Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.
Задачи:
- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным; различать количественные и порядковые числительные, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи
- развивать речь учащихся; орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, мышление, память
- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, самостоятельности.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование урока: карточки, ребусы, смайлики, презентация по теме «Имя числительное».
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Тренинг – настрой на урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
Соберите слово: о, ч, с, и, л ( число)
Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая называет числа.
Чистописание.
В слове «число» назвать мягкий согласный звук. Дайте характеристику этому звуку.
Чч слоги (орфограммы)
III. Актуализация опорных знаний.
-Прежде чем познакомиться ещё с одной частью речи, давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
– А я указываю на предмет, но не называю его.
IV.Вызов.
1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Словарная работа. (распределить слова в столбики по частям речи)
К.р.ндаш, бл.снуть, м.розный,.дин.адцать, св.ркать, за.ц, з.л.тое, пр.рода, б.рёзовые, ш.л.стит, м.лочная, п.б.дить, в.гон
-Сколько столбиков получилось? (самопроверка)
–Все ли слова записали?
Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.
-Что должны узнать? (что обозначает и на какой вопрос отвечает)
Как число одиннадцать связано с нашим классом? На что указывает одиннадцать?
(количество мальчиков). Поставьте вопрос.
– Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради.
– На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? Как мы можем назвать такую часть речи ?
В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Итак, что же такое имя числительное?
-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.114
Найдите имена числительные.
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?
Можно ли их поделить на группы?
-По какому признаку будете делить?
-Какие числительные будут в первой группе?
Предположите, как может называться группа этих числительных.
-Во второй группе?
Предположите, как может называться группа этих числительных.
-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
V.Осмысление.
1.Восприятие и первичное осознание нового материала.
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.
Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
В каких из этих словосочетаний есть порядковые числительные? А в каких количественные?
Почему это числительное порядковое? Почему это числительное количественное?
2. Закрепление.
Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.
Составьте 2 предложения с количественными и порядковыми числительными (устно).
Индивидуальная работа: фонетический разбор любого порядкового и количественного числительного.
3. Минутка отдыха.
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
Отгадывание ребусов.
Работа с пословицами.
Имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”.
– Определите, какие числительные в пословицах. Докажи.
Работа по учебнику. Упр.294 (цепочкой у доски)
ФИЗМИНУТКА
Работа в группах.
1.(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками).
Каждой группе предстоит выполнить свое задание.
1 группе - Записать пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.
2 группе – Подобрать названия сказок, в которых встречаются имена числительные.
3 группе- В тексте найти слова со спрятавшимися числами и записать в виде ребусов.
VI. Рефлексия
- С какой новой частью речи познакомились на уроке? - Чему учились на уроке?
( составление кластера)
Домашнее задание: Найдите и запишите три загадки с числительными.
«Светофор»