Lesson Planner Template
Предмет: Язык и литература Класс: 9 Юнит: Язык И СМИ Подраздел: Язык художественной литературы
Учитель: Стасишина В.Г.
Назарбаев Интеллектуальная школа г. Астаны
1. Содержание:
Раздел «Язык и СМИ». Тема: «Язык художественной литературы».
Цель урока:
- актуализировать знания учащихся по теме «Стили речи. Художественный стиль»;
- формировать навыки:
а)анализа художественного текста;
б) умения излагать мысль в устной и письменной формах, аргументировать свою точку зрения.
Ожидаемый результат:
учащиеся примут участие в обсуждении теме;
проанализуруют эпизод из литературного произведения;
смогут логически изложить мысли в письменной и устной формах, аргументировать свою точку зрения, опираясь на текст.
2. Понятия
Цель, жанр, стиль, тема
При рассмотрении данной темы учащимся создаются условия для актуализации знаний по теме «Стили речи». Художественный стиль», планируется рассмотрение таких родственных понятий по курсу «Язык и литература» в основной школе МБ, как стиль, жанр.
При работе с эпизодами из художественного произведения рассматриваются такие понятия, как цель, жанр, тема.
3. Вопрос исследования
Дискуссионный вопрос:
- Влияют ли языковые средства на развитие читательского интереса? (принцип дифференциации усложнение)
Данный вопрос будет рассмотрен при анализе языка художественного произведения, учащиеся, определив особенности художественного стиля, должны попытаться ответить на данный вопрос.
4. Ресурсы
1. Аудиокнига Николай Гоголь. Мёртвые души 3 http://youtube.com/watch?v=CeX1Elfw9aE
2. Презентация на тему «Художественный стиль».
3. Эпизоды из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
1 эпизод: Чичиков у Манилова (комната Манилова);
2 эпизод: Утро Чичикова в дома Коробочки.
5. Деятельность:
Анализ эпизодов из художественных произведений, определение основных языковых средств, используемых автором для воздействия на читателя.
I. Введение (побуждение учащихся к учебной деятельности).
Урок начинается с прослушивания отрывка из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (глава 6, мин.13.45 – 15.00). После прослушивания учащиеся определяют:
- автора и название произведения;
- особенности языка. Отличается ли язык данного отрывка от языка текстов, ранее рассмотренных в разделе «Язык и СМИ».
II. Инструкция (для учителя).
- Прослушать эпизод из литературного произведния, определить автора, название произведения, дать характеристику языку (стилю) произведения;
- В течение 2 минут учащимся предлагается заполнить диаграмму Венна: публицистический стиль и художественный. Сопоставительный анализ двух стилей связать с глобальным контекстом: употребление художественного стилия, его функции для общества, определить, как данный стиль воздействует на личность и общество. ( Углубление знаний учащихся по теме «Текст»: совокупность языковых средств для воздействия на читателей). Рассмотрение темы «Язык художественной литературы» (Язык, используемый для создания художественных произведений), заполнение таблицы (таблица заполняется индивидуально, затем общение):
Сфера применения Задачи речи Языковые средства Цель художественного стиля
3. Анализ эпизода из произведения Н.В. Гоголя « Мертвые души». Данное задание выполняется в парах, но в начале учащиеся работают самостоятельно, для анализа учащимся предлагается шаблон:
Мне для анализа предложен отрывок из произведения....
Тема отрывка/проблема...
Для раскрытия ... автор использует или автором используется....
- Обсуждение в паре.
- Обсуждение в классе.
- Вывод (устно). Рассмотрение концептуального вопроса -Влияют ли языковые средства на развитие читательского интереса? (принцип дифференциации усложнение)
III. Деятельность (ученик):
- Учащиеся примут участие в беседе по теме «Язык художественной литературы»: определят по окончании прослушивания аудиокниги автора, название произведения, особенности языка.
- Самостоятельно заполнят таблицу, смогут сделать вывод о предзначении публицистического стиля, о его назначении для читателя, отличия от публицистического
- Работая в паре и индивидуального, проанализируют эпизод из художественного произведения Н.В. Гоголя «Мертвые дущи», определят языковые средства.
- Ответят наконцептуальный вопрос «Влияют ли языковые средства на развитие читательского интереса?
Вывод (устно): определить, влияют ли языковые средства на развитие читательского интереса? Какие средства используются автором для того, чтобы воздействовать на читателя, какие способы, используются автром для характеристики героя.
Роль глобального контекста: «Справедливость и развитие»: планируется, что данный глобальный контекст будет рассмотрен через работу сравнительного анализа двух стилей, учащимся создаются условия для определения сферы использования художественного стиля, его воздействуя на личность и общество (формирование духовного мира человека, нравственных качеств, расширение кругозора, обогащение речи)
Цели IB:
- формировать навыки анализа средства воздействия автора на аудиторию; аргументировать мнения и идеи с помощью примеров, пояснения и терминологии согласно предмету.
Методы дифференциации: Дифференция прослеживается в моделях преподавания и обучения
- Усложнение: данный вид дифференцации используется при рассмотрении концептуального вопроса - Влияют ли языковые средства на развитие читательского интереса?
- Усложение в плане восприятия материала: учащимся предлагается, прослушав эпизод из аудиокниги (поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава 6, мин.13.45 – 15.00), определить автора и название, особенности языка.
- Стратегии критического мышления: заполнение диаграммы Венна (соспоставление публицистического и художественного стилей), заполнение талицы.
Подходы к обучению: умение работать в паре, навыки анализа и чтения
Описание оценивания: на данном уроке будет вестись работа по отработке навыков по критерий А: «Понимание» - анализ способа воздействия автора на читателя
Домашнее задание: подготовить информацию из СМИ, Интернет-ресурсов о досуге в малых городах Казахстана.