kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему СПП с подчинительными союзами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: углубить знания о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем

Задачи урока:

     - закрепить знания учащихся о СПП, формировать понятие о его строении и                                средствах связи;

  • развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа;
  • воспитывать бережное отношение к родному языку;

 

Ход урока

Организационный момент

  • Здравствуйте дети! Сегодня урок русского языка буду вести я, Индира Мирзахмедовна! Садитесь. Перед тем как начать урок давайте проверим домашнее задание. Кто готов ответить? (ответ учащихся)

Опрос домашнего задания

Актуализация раньше полученных знаний

-  Какие предложения называются сложными?

– Что вам известно о ССП?

- Что вам известно о СПП?

– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения?(Подчинительными союзами и союзными словами.)

– Что можно сказать о пунктуации в СПП?

– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)

– Какие союзные слова вам известны?

Изучение нового материала

  • Открываем тетради и записываем число и тему нашего урока. (учащиеся самостоятельно ознакомливаются с правилами)
  • Части сложноподчиненного предложения (СПП) связываются подчинительными союзами ( что, чтобы, как, если, так как, потому что…) или союзными словами ( это относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что, где, куда, почему…)
  • Как отличить подчинительные союзы и союзные слов?

Подчинительные союзы

союзные слова

1) не являются членами предложения (к ним нельзя поставить вопрос)

2) можно убрать из предложения

Я знаю, что нужно выучить правила.

(Я знаю: нужно выучить правила)

1) являются членами предложения   ( к ним можно поставить вопрос)

2) нельзя убрать из предложения

3) можно заменить близкими по смыслу словам и словосочетаниями

Я знаю, что нужно выучить.

 

Закрепление нового материала

  • С учебника выполняем упражнение касательно этой темы. Кому непонятно можете задавать вопросы (выполнение упражнения из учебника)
  • Индивидуальная работа с учащимися

Карточка № 1. Составьте СПП предложения, используя подходящие по смыслу подчинительные союзы.

Совсем не обязательно употреблять жаргонные слова…

Современный русский язык не утратит свою самобытность…

Нужно читать много книг…

  • В русском есть множество красивых слов.
  • Они учат нас правильно строить фразы, употреблять красивые слова.
  • Следить за своей речью.

Карточка № 2. Составьте СПП предложения, используя подходящие по смыслу    подчинительные союзы.

Совсем не обязательно употреблять жаргонные слова…

Современный язык не утратит свою самобытность…

Нужно читать много книг…

Карточка № 3. Составьте и запишите 2-3 СПП.

Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?

Карточка №4. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

 

1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__  дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__  люди не уважают в других человеческого достоинства. 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__  она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__  эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

Карточка №5. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

 

1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

 

  • Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

а) 1, 2, 3

      б) 1,2,3,4

      в) 1,3

      г) 2,3

 

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

      а) 2, 4 

      б) 1, 2, 3, 4

      в) 1, 2, 3

      г) 1, 3, 4

 

  В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

 

 В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.

в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.

 г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы узнали о СПП?

– Назовите средства связи в СПП?

– Как различать союзы и союзные слова.

Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему СПП с подчинительными союзами»

Дата: 08.11.2017

Класс: 9 «а»

Предмет: русский язык

Методист: Тунгушбекова А.А.

Учитель: Махмутова Б.К.

Тема: Подчинительные союзы как средства частей СПП

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: углубить знания о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем

Задачи урока:

- закрепить знания учащихся о СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи;

  • развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа;

  • воспитывать бережное отношение к родному языку;



Ход урока

Организационный момент

  • Здравствуйте дети! Сегодня урок русского языка буду вести я, Индира Мирзахмедовна! Садитесь. Перед тем как начать урок давайте проверим домашнее задание. Кто готов ответить? (ответ учащихся)

Опрос домашнего задания

Актуализация раньше полученных знаний

-  Какие предложения называются сложными?

– Что вам известно о ССП?

- Что вам известно о СПП?

– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения?(Подчинительными союзами и союзными словами.)

– Что можно сказать о пунктуации в СПП?

– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)

– Какие союзные слова вам известны?

Изучение нового материала

  • Открываем тетради и записываем число и тему нашего урока. (учащиеся самостоятельно ознакомливаются с правилами)

  • Части сложноподчиненного предложения (СПП) связываются подчинительными союзами ( что, чтобы, как, если, так как, потому что…) или союзными словами ( это относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что, где, куда, почему…)

  • Как отличить подчинительные союзы и союзные слов?



Подчинительные союзы

союзные слова

1) не являются членами предложения (к ним нельзя поставить вопрос)

2) можно убрать из предложения

Я знаю, что нужно выучить правила.

(Я знаю: нужно выучить правила)

1) являются членами предложения ( к ним можно поставить вопрос)

2) нельзя убрать из предложения

3) можно заменить близкими по смыслу словам и словосочетаниями

Я знаю, что нужно выучить.


Закрепление нового материала

  • С учебника выполняем упражнение касательно этой темы. Кому непонятно можете задавать вопросы (выполнение упражнения из учебника)

  • Индивидуальная работа с учащимися

Карточка № 1. Составьте СПП предложения, используя подходящие по смыслу подчинительные союзы.

Совсем не обязательно употреблять жаргонные слова…


Современный русский язык не утратит свою самобытность…


Нужно читать много книг…

  • В русском есть множество красивых слов.


  • Они учат нас правильно строить фразы, употреблять красивые слова.



  • Следить за своей речью.

Карточка № 2. Составьте СПП предложения, используя подходящие по смыслу подчинительные союзы.

Совсем не обязательно употреблять жаргонные слова…

Современный язык не утратит свою самобытность…

Нужно читать много книг…

Карточка № 3. Составьте и запишите 2-3 СПП.

Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?

Карточка №4. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.



1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__  дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__  люди не уважают в других человеческого достоинства... 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__  она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__  эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

Карточка №5. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.



1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).



  • Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

а) 1, 2, 3

      б) 1,2,3,4

      в) 1,3

      г) 2,3

 

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

      а) 2, 4 

      б) 1, 2, 3, 4

      в) 1, 2, 3

      г) 1, 3, 4

 

  В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

 

 В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.

в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.

 г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы узнали о СПП?

– Назовите средства связи в СПП?

– Как различать союзы и союзные слова.

Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему СПП с подчинительными союзами

Автор: Курманбаева Сауле Хасеновна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-poniatiie-slozhnopodchinionnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431127369"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnopodchinionnykh-priedlozhienii-povtorieniie-izuchiennogho-pri-podghotovkie-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445249652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства