Конспект урока на тему: "Однородные члены предложения"
Конспект урока на тему: "Однородные члены предложения"
Урок разработан согласно программе. Имеет тренировочные упражнения для закрепления умений расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Однородные члены предложения"»
Урок русского языка
Тема: Однородные члены предложения.
Цель: углубить знания учащихся об однородных членах предложения, научить определять признаки однородных членов предложения; учить распознавать однородные члены предложения и осмысливать их роль в речи; воспитывать культуру речи, интерес к культуре.
Определение темы урока. Запишите предложение – строчки из стихотворения А. Ахматовой
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд И новым именем покрою Боль поражений и обид.
- Проанализируйте, что осложняет это предложение?
- Выдвигаем гипотезу: есть повторяющиеся элементы – есть ряды однородных членов. - Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?
Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, выражены одним и тем же членом предложения, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации перечисления или интонации и сочинительных союзов.
Беседа.
- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах?
- Всегда ли ставится запятая?
- Когда ставится тире или двоеточие?
5. Практические задания.
А) Найти однородные члены, определить способ их выражения.
1. Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам. 2. Вокруг была снежная пелена да безмолвная степь. 3. Дед сел, закурил махорку и начал разуваться.
4. Вожатый и несколько ребят трудились в огороде.
5. Кипела, торопилась, грохотала жизнь. 6. На улице ветер гнал перья, стружки, пыль. 7. Мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо.
Б) Схематический диктант.
Записать предложения в виде схемы, указав ряды однородных членов.
1. В лесу было холодно, пасмурно.
2. Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты, щёлочи. 3. Трава в лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне. 4. Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями.
- Что нужно уметь, для того, чтобы правильно расставить знаки препинания?
Находить основы предложения, отличать простое или сложное,
находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания.
В) Дайте характеристику предложениям.
- Каков алгоритм наших действий? Что сначала надо сделать?
1. Солнце комнату наполнило Пылью жёлтой и сквозной.
2. Ни стоном ни взглядом Окаянной души не коснусь.
3. Я помню только сад сквозной осенний нежный И крики журавлей и чёрные поля...
4. Для детей для бродяг для влюблённых Вырастают цветы на полях.
5. Волшебный ветерок перелетал.
Г) - Чем данные предложения отличаются от ранее записанных?
Утром всё хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда - всё было разрисовано цветами, рыбами, птицами.
Все эти люди: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.
6. Цифровой диктант.
- Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающее слово. Напротив номера предложения напишите соответствующую цифру (1 — да, есть обобщающее слово. 0 — нет обобщающего слова.)
1) Наш Вовка брал всем: и силой, и смелостью, и ловкостью, и мозгами, и душевной широтой.
2) В мешке дорожном простые вещи: две майки, мыло, порошок.
3) Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.
4) Ожили и леса, и пруды, и степи.
5) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.
6) Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик.
7) Распоряжения его всегда были быстры, точны, отчетливы.
8) Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек две старые трешницы.
9) Сеть морщинок около глаз оттеняла их странное выражение: то задумчиво спокойное, то какое-то колючее и горькое.
10) Подушка эта была теплая, мягкая, битком набитая снами.
11) Ничто не шевелилось: ни травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
12) На красноватой траве, на былинках, на соломинках блистали и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
1
0
0
1
1
0
1
1
0
1
0
7. Игра «Самый быстрый и умный».
- Сколько знаков препинания и какие нужно поставить в этом предложении? (0)
Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятла и журчанием воды.
- В чём особенность данного предложения? ( Есть однородные подлежащие, сказуемые, дополнения)
Запишите предложение – строчки из стихотворения А. Ахматовой
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд И новым именем покрою Боль поражений и обид.
3. Практические задания.
А) Найти однородные члены, расставить знаки препинания, определить способ выражения.
1. Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам. 2. Вокруг была снежная пелена да безмолвная степь. 3. Дед сел закурил махорку и начал разуваться. 4. Вожатый и несколько ребят трудились в огороде. 5. Кипела торопилась грохотала жизнь. 6. На улице ветер гнал перья стружки пыль. 7. Мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо.
Б) Схематический диктант. Записать предложения в виде схемы, указав ряды однородных членов.
1. В лесу было холодно, пасмурно.
2. Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты, щёлочи. 3. Трава в лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне. 4. Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями.
В) Дайте характеристику предложениям.
1. Солнце комнату наполнило пылью жёлтой и сквозной. 2. Ни стоном ни взглядом окаянной души не коснусь.
3. Я помню только сад сквозной осенний нежный и крики журавлей и чёрные поля.
4. Для детей для бродяг для влюблённых вырастают цветы на полях. 5. Волшебный ветерок перелетал.
Г) - Чем данные предложения отличаются от ранее записанных? Спишите, расставьте знаки препинания.
Утром всё хрустело вокруг подмерзшие дорог , листья на крыльце черные стебли крапивы торчавшие из-под снега.
И огромная печь и лавки вдоль стен и посуда всё было разрисовано цветами рыбами птицами.
Все эти люди матросы разных наций рыбаки кочегары веселые юнги машинисты рабочие, лодочники грузчики водолазы все они были молоды здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.
4. Цифровой диктант.
Напротив номера предложения напишите соответствующую цифру (1 — да, есть обобщающее слово. 0 — нет обобщающего слова.)
1) Наш Вовка брал всем и силой и смелостью и ловкостью и мозгами и душевной широтой.
2) В мешке дорожном простые вещи две майки мыло порошок.
3) Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар овощи, хлеб птицу фрукты мед.
4) Ожили и леса и пруды и степи.
5) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.
6) Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик.
7) Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы.
8) Отец совершил несколько будничных движений достал бумажник порылся в нем извлек две старые трешницы.
9) Сеть морщинок около глаз оттеняла их странное выражение то задумчиво спокойное то какое-то колючее и горькое.
10) Подушка эта была теплая мягкая битком набитая пухом.
11) Ничто не шевелилось ни травинка внизу ни один лист на верхней ветви дерева.
12) На красноватой траве на былинках на соломинках блистали и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
5. Игра «Самый быстрый и умный».
Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятла и журчанием воды.