№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организацион ный момент | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
2. | Мотивация. Актуализация опорных знаний | - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. - Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что является основной единицей морфологии? - На какие две группы делятся все части речи? - Чем различаются сам-е и служ-е части речи? | Отвечают на вопросы учителя морфологию слово как часть речи сам-е и служ-е. |
3. | Определение темы урока. Целеполагание. | Прочитайте слова, записанные на доске. Экспедиция, цель, скучный, позиция, роль. Какое слово лишнее? Почему? (скучный - прилагательное, а все остальные существительные) Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас скучать не придётся. Сформулируйте тему урока. (Имя существительное) Я предлагаю вам отправиться в лингвистическую экспедицию. Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут путеводители, в которых вы будете работать. Что такое экспедиция? (поездка, поход группы лиц с каким-либо заданием) Слово экспедиция словарное. Написание каких гласных корня вызывает затруднение? Подчеркните их. В этом слове есть ещё одна орфограмма. Какая? Почему здесь пишется и? В словах на –ция после ц пишется и. Каждая экспедиция имеет цель. Какова цель нашей экспедиции? (повторить морфологические признаки имен существительных и закрепить орфографические навыки) Какова будет ваша роль в экспедиции? Итак, вы сегодня будете исследователями, а я – вашим руководителем. Ребята, не забывайте, путь у нас будет нелёгкий. Вы должны проявить свои лучшие способности, находчивость, творчество, сплоченность. Это и будет ваша роль. Во время экспедиции вы не должны бояться высказываться, выражать свою точку зрения, делиться своими знаниями. Это будет ваша позиция. Выберем девиз экспедиции. Девизом будет то предложение, в котором больше существительных. Друзья познаются в беде. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Верный друг лучше сотни слуг. Выучим девиз. | Отвечают на поставленные вопросы. |
4. | | Организовывает вывод темы и целеполагание. - Предположите, какая тема урока у нас сегодня. - Запишите тему в тетрадь. - Знакома ли вам эта тема? - Попробуйте, сформулировать цели нашего урока | Высказывают свои предположения. Имя существительное как часть речи Записывают тему. …знакома Формулируют цели урока. Обобщить и расширить знания об имени сущ-м, его грамм. признаках Отработать умения определять и. сущ., его грамм. признаки. |
5. | Включение в систему знаний и повторение | Отправляясь в лингвистическую экспедицию, вспомним морфологические признаки существительного. Выберите те, которые не относятся к существительному (спряжение, время, лицо) Открываю компас Эти знания будут компасом нашего пути. Ну что ж, я вижу, вы готовы. Итак, в путь. Много опасностей подстерегает нас на пути. Надо быть очень внимательными и осторожными. Не успели мы вздохнуть – Ворота преградили путь. Ждёт нас первое задание, Нам помогут наши знания. Чтобы их открыть, мы должны выполнить задание: распределить слова 1 вар.) существительные, которые употребляются только в единственном числе, 2 вар.) существительные, которые употребляются только во множественном числе МОЛОДЁЖЬ, ГРАБЛИ, ЧЕРНИЛА, КОФЕ, ДЕТСТВО, ВОРОТА, человек, МОЛОКО, ОЧКИ. Задание для эрудитов: дополнить каждый столбик своими существительными (дополнительно получают бонус эрудита) Проверить по образцу (по 1 чел. – каждый столбик). Какое существительное не выписали, почему? Оцените свою работу на этом этапе: если нет ошибок – «+», есть ошибки – «- «. Итак, какой морфологический признак повторили? Число Мы открыли ворота и продолжаем путь дальше. Наша экспедиция проходит через исторический город. Мы с вами должны знать и уважать свою историю. Его жители задают нам вопрос: - Что было бы, если бы у существительных не было склонения? (не смогли бы правильно написать падежное окончание существительного) Горожане приглашают нас к себе в гости в старинную избу. По картине составьте 5 словосочетаний прил.+сущ., определите склонение существительных. Какие словосочетания составили? | |
6. | Физкультминутка | Двигаемся дальше, и перед нами – ПОЛЯНА ВЕСЁЛЫХ ЗАТЕЙ «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать существительные (встают). Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие существительные отыскали? Приведите примеры. Отправляясь дальше в путь Ты речовку не забудь. Чтобы время не терять, Будем дружно повторять правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Если в окончании существительного пишется о, то мальчики повторяют и поднимают руки вверх, а если е – девочки. Быть храбрецом Гордецом Удальцом Ленивцем Упрямцем Стать молодцом Умельцем Продавцом Земледельцем Вдох глубокий, руки шире, Нет дружней нас в целом мире. Все вы молодцы, быстро вспомнили это правило. Садитесь. Какова ваша позиция: быть храбрецом, гордецом, ленивцем, упрямцем – это хорошо или плохо? Скажите, какие люди помогают в пути? (храбрецы, удальцы, молодцы) А какие мешают? (ленивцы, гордецы) Среди нас таких нет. | Выполняют упражнения |
7. | Самостоятельная работа | Итак, у каждого свое мнение, своя позиция, но объединяет их то, что друзья всегда познаются в беде. Впереди у нас река, Широка и глубока. Чтобы реку перейти, Мостик быстро собери. Дети по одному прикрепляют таблички – восстановить последовательность морфологического разбора существительного. Общее значение Начальная форма Собственное – нарицательное Одушевлённое – неодушевлённое Род Склонение Падеж Число Синтаксическая роль Мы составили Алгоритм морфологического разбора существительного. В заключение нашей экспедиции надо составить отчет. Выпишите из текста (девиза урока) 1 существительное и разберите морфологически. | Работа у доски и в тетрадях. |
8. | Рефлексия | Ну вот, ребята, мы и дома! Здесь всё родное, всё знакомо! Потрудились сегодня на славу, Оценками все порадуем маму. Мы сделаем вывод, ребята, сейчас: Где трудно одному – поможет весь класс! И правил, конечно, не знать – это грех. Когда знаешь всё – точно будет успех! Сегодня на уроке Интересным было…. Трудным было…… Оцените свою работу на уроке, поставьте оценки | Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Оценивают свои знания |
9. | Домашнее задание | Задаёт домашнее задание, комментирует. 1. Написать грамматическую сказку об имени существительном. 2. Составить викторину из 10 вопросов по теме: «Имя существительное» 3. Написать письмо имени существительному | Записывают д/з |
10. | Подведение итогов | Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. | |