Конспект урока на тему "Художественный стиль речи"
Конспект урока на тему "Художественный стиль речи"
На данном уроке обобщаются и углубляются знания учащихся по теме "Художественный стиль", повышается культуроведческая компетенция. Этот урок-пример осуществления лингвокультурологического подхода к обучению, о чем говорится во всупительной статье к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Художественный стиль речи"»
Основные пути обеспечения связи языка и культуры
на уроках и
и во внеурочное время
В современном социокультурном пространстве ученик сталкивается с речевой средой, не приобщающей к культуре, а, наоборот, отталкивающей от нее. Язык радио и телевидения, газет и журналов далек от идеалов. Речь учащихся груба, засорена иностранными словами, жаргонизмами. Классическую литературу ученик читает только на урокеЗадача учителя в данной ситуации - целенаправленно создавать обучающую среду, способную приобщить ребенка к культуре, оказать эстетическое воздействие , воспитать нравственные ценности. Формирование языковой личности – процесс длительный, в котором можно выделить несколько направлений .
1.Прежде всего, это работа со словами- концептами. Культурный концепт – национальный образ культуры , воплощенный в слове. Он отражает особенности сознания человека, вызывает определенные чувства, ассоциации. Это такие слова , как душа, воля, судьба, горе, совесть,долг, грех, гордыня и т.д. Учащимся предлагается творческое задание: составить энциклопедию одного слова.
2.Системная работа с различными словарями. Нам хорошо известны словари лингвистические, вместе с тем существуют особые типы словарей, в которых основной является культурная информация, это лингвострановедческие и лингвокультурологические словари.
3.Текст на уроке русского языка должен служить созданию развивающей речевой среды, приобщающей к национальной культуре. Подбор и использование этнолингвистической, историко-краеведческой литературы способствуют изучению русского языка в диалоге культур.
4.Язык- это культурный код нации, а не только средство общения и познания, поэтому обучение языку должно происходить с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка.
5.Использование на уроках и во внеурочной деятельности пословиц, поговорок, примет, обычаев, т.к. это неисчерпаемый источник богатства народного опыта, народной мудрости.
6.Лингвокультурологический анализ текста, который предполагает поэтапное осмысление содержания, выделение ключевых слов, понятий; культуроведческое комментирование текста; задания речеведческого характера (тема, идея, стиль, способы и средства связи); задания языкового характера (по фонетике, лексике, грамматике); задания по орфографии и пунктуации; разные виды разбора, составление схем; подготовка к выразительному чтению текста; иложение текста или сочинение на одну из заданных тем.
Перед учителями-словесниками стоит задача преодолеть разрыв в преподавании русского языка и литературы. Изучая грамматический материал, повторяем литературу, анализируя художественное произведение, закрепляем речеведческие умения. Художественное произведение – это текст, а текст – это единица общения. Наши ученики должны научиться составлять тексты на все случаи жизни: о явлениях культуры, об искусстве, театре, музыке, живописи, о городах и весях, природе, спорте, о жизни народа в прошлом, об обычаях, о жизни замечательных людей и т.д. Большую роль в совершенствовании этого процесса призвана сыграть лингвокультурологическая концепция обучению русского языка.
Урок развития речи в 9 классе на тему: «Художественный стиль речи»
Цели урока:
обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»;
развивать умение определять стиль речи по характерным признакам, тип речи, находить средства художественной изобразительности;
работать над развитием речи, обогащением словарного запаса учащихся;
готовить учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку;
осуществлять межпредметные связи (литература, культура Башкортостана, живопись);
повышать культуроведческую компетенцию учащихся;
воспитывать уважительное и бережное отношение к языку и слову.
Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные тексты (у каждого ученика).
Ход урока
Эпиграф
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С.Пушкин
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что мы с пользой проведем время сегодняшнего урока.
2.Целеполагание.
- Запишите тему урока и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема?
После небольшого диалога с классом учитель конкретизирует цель.
3. Повторение по теме «Художественный стиль речи».
- Какие стили речи вы знаете? ( разговорный и книжные: публицистический, научный, официально-деловой , художественный).
- Какова сфера применения художественного стиля? Задачи? Какие языковые средства, присущие художественному стилю, вы знаете? (слова в переносном значении, эмоционально-оценочные; вопросительные, побудительные, восклицательные предложения с однородными членами).
-Какие средства художественной изобразительности вы знаете?
4.Актуализация знаний.
- Связующим звеном всей нашей работы будет слово… Впрочем, посмотрите на эпиграф, о чем идет речь?( Правильно, это весна, Сейчас как раз наступило это прекрасное время года).
- Именно поэтому я хочу прочитать стихотворение А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка (звучит стихотворение «Это утро, радость эта…»).
- В чем своеобразие этого стихотворения? (нет ни одного глагола, не зря Фета называют «безглагольным).
5.Работа со словом ВЕСНА.
1.- Каково лексическое значение слова? ( - общеславянское производное от основы вес-, что и веселый; весна буквально- «время, когда живется хорошо»; время года, следующее за зимой и предшествующее лету).
2.- Подберите однокоренные слова к слову весна (весенний, веснушка, весной, по-весеннему).
- А знакомо вам слова веснянка?( это закличка весны, которая сочинялась в народе: это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, 22 марта русский народ отмечает Сороки (сорок мучеников): пекут «жаворонков», раздают детям, и те с криком, смехом закликают жаворонков, а с ними весну).
Веснянка
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью.
С великой милостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебом обильным!
-А знаете ли вы, что у башкирского народа тоже есть праздник, связанный с весной? Можете его назвать? (Каргатуй, или грачиная каша; в апреле на праздник собирались женщины и дети, варили кашу, пели, плясали, остатки каши раскладывали в разных местах, чтобы их могли склевать птицы). Во время праздника дети пели песню:
Грач, быстрее прилетай,
Земля, урожаю дай!
Пусть скорей пройдет зима,
Хлебом полнятся закрома!
6.Весна вдохновляет художников. На слайдах репродукции картин: К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода».
7.Слово весна в поэтических текстах. Работа по вариантам: анализ стихотворений Е.Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!» и народного поэта Башкортостана Р. Гарипова « Жаворонок».
Задания: прочитать выразительно, назвать средства художественной изобразительности.
2 вариант. Р.Гарипов: сравнение – взмоет стрелой, как камень; олицетворение – весна падает, сердце поет; метафора – лучами света и тепла.
8.Работа с текстом.
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.
Потом на реках происходит первая подвижка льда (именно подвижка, а не движение), когда лед начинает косо надкалываться и смещаться, и из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.
Ледоход начинается почему-то чаще всего темными ночами, после того как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками – «черепками», сольется с лугов и полей.(К.Г.Паустовский)
-Определите стиль речи, по каким признакам вы его определили? (тропы: девочки-весны(сравнение), у зябнувшей весны, съедают туманы, вода выступает, пойдут овраги(олицетворение), снег делается зернистым, ноздреватым (эпитеты).
9. Готовимся к ОГЭ.
А) Вот по ложбинкам забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним разгуливают черные, белоносые грачи.
Б) Это и есть самое любимое время года – пробуждение земли, ее первая улыбка солнцу.
В) Мое любимое время года – весна, только совсем не такая, когда зазеленеет трава, и на деревьях распустятся листья, нет, я люблю самое начало весны.
Г) Вот в полях, по буграм, на припеке показались первые проталины, запели над ними жаворонки.
1. Выберите правильный ответ последовательности предложений:
1) Г, А. В. Б;
2)В. Г, А, Б;
3)В, Б. А, Г;
4)В, Г, А, А, Б.
2. Определите стиль текста и тип речи:
1) научный, описание;
2) публицистический, повествование;
3) художественный, повествование.
3.Укажите средства связи между предложениями в тексте:
1) лексический повтор;
2) местоимение;
3) частица.
4. В каком слове букв больше, чем звуков:
1) только;
2) ручейки;
3) время;
4) улыбка.
5. Укажите средства художественной изобразительности: