Релаксация Организует стимулирование учеников | Проверьте рабочее место. Успокойтесь, настройтесь на работу! | Настрой на работу |
Организует беседу | Все, что создает поэт, рассчитано на определенного читателя. У каждого поэта свой читатель. Каким вы открываете для себя Маяковского? Чему он вас научил? | Отвечают на вопрос |
Инструктаж | Сегодня перевернем еще одну страницу поэтической антологии лирики Маяковского. Тема урока Тема любви в лирике В.В.Маяковского. Стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Обращение к Презентации (ПРИЛАГАЕТСЯ) Для работы каждому ученику предложен «Рабочий лист», в котором во время урока делают записи (ПРИЛАГАЕТСЯ) | Слушают, готовятся к работе, смотрят презентацию, изучают рабочий лист. |
Записывает слова и словосочетания | Какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? Какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? Обоснуйте свой ответ. | Предполагаемые ответы ( счастье Космос, творение Божье, тайна). |
Прием закончи фразу | Продолжите фразу прилагательными Любовь бывает…. | Записывают предложение в «Рабочий лист» |
Прием закончи фразу | Продолжите глаголами Любовь (что делает) | Записывают предложение |
Само конструкция | Маяковский и любовь. Был ли поэт новатором в изображении этой темы? Докажите. | Отвечают односложно |
Слушает учеников | Приведите примеры размышлений о любви , которые вас заинтересовали, которые вы приготовили к данному уроку | Читают стихотворения, высказывания, приготовленные к уроку. |
Проверяет запись | Пусть это будет эпиграфом урока. У каждого свой эпиграф. | Записывают эпиграф в «Рабочий лист» |
Организует просмотр портретов, ставит проблемный вопрос | Итак, любовь - это удивительное явление, это тайна, которую в разные эпохи пытались разгадать и ученые, и философы, и поэты. Посмотрите на портрет В. Маяковского. Большой, громадный человек. Трудно представить его нежным. Агитатор, горлан, главарь. И все-таки он был очень романтичным. Даже его близкие не догадывались, как трудно ему было. Почему так трудно жилось поэту? Каким он был? | Слушают Отвечают одиночество |
Определяет цели урока | Итак… Поговорим о странностях любви Цели урока Промежуточная - анализ лирических произведений Конечная - выявить своеобразие темы любви в лирике В.В. Маяковского | Делают в«Рабочем листе» записи |
Предъявление домашнего задания | Мне бы хотелось, чтобы вы после урока почитали стихи Маяковского. Опираясь на изученные стихотворения и свой эпиграф, напишите творческую работу по выбору: «Слово о поэте» «Гимн любви….» «Размышление о судьбе поэта» «Впечатление от стихотворений» | Отмечают |
Организует наблюдение и рассуждение | Анализ названия стихотворения. Почему «Лиличка!», а не «Лилия» | Отвечают |
Организует работу с терминами | Вместо письма? Что определяет это словосочетание ( ЖАНР) | Отвечают, определяют жанр произведения |
Организует опрос | Среди стихотворений о любви письмо «Лиличка! Вместо письма» занимает особое место, отчасти, может быть, оттого, что оно посвящено женщине, сыгравшей огромную роль в жизни поэта. Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело только в 1934 году -Кто такая Лилия Брик? | Ответ ученика |
Организует первое прочтение стихотворения | Чтение стихотворения «Лиличка» (Форма чтения удобная для учащихся: Чтение про себя. Чтение вслух каждый (вполголоса). Чтение без слов (пробубнив). Чтение жестами) Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого надо напрячь и ум, и воображение. С первого чтения ничего не поймешь. | Самостоятельное чтение |
Беседа- выявление восприятия произведения | - О чем произведение? О какой любви? -Какие картины вы рисовали себе, читая это произведение? -Поговорим о странностях любви | Отвечают на впросы |
Организует исследование | Создадим логическую схему исследования. Определив, психологическое состояние героя Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя | Делают самостоятельные выводы |
Метод ключевых слов | -Интерьер -Просьба героя -Мысли о самоубийстве -Последнее обращение к любимой | Определяют ключевые слова произведения |
Метод поэтических ассоциаций | Другой поэт другой эпохи сказал «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим»(А.С.Пушкин) На разлуке, На муке стою. Вот и всё. Вот и время настало проститься. И целую я руку твою, Как крыло Улетающей птицы… (Василий Федоров) | Слушают |
Беседа – формулировка вывода | -Почему так обжигают эти строки? (Наверное, не потому, что они "про это", а потому, что "про это" так сказано, что они не могут оставить равнодушными никого) Попытаемся же проникнуть в творческую лабораторию поэта и ответить на вопрос " как". | Отвечают |
Исследование - аспектный анализ произведения | Аспектный анализ произведения. Работа по желанию. Предлагается 3 варианта | 1вариант – анализ лексики произведения 2 вариант - анализ синтаксиса произведения 3 вариант- анализ фоники произведения |
Организует прослушивание ответов | Предъявление результатов работы | Отвечают , делают вывод |
Организует беседу | – Что значит для поэта любовь? – Какие строки говорят о масштабности этого чувства? | Отвечают , делают вывод |
Запись в тетрадь | Запишем в тетрадь: стихотворение отличается глубоким лиризмом; в стихотворении оригинальная, индивидуализированная любовная лексика («отчаяньем иссекусь», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «я тебя короновал», «душу цветущую любовью выжег» и т.д.) | Делают записи |
Сравнение со стихотворением Сергея Есенина | Если сопоставить В. Маяковского с гениальными его современниками Блоком или Есениным, то его поэзия столь же интимна, что и у них. Проведите сопоставительный аспектный анализ двух стихотворений В.Маяковский «Лиличка! Вместо письма» С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» | Сопоставительный анализ произведений В.Маяковского и С.Есенина |
Организует взаимообучение | Образ души и сердца у Маяковского и Есенина Образ лирического героя Образ возлюбленной | Работа над заданием в парах, предъявляют свои ответы |
Организует индивидуальную работы | Вписать стихотворение в поэтическую систему Маяковского | Кластер (схема) индивидуально |
Инструктаж Домашняя работа | Домашнее задание- это продолжение работы на уроке: творческая работа. Поговорим о странностях любви…. Это может быть стихотворение, размышление, впечатление, слово о поэте… | Записывают |
Организует подведение итогов | Подведение итогов. Выводы. – Обращение к эпиграфу урока и ответ на заданный в начале урока вопрос. Постараться ответить на вопросы – Какая же любовь царит в душе Маяковского - поэта? | Отвечают на вопросы |
Рефлексия | Минута тишины для самооценки | В рабочем листе делают записи. |
Минута откровения | –Каким вы открыли для себя Маяковского сегодня на уроке? | Отвечают |
Финал урока | Не смоют любовь ни ссоры ни вёрсты Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый, клянусь – люблю неизменно и верю! В. Маяковский | Слушание |