Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: углубить знания о строении СПП и постановке знаков препинания в нем
Задачи урока:
- закрепить знания учащихся о СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи;
- развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа;
- воспитывать бережное отношение к родному языку;
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте дети! Сегодня урок русского языка буду вести я, Индира Мирзахмедовна! Садитесь. Перед тем как начать урок давайте проверим домашнее задание. Кто готов ответить? (ответ учащихся)
Опрос домашнего задания
Актуализация раньше полученных знаний
- Какие предложения называются сложными?
– Что вам известно о ССП?
- Что вам известно о СПП?
– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения?(Подчинительными союзами и союзными словами.)
– Что можно сказать о пунктуации в СПП?
– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)
– Какие союзные слова вам известны?
Изучение нового материала
- Открываем тетради и записываем число и тему нашего урока. (учащиеся самостоятельно ознакомливаются с правилами)
- Части сложноподчиненного предложения (СПП) связываются подчинительными союзами ( что, чтобы, как, если, так как, потому что…) или союзными словами ( это относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что, где, куда, почему…)
- Как отличить подчинительные союзы и союзные слов?
Подчинительные союзы | союзные слова |
1) не являются членами предложения (к ним нельзя поставить вопрос) 2) можно убрать из предложения Я знаю, что нужно выучить правила. (Я знаю: нужно выучить правила) | 1) являются членами предложения ( к ним можно поставить вопрос) 2) нельзя убрать из предложения 3) можно заменить близкими по смыслу словам и словосочетаниями Я знаю, что нужно выучить. |
Закрепление нового материала
- С учебника выполняем упражнение касательно этой темы. Кому непонятно можете задавать вопросы (выполнение упражнения из учебника)
- Индивидуальная работа с учащимися
Карточка № 1. Составьте СПП предложения, используя подходящие по смыслу подчинительные союзы.
Совсем не обязательно употреблять жаргонные слова… Современный русский язык не утратит свою самобытность… Нужно читать много книг… |
|
Карточка № 2. Составьте СПП предложения, используя подходящие по смыслу подчинительные союзы.
Совсем не обязательно употреблять жаргонные слова…
Современный язык не утратит свою самобытность…
Нужно читать много книг…
Карточка № 3. Составьте и запишите 2-3 СПП.
Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?
Карточка №4. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.
1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__ дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__ люди не уважают в других человеческого достоинства. 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__ она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__ эти люди несли на себе непомерную тяжесть.
Карточка №5. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.
1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).
- Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
а) 1, 2, 3
б) 1,2,3,4
в) 1,3
г) 2,3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
а) 2, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 2, 3
г) 1, 3, 4
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.
В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.
в) В лесу было тихо, несмотря на то__ что солнце уже поднялось.
г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о СПП?
– Назовите средства связи в СПП?
– Как различать союзы и союзные слова.
Комментирование оценок.
V. Домашнее задание.