Учебник: “Окружающий мир”3 класс, I часть, авторы: Плешаков А.А.
Комплект учебников “Школа России”.
Урок разработан в технологии “Творческая мастерская”.
Творческая мастерская— одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы.
Образовательные цели творческой мастерской: не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.
Данная технология решает задачи:
- личностного саморазвития;
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
- культуры речи: навыков аргументированной речи и письма;
- социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Алгоритм мастерской (этапы).
- "Индукция" ("наведение") - создание эмоционального настоя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.
- "Деконструкция" - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.
- “Реконструкция” — создание своего мира, текста, рынка гипотезы, проекта, решения.
- "Социализация" — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
- "Афиширование" - вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.
- "Разрыв - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.
- "Рефлексия" — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: "Это хорошо, это плохо", а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.
Тема: Разнообразие животных.
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представления о разнообразии животного мира; познакомить с особенностями каждой группы животных; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений о жизни животных, логично аргументировано отвечать на проблемные вопросы, систематизировать и обобщать, развивать умение работать с текстом.
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся, развивать коммуникативность и способность к рефлексии.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.
Оборудование: листы белой бумаги А3, фломастеры, клей, карточки с группами животных (по количеству учащихся), конверт № 2 – тексты о группах животных.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой (учитель): Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
- Индукция.
Слайд № (изученные животные)
Учитель: Итак, мы повторили знания об изученных классах животных, это: насекомые, рыбы, звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, определили их отличительные особенности. Достаточно ли этих групп животных, чтобы классифицировать всех животных на Земле?
- Действительно, кроме изученных нами групп животных, есть много других. О некоторых их них сегодня пойдёт речь на уроке. Мы будем изучать классы беспозвоночных животных. Как вы думаете, почему они так называются?
- Учёные выделяют такие классы беспозвоночных животных: черви, моллюски, ракообразные, иглокожие, паукообразные. (Слайд №)
Деконструкция.
- Вы будете работать в группах. Каждый получит карточку с изображением животного. Затем вы объединяетесь в группы по классам животных, изучаете информацию о своём классе животных, отмечаете самое важное для характеристики данного типа животных, оформляете работу на листе бумаги и готовитесь представить результат своей работы. Учащиеся выбирают карточки с изображением животных (вытягивают из коробки наугад).
- Реконструкция. (Работа в группах)
Из конверта № 2 учащиеся выбирают текст о своем типе животных.
Читают текст, отмечают самое важное для характеристики данного типа животных.
- Социализация. Учащиеся работают в паре (или в группе).
Задание: на лист бумаги выписать важные, отличительные особенности для данной группы животных. Указать тип животных.
Составить устный рассказ о данной группе животных.
- Афиширование. На доске учащиеся (по одному или двум представителям от своей команды) вывешивают свои работы и рассказывают о типе животных, отмечая самое важное. Другие команды слушают, могут в своих тетрадях делать пометки.
- Разрыв.
Какие существенные признаки отличают насекомых, птиц, рыб, млекопитающих, паукообразных и другие группы?
Узнайте, к каким группам животных относятся дельфин и акула? Скорпион и шершень?
Учащиеся предлагают свои ответы, дополнения и примеры.
- Рефлексия.
Учитель: Какая тема нашего урока? Подумайте и оцените свою работу на уроке, свое эмоциональное состояние. Довольны ли вы своей работой и уроком? Запишите это на бумажном листочке в форме понравившегося животного, прикрепите его к карте мира. (По желанию учащиеся комментируют свои записи).