Конспект урока литературного чтения. Мастерская творческого письма
Конспект урока литературного чтения. Мастерская творческого письма
Это урок литературного чтения в четвёртом классе с элементами исследовательской деятельности. Для этого урока требуется предварительная подготовка материалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Мастерская творческого письма»
« Урок в рамках системно-деятельностного подхода»
Предмет:
литературное чтение
Класс: 4
Автор УМК:
«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема урока:
Мастерская творческого письма. Берёза – поэтический образ в фольклоре, творчестве русских поэтов и писателей, изобразительном искусстве и музыке.
Тип урока :
Творческий урок с элементами исследовательской деятельности
Цели и задачи урока:
Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной литературы, обогатить читательский опыт. Развивать читательские умения. Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах. Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран
Информационные источники:
интернет, сборник стихов А.Фета, сборник стихов С.Есенина, учебник «Литературное чтение»
1.Организационнй этап.
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Установление контакта с учениками.
1.Учитель предлагает учащимся поговорить.
Создаёт положительный настрой
- Поговорим?
-Поговорим!
-А знаете о чём?
-О чём?
-О разном и о прочем. О том, что хорошо, и не очень.
-Поговорим?
-Поговорим!
- Нам будет интересно!
Учащиеся слушают учителя, вовлекаются в разговор, настраиваются на положителные эмоции
- Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья.
-Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать.
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
Выявить затруднения в подготовке творческого домашнего задания, поисковой деятельности обучающихся.
Учитель
- А о чём будем говорить с вами узнаем, когда отгадаем загадки.
(Дети уже знакомились с загадками и во втором классе, и в третьем.)
1. Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
1.На лесной опушке
Стояли две подружки:
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
2.Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей
Учитель.
-Что это такое?
Демонстрируют умение выразительно читать, отгадывать загадки, делать выводы
Дети отвечают, что это берёза.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Подводить к теме урока.
Понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу, цель урока.
Учитель.
- Правильно. Так о чём пойдёт речь на нашем уроке, догадались?
Дети:
Об образе берёзы и способах его выражения
Берёза – самое любимое дерево русского народа. А какое задание было на дом?
А как вы думаете, для чего я вам задала на дом такое задание? Найти стихи и народные песни о берёзке?
_Так чем мы будем заниматься на уроке?
Проверить знания изученного ранее материала (загадки, стихи).
Проверить умение находить информацию в тексте читаемого
произведения.
Тренировать образное восприятие объекта, отработка умений видеть объект разнопланово
Дети пытаются решить поставленную перед ними проблему, для чего они подготовили стихи, народные песни. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу:
«Мы будем читать стихи и русские народные песни о берёзе. Посмотрим, какой изобразили поэты берёзку в стихах, а русский народ в песнях. А потом сами попробуем написать сочинение или стихотворение о берёзке.»
Дети читают или рассказывают наизусть стихи о берёзке.
4. Закрепление и обобщение изученного материала. Применение знаний и умений в исследовательской деятельности на уроке.
Проверить умения анализировать, текст, находить в нём нужную информацию. Проводить анализ языковых средств.
Осознанно строить речевые высказывания.
Исследовать условия учебной задачи.
Проводить коллективное исследование. Участвовать в обсуждении содержания материала.
Учитель:
Невозможно представить Россию без берёз. Русские берёзы воспевали поэты. А как красиво они называют её в своих стихах: и ненаглядная она, и ясная. Белая кора превращается в белый сарафанчик. А ещё берёза является символом России.
Мы не только понаблюдаем,
какой берёзу увидели поэты, писатели, художники, народ. Но и сами попробуем на уроке написать маленькое сочинение о русской берёзе.
Работа в группах
Организовать погружение в проблему.
Вы группами готовили к уроку стихи о берёзе. Послушаем вас. Звучат стихи. С. Есенин «Берёза» А Прокофьев
_ Какой вы увидели берёзку в стихотворения этих поэтов?
Как же хороша наша берёзка в народном творчестве. Какая она в и русской народной песне? Кто готов ?
Какой вы увидели берёзку в народных песнях? Как её называют в песне?
Дети:
-Светлая, грустная, у неё пушистые ветки, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, грустная , плакучая
Какие суффиксы помогают нам произнести эти слова ласково?
Ученик читает русскую народную песню о берёзе. «Берёза моя берёзонька».
- Берёзонька, кудреватая.
(Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением
-ева_, -оньк-.)
(С этой песней дети уже знакомы.)
Проводят коллективное исследование.
Осознанно строят свои высказывания,
Находят описания берёз в стихотворениях, народной песне, ищут сравнения, олицетворения.
Вы немножко подустали, проведём физкультминутку.
Звучат слова
Посмотри, берёзка,
Мы к тебе идём
Яркие платочки
Мы тебе несём
Красивые листики
Золотом горят.
Кружится с платочками
Хоровод ребят.
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.
Я видела, что вы очень любите загадки. Правильно?
Сейчас вы прочитаете загадки и найдите сравнения в загадках.
Дети читают загадки и ищут сравнения.
(белотелая девица, светлая, грустная, в белом сарафане)
– Радостное, нарядное дерево!Стройный, белый как мрамор ствол виден издалека. Длинные тонкие ветви, словно косы девицы, низко свешиваются к земле и придают всему дереву то торжественно – печальный, то шаловливый, то грустный вид. Берёза красива в любое время года. И зимой, и осенью, и весной, и летом.
Работа в группах
Организовывает наблюдение над предложенными текстами.
Фиксирует высказывания детей, обобщает их:
Дети, перед вами лежат листы с отрывками из стихотворений о берёзе. Прочитайте их и скажите:
-В какое время года автор изобразил берёзу?
-Какие слова указывают, что это берёза осенью, зимой, летом?
Найдите олицетворения в этих отрывках.
Дети самостоятельно читают отрывки из стихотворений о берёзе.
А сейчас мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И Даля.
Что же мы найдём о берёзах в этом словаре.
В.И Даль приводит пословицы о берёзе.
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (О розгах).
А вы попробуйте отгадать старинную поэтическую загадку: « Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы, да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвёртое – жаждущим родник».
-Что это за дерево? Конечно, берёза. Давайте отгадаем, что же это за угодья.
Дети отвечают, что такое угодья, а третье угодье поясняет учитель.
Первое угодье – банный веник, второе – это, конечно, лучина, применявшаяся прежде для освещения крестьянского жилища, и берёзовые – лучшие из всех прочих – дрова. Дряхлым пеленанье – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, кринки. И, наконец, четвёртое угодье – сладковатый берёзовый сок, утоляющий жажду.
5.Самостоятельная работа.
Отрабатывать умения самостоятельно выполнять творческую работу, используя накопленные знанияи самостоятельно собранный материал
Развивать умения создавать небольшие произведения в устной и письменной форме.
- Мы с вами сделали большую работу, накопили материал. А теперь напишем маленькое эссе, сочинение или стихотворение, в котором вы попробуете передать свои ощущения, свои эмоции от сложившегося образа березки в литературе и творчестве.
Творческая работа учащихся
Выполняют самостоятельную работу, тем самым достигая поставленной на уроке цели.
Вы замечательно потрудились, а сейчас послушаем ваши работы. Кто готов?
Самостоятельное представление детских работ
Учитель организует комфортные условия работы, помощь при выполнении самостоятельной работы. Анализ выполненной работы.
6.Рефлексия. Подведение итогов.
Самооценка результатов деятельности учителя и класса
Подводит к осознанию удовлетворения от выполненной работы
Ребята, вы любите, когда вас благодарят? А вы сами умеете произносить добрые, приветливые слова? Если вы считаете, что берёзку есть за что поблагодарить – поблагодарите её. У вас дома была возможность подумать о подарках для этого дерева.
Дети несут свои подарки берёзке и произносят такие слова.
1. Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасёт от гусениц.
2. Я дарю тебе солнышко, чтобы оно согревало тебя, пусть оно светит ярко – ярко и помогает окраситься в зелёный цвет.
3.Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
4. Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он землю сделает плодородной, и она будет кормить тебя.
5. Я дарю тебе зелёные листики, пусть у тебя их вырастит много – много, и они будут шуметь, а я приду послушаю шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
6. Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей – птиц.
7. Я дарю тебе семена. Пусть вокруг тебя будет много – много цветов, чтобы они тебя украшали.
Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях и украшает тебя.
7. Информация о домашнем задании.
Настроить учащихся на использование полученных знаний в домашней работе.
Задание на дом:
А в качестве домашнего задания давайте ПОХВАЛИМ БЕРЁЗКУ! Подумайте, за что вам хотелось бы похвалить это замечательное дерево. Это и будет ваше домашнее задание.
Развитие умения письменно выражать свои мысли. Самоконтроль.