3 | В предложении является… | |
4 | Отвечает на вопросы… | |
5 | Роль в предложении… | |
Открытие нового знания
1.Зрительно - предупредительный диктант.(на доске)
По д.р.ге зимней, скучной
Тройка борзая беж.т.
К.л.кольчик одн.звучный
Утомительн. звенит.
-Вспомните, чьи это слова? (А.С. Пушкин)
-Спишите, вставляя пропущенные буквы. (самопроверка, слайд)
-Сколько здесь предложений?
-Прочитайте 1, 2.
-Выполним синтаксический разбор второго предложения.(1 уч. у доски)
-На какой вопрос отвечает наречие? (записали в таблицу)
-С какой частью речи связано наречие? (записали в таблицу)
-Каким членом предложения является? (записали в таблицу)
-Выпишите словосочетание гл.+ нар. Измените его по лицам и числам.(1 уч у доски)
- Какай вывод мы сделаем? (неизменяемая часть речи) (запишем в таблицы)
2. Физминутка
Потрудились - отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3.Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 120, найдите Упр.179
-Чтобы выполнить следующее задание, найдите в тексте выделенные слова и поставьте к ним вопросы. (работаем в парах)
- От какой части речи будем ставить вопрос?
-Выпишите словосочетания с вопросами.
-На какие же ещё вопросы отвечает наречие?
-Давайте посмотрим, что же мы узнали о наречии. Сравним наш вывод с правилом в учебнике на с. 120.Молодцы.
Закрепление изученного.
1.Работа в парах.
Выполните задание в парах. Перевернули карточку.
Соотнесите наречия с подходящими вопросами.
Вчера утром
Близко Где? налево
Направо Куда? сверху
Сегодня Когда? дружно
Издалека Откуда? интересно
Честно Как? справа
Слева вверх
-Ребята, а вы любите зиму? А за что?
-А давайте напишем небольшой рассказ на эту тему, используя слова для справок.
( однажды) зимним утром ребята отправились в парк.
На небе (ярко) светило солнце. ( тихо) падал пушистый снег.
Ребята ( дружно) стали лепить снеговика. ( вокруг) был слышен детский смех. Всем было ( весело).
Проверка.
-Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
-Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
-Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной) Запись в таблицу.
-Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)
-А дома, используя наречия, мы напишем мини сочинение на эту тему.
Итог урока. Рефлексия.
-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
-Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Расскажите о наречии все, что вы узнали.
Я знаю…
я умею…
Я могу….