Конспект урока по теме "Имя числительное".
Тип урока: закрепление знаний
Цель урока: выработать навыки правильного употребления и произношения числительных; их грамматических особенностей; привить любовь к родному языку; контролировать осанку, зрение учащихся.
Ход урока
Без грамматики не выучить и математики.
- Организационный момент.
- Проверка дом.задания (у доски 1 уч-ся)
Восемнадцатых Зимних игр; тысяча девятьсот девяносто четвертом году; тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году; пятьдесят семь золотых медалей; шестьдесят одна серебряная медаль; двумя миллиардами телезрителей и семи тысячами журналистов.
- Блиц-опрос
-Что такое имя числительное?
-На какие два вида делятся числительные?
-Что обозначают?
-Какими бывают количественные числительные?
-Как изменяются числительные от 5 до 30?
-Как изменяются числительные от 50 до 80?
- Как изменяются числительные от 200 до 900?
-Как пишутся сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на …?
- Как изменяются порядковые числительные?
-Как отличить числительные от других частей речи с числовым значением?
- Синтаксический разбор предложения
Четыре братца под одной крышей стоят.
-Что это, отгадайте?
-Разобрать по членам предложение.
- Творческая работа (устно).
Вспомнить как можно больше пословиц и поговорок с именами числительными или произведения литературы, названия кинофильмов.
«Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Двенадцать месяцев», «Тысяча и одна ночь», «Три толстяка», «Семнадцать мгновений весны»
Гнуть в 3 погибели
7 вода на киселе
От горшка 3 вершка
7 бед - один ответ
Наврал с 3 короба
Лук – от 7 недуг
За тридевять земель
Драть 7 шкур
- Выборочный диктант
В середине 17 века население земного шара составляло всего лишь пятьсот сорок пять миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до семисот двадцати пяти миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек.
В середине двадцатого века оно достигло двух миллиардов пятисот семнадцати миллионов. По прогнозам ученых, к 2000 году население Земли может достичь 6-7 миллиардов человек.
- «Угадай-ка» (игра).
-Число, которое любят все ученики? (пять)
-Число, которое начинает Новый Год? (1 января)
-Число, которое нельзя делить? (ноль)
-Количество метров в километре? (тысяча)
-Число, которое при умножении на себя дает 121? (11)
-Какое числительное приказывает? (3)
- Работа с текстом.
Землетрясение -одно из самых грозных явлений природы. За какие-то минуты оно превращает в груды развалин города, сокрушают горы и резко меняет очертания морей и суши. Так, в 1881 году во время извержения вулкана на островах Индонезии образовалась волна, которая достигла 35 метров в высоту и 148 километров в длину. Она смыла всё, даже почву с ближайших островов.
-вставить пропущенные буквы, знаки препинания, объяснить их
-дать характеристику числительным
-составить схему второго предложения
- Самостоятельная работа.
Три- нечетное число. Семь и семь-четырнадцать. Эти картины нарисовал один художник. Первые лучи солнца будили меня. К тридцатому числу этого месяца план будет выполнен.
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Подведение итогов.
-Что вы можете рассказать о числительных?
XII. Домашнее задание: подобрать примеры предложений с числительными.