kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе на тему " Тема любви в творчестве Маяковского" с презентацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы для 11 класса по теме Тема урока:  

«Тема любви в лирике В.В.Маяковского.  Стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Конспект урока, проведенного в 11 классе   с использованием элементов технологии творческих мастерских. Урок -  исследование, на котором проводится    аспектный анализ одного лирического произведения В.Маяковского, сопоставительный анализ  двух лирических произведений: В.Маяковского и  С.Есенина. В ходе урока были реализованы обучающие и воспитательные задачи. Определенное внимание уделено формированию умения читать произведения поэта выразительно, понимать особенности лексики его  произведений.  Конспект урока сопровождается  рабочим листом  для учеников и    презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Тема любви В.Маяковский»

Конспект урока по литературе 11 класс

Тема урока:

Тема любви в лирике В.В.Маяковского. Стихотворение «Лиличка! Вместо письма»

Тип урока:

урок - исследование, аспектный анализ лирического произведения, сопоставительный анализ лирических произведений

Цель урока:

выявить своеобразие темы любви в лирике В.В. Маяковского, особенности лирического героя произведений, своеобразие поэтического текста В.В.Маяковского

Задачи:

1.Обеспечить усвоение знаний о теме любви в творчестве В.В.Маяковского;

2.Формировать умение анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать стихотворение;

3.Осуществлять нравственное воспитание.

Оборудование:

- Выставка произведений В.Маяковского;

- Дидактический раздаточный материал для учащихся (рабочий лист урока);

-Тексты стихотворений В.Маяковского «Лиличка! Вместо письма», С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»;

-Фотографии В.Маяковского и Л.Брик.

-Электронная презентация

Способы измерения достижения результатов обучения:

-Индивидуальные задания, задания по вариантам;

-Вопросы беседы

Методические приемы:

- Постановка вопросов по теме;

-Аспектный анализ лирических произведений

Домашнее задание:

- Творческая письменная работа. «Поговорим о странностях любви».

Это может быть свое стихотворение, размышление о теме урока, впечатлении от произведений поэта, слово о поэте…













Конспект урока

Деятельность учителя

Этапы и содержание урока

Деятельность учеников

Релаксация Организует стимулирование учеников

Проверьте рабочее место.

Успокойтесь, настройтесь на работу!

Настрой на работу

Организует беседу

Все, что создает поэт, рассчитано на определенного читателя. У каждого поэта свой читатель. Каким вы открываете для себя Маяковского? Чему он вас научил?

Отвечают на вопрос

Инструктаж

Сегодня перевернем еще одну страницу поэтической антологии лирики Маяковского.

Тема урока Тема любви в лирике В.В.Маяковского. Стихотворение «Лиличка! Вместо письма».

Обращение к Презентации (ПРИЛАГАЕТСЯ)

Для работы каждому ученику предложен «Рабочий лист», в котором во время урока делают записи (ПРИЛАГАЕТСЯ)

Слушают, готовятся к работе, смотрят презентацию, изучают рабочий лист.

Записывает слова и словосочетания

Какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»?

Какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? Обоснуйте свой ответ.

Предполагаемые ответы

( счастье Космос, творение Божье, тайна).

Прием закончи фразу

Продолжите фразу прилагательными

Любовь бывает….

Записывают предложение в «Рабочий лист»

Прием закончи фразу

Продолжите глаголами

Любовь (что делает)

Записывают предложение

Само

конструкция

Маяковский и любовь. Был ли поэт новатором в изображении этой темы?

Докажите.


Отвечают односложно

Слушает учеников

Приведите примеры размышлений о любви , которые вас заинтересовали, которые вы приготовили к данному уроку

Читают стихотворения, высказывания, приготовленные к уроку.

Проверяет

запись

Пусть это будет эпиграфом урока. У каждого свой эпиграф.

Записывают эпиграф в «Рабочий лист»

Организует просмотр портретов,

ставит проблемный вопрос

Итак, любовь - это удивительное явление, это тайна, которую в разные эпохи пытались разгадать и ученые, и философы, и поэты.

Посмотрите на портрет В. Маяковского. Большой, громадный человек. Трудно представить его нежным.

Агитатор, горлан, главарь. И все-таки он был очень романтичным. Даже его близкие не догадывались, как трудно ему было.

Почему так трудно жилось поэту? Каким он был?

Слушают

Отвечают

одиночество

Определяет цели урока

Итак… Поговорим о странностях любви

Цели урока

Промежуточная - анализ лирических произведений

Конечная - выявить своеобразие темы любви в лирике В.В. Маяковского

Делают в«Рабочем листе» записи

Предъявление домашнего задания

Мне бы хотелось, чтобы вы после урока почитали стихи Маяковского. Опираясь на изученные стихотворения и свой эпиграф, напишите творческую работу по выбору:

«Слово о поэте»

«Гимн любви….»

«Размышление о судьбе поэта»

«Впечатление от стихотворений»

Отмечают

Организует наблюдение и рассуждение

Анализ названия стихотворения.

Почему «Лиличка!», а не «Лилия»

Отвечают

Организует работу с терминами

Вместо письма? Что определяет это словосочетание ( ЖАНР)

Отвечают, определяют жанр произведения

Организует опрос

Среди стихотворений о любви письмо «Лиличка! Вместо письма» занимает особое место, отчасти, может быть, оттого, что оно посвящено женщине, сыгравшей огромную роль в жизни поэта. Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело только в 1934 году

-Кто такая Лилия Брик?

Ответ ученика

Организует первое прочтение стихотворения

Чтение стихотворения «Лиличка» (Форма чтения удобная для учащихся: Чтение про себя.

Чтение вслух каждый (вполголоса).

Чтение без слов (пробубнив).

Чтение жестами)

Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого надо напрячь и ум, и воображение.

С первого чтения ничего не поймешь.

Самостоятельное чтение


Беседа- выявление восприятия произведения

- О чем произведение? О какой любви?

-Какие картины вы рисовали себе, читая это произведение?

-Поговорим о странностях любви

Отвечают на впросы

Организует исследование

Создадим логическую схему исследования. Определив, психологическое состояние героя

Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя

Делают самостоятельные выводы

Метод ключевых слов

-Интерьер

-Просьба героя

-Мысли о самоубийстве

-Последнее обращение к любимой

Определяют ключевые слова произведения

Метод

поэтических ассоциаций

Другой поэт другой эпохи сказал

«Я вас любил так искренне, так нежно,

как дай Вам Бог любимой быть другим»(А.С.Пушкин)

На разлуке,
На муке стою.
Вот и всё.
Вот и время настало  проститься.
И целую я руку твою,
Как крыло
Улетающей птицы… (Василий Федоров)

Слушают

Беседа – формулировка вывода

-Почему так обжигают эти строки?

(Наверное, не потому, что они "про это",

а потому, что "про это" так сказано, что они не могут оставить равнодушными никого) Попытаемся же проникнуть в творческую лабораторию поэта и ответить на вопрос " как".

Отвечают

Исследование

- аспектный анализ произведения

Аспектный анализ произведения. Работа по желанию. Предлагается 3 варианта

1вариант – анализ лексики произведения

2 вариант - анализ синтаксиса произведения

3 вариант- анализ фоники произведения

Организует прослушивание ответов

Предъявление результатов работы

Отвечают , делают вывод

Организует беседу

– Что значит для поэта любовь?

– Какие строки говорят о масштабности этого чувства?

Отвечают , делают вывод

Запись в тетрадь

Запишем в тетрадь: стихотворение

отличается глубоким лиризмом; в стихотворении оригинальная, индивидуализированная любовная лексика («отчаяньем иссекусь», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «я тебя короновал», «душу цветущую любовью выжег» и т.д.)

Делают записи

Сравнение со стихотворением Сергея Есенина

Если сопоставить В. Маяковского с гениальными его современниками Блоком или Есениным, то его поэзия столь же интимна, что и у них. Проведите сопоставительный аспектный анализ двух стихотворений

В.Маяковский «Лиличка! Вместо письма»

С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Сопоставительный анализ произведений В.Маяковского и С.Есенина

Организует взаимообучение

Образ души и сердца у Маяковского и Есенина

Образ лирического героя

Образ возлюбленной

Работа над заданием в парах, предъявляют свои ответы

Организует индивидуальную работы

Вписать стихотворение в поэтическую систему Маяковского

Кластер (схема) индивидуально

Инструктаж

Домашняя работа

Домашнее задание- это продолжение работы на уроке: творческая работа. Поговорим о странностях любви…. Это может быть стихотворение, размышление, впечатление, слово о поэте…

Записывают

Организует подведение итогов

Подведение итогов. Выводы.

– Обращение к эпиграфу урока и ответ на заданный в начале урока вопрос.

Постараться ответить на вопросы

– Какая же любовь царит в душе Маяковского - поэта?


Отвечают на вопросы

Рефлексия

Минута тишины для самооценки

В рабочем листе делают записи.

Минута откровения

–Каким вы открыли для себя Маяковского сегодня на уроке?

Отвечают

Финал урока

Не смоют любовь

ни ссоры

ни вёрсты

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих

строкопёрстый,

клянусь –

люблю

неизменно и верю!

В. Маяковский


Слушание





9


Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист урок литературы учени _____ 11 класса ___________________________

Дата


Тема урока (формулирует учитель)

Основное понятие урока


Круг ассоциаций понятия


Круг ассоц. прилагательных


Круг ассоциаций глаголов


Тема урока ( формулирует ученик)


Эпиграф урока


Что ты хочешь узнать на уроке?


Интерпретация стихотворения

метод ключевых слов






Творческая лаборатория поэта

Синтаксис

Лексика

Эвфония

Синтаксис

Лексика

Эвфония

Вывод:

Первый



Сравнительный анализ стихотворений

Маяковский В.В.

Есенин С.А.

Герой

Любимая

Герой

Любимая








Стихотворение и поэтическая

система Маяковского


Второй вывод


Домашнее задание

Творческая работа. Это может быть сочинение, стихотворение, размышление, впечатление, слово о поэте…

Самооценка








Просмотр содержимого презентации
«К уроку Тема любви»

Громада любовь   Тема любви в творчестве В.В.Маяковского

Громада любовь

Тема любви в творчестве В.В.Маяковского

Любовь… это ….. это ….. Любовь …. бывает…. бывает…. Любовь …. (что делает?)… (что делает?)… Еще раз про любовь

Любовь…

  • это …..
  • это …..

Любовь ….

  • бывает….
  • бывает….

Любовь ….

  • (что делает?)…
  • (что делает?)…

Еще раз про любовь

вечная любовь

вечная любовь

Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?

Будет любовь или нет?

Какая –

большая или крошечная?

Поговорим о странностях любви…. Сравнительный анализ стихотворений Анализ поэтической системы Маяковского Аспектный анализ стихотворения

Поговорим

о странностях любви….

Сравнительный анализ стихотворений

Анализ поэтической системы Маяковского

Аспектный

анализ

стихотворения

Домашнее задание  Творческая работа (на выбор) Слово о поэте. Гимн любви…. Размышление о судьбе поэта Впечатление от стихотворений

Домашнее задание Творческая работа (на выбор)

Слово о поэте.

Гимн любви….

Размышление о судьбе поэта

Впечатление от стихотворений

В.В.Маяковкий

В.В.Маяковкий

Объясни  название произведения Лиличка! (вместо письма)

Объясни название произведения

Лиличка!

(вместо письма)

«Любовь – это жизнь..»  В.Маяковский

«Любовь – это жизнь..» В.Маяковский

«Лиличка!» Вместо письма.  Первое знакомство. Чтение про себя Чтение вполголоса Чтение жестами Чтение «пробубнив »

«Лиличка!» Вместо письма. Первое знакомство.

Чтение про себя

Чтение вполголоса

Чтение жестами

Чтение «пробубнив »

Проведем первое исследование Оценка психологического состояния лирического героя

Проведем первое исследование

Оценка психологического состояния лирического героя

На разлуке, На муке стою. Вот и все. Вот и время проститься. И целую я руку твою, Как крыло Улетающей птицы…
  • На разлуке,
  • На муке стою.
  • Вот и все.
  • Вот и время проститься.
  • И целую я руку твою,
  • Как крыло
  • Улетающей птицы…

Поэзия светлых чувств

Я вас любил так искренне,

так нежно.

Как дай Вам Бог

любимой быть другим.

Василий

Федоров

А.С.Пушкин

Аспектный анализ произведения Поэтическая эвфония Поэтический синтаксис Художественная лексика «Лиличка»

Аспектный анализ произведения

Поэтическая эвфония

Поэтический синтаксис

Художественная лексика

«Лиличка»

Первый вывод

Первый вывод

  • Какое место в своей жизни поэт отводит любви?
  • Что значит любить?
  • Можно ли говорить о самоотречении поэта в любви?
  • Каково психологическое состояние лирического героя?
Сопоставительный анализ стихотворений Поединок двух поэтов

Сопоставительный анализ стихотворений

Поединок двух поэтов

Вывод второй.  Образ души и сердца « Лиличка » « Не бродить, не мять в кустах багряных…» Лирический герой Лирический герой Возлюбленная Возлюбленная

Вывод второй. Образ души и сердца

« Лиличка »

« Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Лирический герой

Лирический герой

Возлюбленная

Возлюбленная

Поэтическая система Маяковского Стиль Жанр Лексика Сюжет Эвфония Синтаксис

Поэтическая система Маяковского

Стиль

Жанр

Лексика

Сюжет

Эвфония

Синтаксис

Поговорим о странностях любви…. Сравнительный анализ стихотворений Анализ поэтической системы Маяковского Аспектный анализ стихотворения

Поговорим

о странностях любви….

Сравнительный анализ стихотворений

Анализ поэтической системы Маяковского

Аспектный

анализ

стихотворения

Домашнее задание  Творческая работа Слово о поэте. Гимн любви…. Размышление о судьбе поэта Впечатление от стихотворений

Домашнее задание Творческая работа

Слово о поэте.

Гимн любви….

Размышление о судьбе поэта

Впечатление от стихотворений

Слушайте, товарищи потомки! 20

Слушайте,

товарищи

потомки!

20

Не смоют любовь ни ссоры ни вёрсты Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих  строкопёрстый, клянусь – люблю неизменно и верю! В. Маяковский

Не смоют любовь

ни ссоры

ни вёрсты

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих

строкопёрстый,

клянусь –

люблю

неизменно и верю!

В. Маяковский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Шейда Галина Андреевна

Дата: 05.06.2015

Номер свидетельства: 217931

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства