Урок построен в соответствии с требованиями технологии мастерской творческого письма, основная идея которой – создать условия учащимся для выдвижения идеи и её развития как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мастерская творческого письма"»
Тема: Мастерская творческого письма (по слову «мама»)
Цели:
1. обучение умениям ставить проблему и творчески искать ответ, навыкам анализа текста;
2. развитие речи, творческих способностей, воображения, ассоциативного мышления;
3. развитие коммуникативной компетенции.
Оборудование и материалы: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), компьютер, презентация в формате ppt, раздаточный материал (стихотворения российских поэтов).
Личностные: оценивать свои потребности, настроение, чувства, желания.
Метапредметные: уметь ставить авторскую задачу, определять авторское намерение, определять авторскую задачу чужого высказывания, ставить собственную авторскую задачу и подчинять ей содержание и языковые средства
Предметные: анализировать содержание текста, находить ключевые слова, выделять главную и второстепенную информацию, строить собственное высказывания.
Ход урока
1. Индуктор
1.1 Учитель: Я предлагаю вам поработать в технологии мастерской творческого письма. Что это такое? Для начала дайте определение слову «мастерская».
Учитель: Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Вашим чемоданчиком с инструментами будет лист бумаги. Записывайте в него всё, что услышите сегодня на уроке, потом он поможет вам создать своё творение. А нашим творческим материалом будет СЛОВО. И слово это будет «мама».
Я прошу вас записать ассоциации, которые приходят вам на ум при слове «мама». Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания. Возможно, вам поможет небольшая презентация.
1.2 Презентация (фотографии, иллюстрации, изображающие мать и дитя). Музыкальное сопровождение: песня «Мама – первое слово» из кинофильма «Мама» в исполнении группы «Непоседы».
1.3 Социализация: чтениеассоциаций, записанных учащимися. Ученикидополняют свои списки.
Реструктуризация, работа со словом.
2.1 Учитель: Какие производные можно образовать от слова «мама»? (Например: мамочка, мамуля, мамин и др.)
Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
Подберите к слову «мама» сравнения. (Например: мама, как ромашка, красивая и простая; мама, как друг, верная и надёжная; мама, как ласточка, трудолюбивая и полная сил)
Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться текстами стихотворений (Приложение). Можно работать с товарищем по парте.
Прочитайте стихотворения разных авторов и запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся.
Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
Учитель: Мать воспевают в своих стихах поэты, матери посвящают свои творения художники.
Презентация «Матери» (картины известных художников, на которых изображены их матери, а также создан обобщённый образ материнства). Задание: к картинам подобрать слова-существительные, характеризующие качества матери (Например: доброта, забота, милосердие, сердечность и др.)
Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
Создание текста
3.1 Учитель: Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира — от Матерей! (М.Горький). В Толковом словаре Ожегова дано следующее определение: мать – женщина по отношению к её детям. Мы так много сказали за сегодняшний урок, а в словаре всего-то несколько слов. Но ведь мы с вами в мастерской, поэтому покажите талант мастера, напишите своё определение слова «мама», и мы создадим сегодня свой толковый словарь одного слова.
3.2 Написание мини-сочинения с использованием наработанного материала (слов, ассоциаций, сравнений, цитат и т.д.). Тексты пишутся на заранее подготовленных разноцветных листах в форме цветка.
3.3 Социализация: чтение текстов вслух.
4. Рефлексия:
Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными
Какие этапы были наиболее трудными
На какой ступеньке Вы находитесь:
- Работать было легко и интересно.
- Испытывал незначительные затруднения (какие?)
- Работать так пока трудно.
- Работать трудно, но интересно.
5. Заключительный этап
Создание коллективной работы «И это всё о ней…» (на большом листе ватмана нарисовано изображение матери и дитя; бумажные цветы, на которых написано сочинение, наклеиваются на ватман). Коллективная работа может быть использована при оформлении актового зала ко Дню матери.