kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Что обозначает имя числительное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель конспекта урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Что обозначает имя числительное".»

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока:  Что обозначает имя числительное. 6 класс

(Программа М.М. Разумовской)

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

 Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.

  • Метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.

  • Личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.М.Разумовская,С.И.Львова..Издательство «Дрофа»2017год

Ход урока

1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем знакомиться с самой распространенной частью речи, которая тесно связана с математикой..

II. Вступительное слово учителя.


Ребята, я вижу, наш Незнайка опять решил над нами подшутить и на магнитной доске закрепил числа, будто мы находимся на уроке математики, да ещё и письмо прислал, просил зачитать, при этом внимательно слушать и запоминать новую информацию.

Учитель читает текст письма.

Везде и во всем человека окружают числа. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, остановки, деньги. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счёт.

Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название « Числительное» является производным от слова число. По частоте употребления числительные занимают 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных. Самыми часто употребляемыми из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть.

-Вы внимательно слушали текст. Ответьте на вопросы.

1. О чем идет речь в тексте?

2. Как называется часть речи, говорящая о числах?

3.Как образовалось слово «числительное»?

4. Скажите, Незнайка не ошибся, расположив здесь числа?

5. С какой частью речи мы будем с вами знакомиться на уроке?


На доске написано число, классная работа. Что обозначает …


Эпиграф урока :

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.



 -Какие же задачи стоят сегодня перед вами? - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1). Познакомиться с именем числительным как…;

2). Учиться отличать имя числительное … (Ответы учащихся)



- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активным на уроке? Итак, начнём.

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

2.Разминка. Выход на тему урока.

На доске записаны пословицы. Прочитайте их и вставьте пропущенные слова.

…раз отмерь – … раз отрежь.

Не имей … рублей, а имей … друзей.

…ум хорошо, а … ума лучше.

– Подумайте, на какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?

Ответы учеников.

  • Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучшеКак две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.

3.Приём «верные и неверные утверждения»

- Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что …». Если «да», то ставите «+», если «нет», то «-».

Утверждения:

1 … имена числительные отвечают только на вопрос «сколько?»

2 … имён числительных в русском языке очень немного?

3 … имена числительные изменяются по падежам?

4 … все числительные можно записать цифрами?

5 … эта часть речи в предложении может быть только определением?

6 … числительные имеют общие признаки с существительными?

7 … они имеют общие признаки с прилагательными?

8 … можно прожить день, не встретив ни одного числительного?

9 … числительное может состоять из трёх слов?

- Мы вернёмся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Закрепление. Выборочный диктант (один, два человека у доски, остальные в тетрадях, учитель читает)

- Сейчас поработаем с пословицами. Дайте определение пословицы.

(Вид фольклора. Передает оценку явления, события, человека.)


-Я вам зачитаю пословицы, а вы должны выписать только числительные. Приготовились. Начали.

1. Один ум хорошо, а два лучше.

2. Семь раз отмерь- одни отрежь.

3.Без четырех углов изба не рубится.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.Двумя ложками кашу не едят.


-Проверяем, сверяем с записью на доске.


-Скажите, к какому разряду мы относим эти числительные, на какой вопрос они отвечают, как могут изменяться? (количественные, сколько, по падежам)

- Какие слова обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько?

  • Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте –порядковые

- Сейчас нашим помощником станет учебник М.М.Разумовской

Учащиеся читают параграф 49 (стр.239-240)

Чтение текста с пометками (ПРИЕМ «ИНСЕРТ»):

+ я это знал;

- я это не знал;

! это меня удивило;

? хотел бы узнать подробнее.

Прочитав текст, вы многое узнали о числительном. Теперь составим таблицу, выписывая основные положения из текста.

Учащиеся вслух зачитывают то, что у них получилось. Учитель отвечает на возникшие вопросы.

- Подведём итоги нашего знакомства с числительным. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

Ученики обобщают изученное, например: Числительное – это часть речи, обозначающая количество предметов при счёте или их порядок, изменяется по падежам, может быть любым членом предложения.

4. Прием «Верные и неверные утверждения». Обращение к таблице

- Чтобы выяснить, не ошиблись ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполнили в начале урока. Я снова прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставите «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Физкультминутка.(Упражнения с пандой, видеоролик )



- Какие числительные вам запомнились?

  • Определите их разряд.

5.Обсуждение.

1) – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов:

Пятёрка, пятак, пятидесятый, пятидневная (рабочая неделя). пять. пятьдесят.

- Все ли эти слова являются именами числительными?

- А какие из этих слов имена числительные?

- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (пять-5,пятьдесят- 50), а другие части речи – только словами.

- Запишите слова и определите части речи в этом ряду.

( сущ.,прилаг., числ.)

2)Выполнение упражнения 590

- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.

  • Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать

3) Работа у доски

Два ученика выполняют упражнение 591. Первый выписывает количественные числительные ( с ним работают ребята 1-го варианта), второй ученик выписывает порядковые числительные ( с ним работают ребята 2-го варианта)

6.ИТОГ УРОКА

-Что нового узнали?

- С какой самостоятельною частью речи познакомились?

- Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-На какие две группы делятся?

-Как изменяются?

-Какая синтаксическая роль?


Вывод (может сделать учитель):

Мы познакомились сегодня с самостоятельной частью речи- именем числительным, которая обозначает отвлеченное число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы : Сколько? Какой? Который?

Делятся на количественные и порядковые. Количественные изменяются по падежам, а порядковые по падежам, числам и родам. В предложении количественные числительные могут быть любым членом. А порядковые- определением.

7.РЕФЛЕКСИЯ.

Сегодня на уроке ….

( много мы узнали …., научились отличать числительные от других частей речи;

узнали, как отличать количественные числительные от порядковых по вопросу и грамматическим признакам).

-Урок для меня….(был полезным….)


Учитель: Работали на уроке все хорошо, особенно…

Объявление оценок ( с комментированием)


8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Выучить правила (стр.239-241), выполнить упр.592




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Что обозначает имя числительное".

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 11.05.2022

Номер свидетельства: 606577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Имя числительное. Количественные и порядковые. "
    ["seo_title"] => string(54) "imia-chislitiel-noie-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie"
    ["file_id"] => string(6) "216039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432847149"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме  " Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "130359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415889739"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка на тему:" Имя числительное как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "316855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460189291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока русского языка в 4 классе " Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokarusskoghoiazykav4klassieimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "274433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452401079"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства