Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Повторение. Орфография и пунктуация".»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Повторение. Орфография и пунктуация. Цель урока: повторить, обобщить и закрепить тему « Орфография и пунктуация». Задачи: Обучающие: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ОГЭ по русскому языку; отрабатывать навыки правописания чередующихся гласных в корне; отрабатывать навыки правописания приставок; отрабатывать навык постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях. Развивающие: использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ОГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий. Воспитательные: воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца; развивать положительное отношение к предмету. Тип урока: Урок повторения изученного материала. Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная. Оборудование: компьютер, раздаточный материал. Ход урока:.
1. Этап мотивации.
Перед вами пословицы об учёбе. Какую бы вы выбрали сегодня для себя? Без муки нет науки. Век живи – век учись. Грамоте учиться – вперед пригодится. Корень ученья горек, да плод его сладок. ( 3 – 4 ученика объясняют значение выбранной пословицы)
- Сегодня на уроке мы повторим орфографию и пунктуацию. Но прежде чем перейти к повторению, проверим домашнее задание. 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (Д/з: упражнение № 32)
Учащиеся класса выполняли упражнение 32. Ответьте, на написание каких орфограмм вам пришлось вспомнить правила. Написание каких орфограмм вызвало затруднения? Объясните постановку знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах. 3. Этап решения поставленной задачи.
Работа по таблице «Правописание гласных в корнях слов» (стр.23-24 учебника)
4. Целеполагание. Учащиеся сами определяют тему урока и ставят цели . - Тема урока: « Орфография и пунктуация».. Сегодня на уроке мы с вами повторим такие правила орфографии, как правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с, и написание приставок пре, при. Также мы повторим постановку знаков препинания в осложненном простом предложении.
Работа по теме урока. 1.Работа с эпиграфом. - В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю слова И. Гёте. Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность. - Выполняя входную контрольную работу, вы заметили, что в тестах присутствовали задания на расстановку знаков препинания, фонетику. К доске пойдут три ученика. Задание следующее: первый ученик объясняет постановку знаков препинания и выполняет синтаксический разбор предложения. Второй ученик – производит синтаксический разбор словосочетания из этого предложения. Третий ученик – делает фонетический разбор. Пока учащиеся выполняют свою работу, мы проведём словарный диктант и повторим правила орфографии. (на листочках) Прикасаясь, растительный, зарница, перебирать, приминать, выращенный, избрать, исчезнуть, безрассудный, придорожный, бессмертный, разбить, возлагать, коснулся, прескучный, расстилать, разгорелся. - Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Произведём взаимопроверку. Внимание на экран. - Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Теперь те, кто получил «4». А кто не справился с работой? - Два ученика пойдут проверять фонетический разбор слова и синтаксический разбор словосочетания. Пока они занимаются работой, мы послушаем ученика, выполнявшего синтаксический разбор предложения. Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность. (Повеств., невосклиц., прост., двусост., распростр., полное, ослож. = и =)
Всякую бездеятельность мест. + сущ. признак предмет (грам.значение – признак предмета, связь – согласование) - Оценка за синтаксический разбор предложения. Учащиеся, которые выполняли разборы, и их проверяющие оцениваются в процессе работы на уроке. 5. Подготовка к экзамену. Часть 2. Работа с текстом. Фронтальный опрос. - Повторим термины. Что изучает орфография? (правильность написания слов) какие правила орфографии мы с вами изучили? Какое из правил было для вас трудным? Что изучает пунктуация? (постановка знаков препинания) - Закрепим эти понятия при работе с текстом. В этом году вы будете сдавать ОГЭ и знаете, что в части 2 вас ожидает работа с текстом. На опушк.. выр..с красивый лес из березок. У каждой красавицы листья расположены (по)разному. Одни к..саются земли, другие г..рят ярким пламенем на верхушках. Вокруг березок густо зеленеет м..лодая поросль. Во время вечерней з..ри лес оз..ряется необычным светом. Именно тогда листья деревьев делаются г..рящими! Хорошо в это время в лесу! Лес это самое великое тв..рение природы. Все зверьки птички прекл..няются перед этим чудом. - Перед вами текст. Определите тему и идею текста? Тип и стиль речи. (Ответ: тема – лес - это великое творение природы. Идея – привлечь внимание читателя к красоте природы. Тип – описание, стиль – художественный) - Посмотрите на первые два предложения. Назовите способ связи этих предложений. (последовательный) - Назвать средство связи первого и второго предложения. (синоним) Задание: списать текст, вставить орфограммы и недостающие знаки препинания. - Какие правила вам пришлось вспомнить при написании орфограмм? Объяснить расстановку знаков препинания. - Самопроверка . - Какие средства художественной выразительности использует автор для описания природы? (Ответ: эпитеты - красивый лес, ярким пламенем, необычным светом, великое творение; олицетворение - другие горят ярким пламенем; листья деревьев делаются горящими; метафора - все зверьки, птички приклоняются перед этим чудом) - Для чего автор использует средства выразительности? - Что мы повторили при работе с текстом? (орфографию, синтаксис, пунктуацию, художественно-выразительные средства). Задания из всех этих разделов языкознания мы встречаем в заданиях ОГЭ. 6. Физминутка..Видеоролик «Разомнемся!» 7. Подготовка к экзамену. Часть 2 ( работа с тестами). - А сейчас проверим ваши знания по пройденным темам. Вам предлагается тест. Выполняем. Потом сдаёте тетради. Я проверю и выставлю оценки в журнал. Тест. 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4 2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр..школьный, пр..следовать 2) бе..заботный, ра..писание 3) пр..градить, пр..гладить 4) во..паление, и..черпать 3. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова? 1) просл..дить 2) зам..рать 3) изл..гать 4) к..рзина 4. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно? 1)(Не) высокие сосенки видны вдоль дороги. 2) Солдат (не) был дома пять лет. 3) (Не) весёлым, но добрым был этот человек. 4) (Не) легко забыть прошлое. 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И? (Н..)(1) кто (н..)(2) хотел (н..)(3) ссориться, (н..)(4) мириться. 1) 1, 2 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна. 2) В один из осенних дней, освежённых холодным воздухом, лес как будто помолодел. 3) Все, кто был против старого Меньшикова, теперь торжествовали. 4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского. 7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Только деревья да дома мелькают перед глазами. 2) Это был то ли сон то ли призрачное воспоминание. 3) Ничего из его наследства не тронуто ни людьми ни временем ни землетрясениями. 4) А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми. 8. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне? 1) прик..саться, зам..реть, покл..ниться 2) прим..рять, прол..жить, просл..зиться 3) просл..дить, зав..зать, прогл..тить 4) прив..зать, попл..вок, гр..шить 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вздрагивая от холода(1) щенок(2) потерявший хозяина(3) забился под крыльцо дома(4) и заснул. 1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,3 10. Укажите верную характеристику предложения. В Москве, на Красной площади, стоит Храм Василия Блаженного. 1) Простое односоставное предложение. 2) Простое двусоставное предложение с уточняющим членом. 3) Простое предложение с вводной конструкцией. 4) Простое предложение с обособленным определением. Ответы: А1 – 2 А2 – 4 А3 – 1 А4 – 2 А5 – 2 А6 – 4 А7 – 2 А8 – 1 А9 – 2 А10 – 2
9-10 баллов – оценка «5» 7-8 баллов – оценка «4» 5-6 баллов – оценка «3» 8. Итог урока. - Какие правила орфографии и пунктуации мы сегодня повторили? 9. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы… Я узнал…. Я повторил…. 10 Домашнее задание. 1) выполнить упр. 40..Записать, распределяя словосочетания на две группы (-н-,-нн-) 2)Индивидуально: Составьте текст, используя слова (в любой форме): упр.41.
Объявление оценок за урок. Учитель благодарит за работу учащихся.