kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Художественный стиль речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обобщаются и углубляются знания учащихся по теме "Художественный стиль", повышается культуроведческая компетенция. Этот урок-пример осуществления лингвокультурологического подхода к обучению, о чем говорится во всупительной статье к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Художественный стиль речи"»

Основные пути обеспечения связи языка и культуры

на уроках и

и во внеурочное время

В современном социокультурном пространстве ученик сталкивается с речевой средой, не приобщающей к культуре, а, наоборот, отталкивающей от нее. Язык радио и телевидения, газет и журналов далек от идеалов. Речь учащихся груба, засорена иностранными словами, жаргонизмами. Классическую литературу ученик читает только на урокеЗадача учителя в данной ситуации - целенаправленно создавать обучающую среду, способную приобщить ребенка к культуре, оказать эстетическое воздействие , воспитать нравственные ценности. Формирование языковой личности – процесс длительный, в котором можно выделить несколько направлений .

1.Прежде всего, это работа со словами- концептами. Культурный концепт – национальный образ культуры , воплощенный в слове. Он отражает особенности сознания человека, вызывает определенные чувства, ассоциации. Это такие слова , как душа, воля, судьба, горе, совесть,долг, грех, гордыня и т.д. Учащимся предлагается творческое задание: составить энциклопедию одного слова.

2.Системная работа с различными словарями. Нам хорошо известны словари лингвистические, вместе с тем существуют особые типы словарей, в которых основной является культурная информация, это лингвострановедческие и лингвокультурологические словари.

3.Текст на уроке русского языка должен служить созданию развивающей речевой среды, приобщающей к национальной культуре. Подбор и использование этнолингвистической, историко-краеведческой литературы способствуют изучению русского языка в диалоге культур.

4.Язык- это культурный код нации, а не только средство общения и познания, поэтому обучение языку должно происходить с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка.

5.Использование на уроках и во внеурочной деятельности пословиц, поговорок, примет, обычаев, т.к. это неисчерпаемый источник богатства народного опыта, народной мудрости.

6.Лингвокультурологический анализ текста, который предполагает поэтапное осмысление содержания, выделение ключевых слов, понятий; культуроведческое комментирование текста; задания речеведческого характера (тема, идея, стиль, способы и средства связи); задания языкового характера (по фонетике, лексике, грамматике); задания по орфографии и пунктуации; разные виды разбора, составление схем; подготовка к выразительному чтению текста; иложение текста или сочинение на одну из заданных тем.

Перед учителями-словесниками стоит задача преодолеть разрыв в преподавании русского языка и литературы. Изучая грамматический материал, повторяем литературу, анализируя художественное произведение, закрепляем речеведческие умения. Художественное произведение – это текст, а текст – это единица общения. Наши ученики должны научиться составлять тексты на все случаи жизни: о явлениях культуры, об искусстве, театре, музыке, живописи, о городах и весях, природе, спорте, о жизни народа в прошлом, об обычаях, о жизни замечательных людей и т.д. Большую роль в совершенствовании этого процесса призвана сыграть лингвокультурологическая концепция обучению русского языка.


Урок развития речи в 9 классе на тему: «Художественный стиль речи»

Цели урока:

  1. обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»;

  2. развивать умение определять стиль речи по характерным признакам, тип речи, находить средства художественной изобразительности;

  3. работать над развитием речи, обогащением словарного запаса учащихся;

  4. готовить учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку;

  5. осуществлять межпредметные связи (литература, культура Башкортостана, живопись);

  6. повышать культуроведческую компетенцию учащихся;

  7. воспитывать уважительное и бережное отношение к языку и слову.

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные тексты (у каждого ученика).

Ход урока

Эпиграф

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

А.С.Пушкин

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что мы с пользой проведем время сегодняшнего урока.

2.Целеполагание.

- Запишите тему урока и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема?

После небольшого диалога с классом учитель конкретизирует цель.

3. Повторение по теме «Художественный стиль речи».

- Какие стили речи вы знаете? ( разговорный и книжные: публицистический, научный, официально-деловой , художественный).

- Какова сфера применения художественного стиля? Задачи? Какие языковые средства, присущие художественному стилю, вы знаете? (слова в переносном значении, эмоционально-оценочные; вопросительные, побудительные, восклицательные предложения с однородными членами).

-Какие средства художественной изобразительности вы знаете?

4.Актуализация знаний.

- Связующим звеном всей нашей работы будет слово… Впрочем, посмотрите на эпиграф, о чем идет речь?( Правильно, это весна, Сейчас как раз наступило это прекрасное время года).

- Именно поэтому я хочу прочитать стихотворение А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка (звучит стихотворение «Это утро, радость эта…»).

- В чем своеобразие этого стихотворения? (нет ни одного глагола, не зря Фета называют «безглагольным).

5.Работа со словом ВЕСНА.

1.- Каково лексическое значение слова? ( - общеславянское производное от основы вес-, что и веселый; весна буквально- «время, когда живется хорошо»; время года, следующее за зимой и предшествующее лету).

2.- Подберите однокоренные слова к слову весна (весенний, веснушка, весной, по-весеннему).

- А знакомо вам слова веснянка?( это закличка весны, которая сочинялась в народе: это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, 22 марта русский народ отмечает Сороки (сорок мучеников): пекут «жаворонков», раздают детям, и те с криком, смехом закликают жаворонков, а с ними весну).

Веснянка

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью.

С великой милостью,

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С хлебом обильным!

-А знаете ли вы, что у башкирского народа тоже есть праздник, связанный с весной? Можете его назвать? (Каргатуй, или грачиная каша; в апреле на праздник собирались женщины и дети, варили кашу, пели, плясали, остатки каши раскладывали в разных местах, чтобы их могли склевать птицы). Во время праздника дети пели песню:

Грач, быстрее прилетай,

Земля, урожаю дай!

Пусть скорей пройдет зима,

Хлебом полнятся закрома!

6.Весна вдохновляет художников. На слайдах репродукции картин: К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода».

7.Слово весна в поэтических текстах. Работа по вариантам: анализ стихотворений Е.Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!» и народного поэта Башкортостана Р. Гарипова « Жаворонок».

Задания: прочитать выразительно, назвать средства художественной изобразительности.

1 вариант. Е.Баратынский: метафора – крылья ветерка; эпитеты – торжествующем хребте, ветхий лист, заздравный гимн; олицетворения – облака, ласкаясь к лучам; река, взревев.

2 вариант. Р.Гарипов: сравнение – взмоет стрелой, как камень; олицетворение – весна падает, сердце поет; метафора – лучами света и тепла.

8.Работа с текстом.

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

Потом на реках происходит первая подвижка льда (именно подвижка, а не движение), когда лед начинает косо надкалываться и смещаться, и из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.

Ледоход начинается почему-то чаще всего темными ночами, после того как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками – «черепками», сольется с лугов и полей.(К.Г.Паустовский)

-Определите стиль речи, по каким признакам вы его определили? (тропы: девочки-весны(сравнение), у зябнувшей весны, съедают туманы, вода выступает, пойдут овраги(олицетворение), снег делается зернистым, ноздреватым (эпитеты).

9. Готовимся к ОГЭ.

А) Вот по ложбинкам забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним разгуливают черные, белоносые грачи.

Б) Это и есть самое любимое время года – пробуждение земли, ее первая улыбка солнцу.

В) Мое любимое время года – весна, только совсем не такая, когда зазеленеет трава, и на деревьях распустятся листья, нет, я люблю самое начало весны.

Г) Вот в полях, по буграм, на припеке показались первые проталины, запели над ними жаворонки.

1. Выберите правильный ответ последовательности предложений:

1) Г, А. В. Б;

2)В. Г, А, Б;

3)В, Б. А, Г;

4)В, Г, А, А, Б.

2. Определите стиль текста и тип речи:

1) научный, описание;

2) публицистический, повествование;

3) художественный, повествование.

3.Укажите средства связи между предложениями в тексте:

1) лексический повтор;

2) местоимение;

3) частица.

4. В каком слове букв больше, чем звуков:

1) только;

2) ручейки;

3) время;

4) улыбка.

5. Укажите средства художественной изобразительности:

1) оценочная лексика;

2) антонимы;

3) ряды однородных членов;

4) эпитет.

6. Укажите бессоюзное сложное предложение.

Самопроверка (правильные ответы – на экране) : 1-4, 2-3, 3-2, 4-1, 5-3, 6-Г

10. Подведение итогов. Оценивание.

11.Домашнее задание (на выбор):

1. Выучить наизусть одно из стихотворений, которые рассматривались на уроке.

2. Найти стихотворение о природе, которое вам по душе, записать его в тетрадь, указать средства художественной изобразительности.

3. Написать сочинение-миниатюру « Весна пришла».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Художественный стиль речи"

Автор: Ивушкина Ирина Вениаминовна

Дата: 03.03.2019

Номер свидетельства: 502025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока рус. языка "Художественный стиль речи""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_rus_iazyka_khudozhiestviennyi_stil_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "367774"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481301754"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока "Язык художественной литературы". "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-konspiekt-uroka-iazyk-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "105987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402931418"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме"Художественный стиль речи " "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-khudozhiestviennyi-stil-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "125600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415018518"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства