kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения. Мастерская творческого письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок литературного чтения в четвёртом классе с элементами исследовательской деятельности. Для этого урока требуется предварительная подготовка материалов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Мастерская творческого письма»

« Урок в рамках системно-деятельностного подхода»


Предмет:

литературное чтение

Класс: 4

Автор УМК:

«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Тема урока:

Мастерская творческого письма. Берёза – поэтический образ в фольклоре, творчестве русских поэтов и писателей, изобразительном искусстве и музыке.

Тип урока :

Творческий урок с элементами исследовательской деятельности

Цели и задачи урока:

Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной литературы, обогатить читательский опыт. Развивать читательские умения. Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.
Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран

Информационные источники:

интернет, сборник стихов А.Фета, сборник стихов С.Есенина, учебник «Литературное чтение»


1.Организационнй этап.

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Установление контакта с учениками.

1.Учитель предлагает учащимся поговорить.

Создаёт положительный настрой

- Поговорим?

-Поговорим!

-А знаете о чём?

-О чём?

-О разном и о прочем. О том, что хорошо, и не очень.

-Поговорим?

-Поговорим!

- Нам будет интересно!

Учащиеся слушают учителя, вовлекаются в разговор, настраиваются на положителные эмоции

- Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья.

-Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать.

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

Дети поднимают руки

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Выявить затруднения в подготовке творческого домашнего задания, поисковой деятельности обучающихся.

Учитель

- А о чём будем говорить с вами узнаем, когда отгадаем загадки.

(Дети уже знакомились с загадками и во втором классе, и в третьем.)

1. Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

1.На лесной опушке

Стояли две подружки:

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

2.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей

Учитель.

-Что это такое?

Демонстрируют умение выразительно читать, отгадывать загадки, делать выводы

Дети отвечают, что это берёза.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подводить к теме урока.

Понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу, цель урока.

Учитель.

- Правильно. Так о чём пойдёт речь на нашем уроке, догадались?

Дети:

Об образе берёзы и способах его выражения


Берёза – самое любимое дерево русского народа. А какое задание было на дом?

А как вы думаете, для чего я вам задала на дом такое задание? Найти стихи и народные песни о берёзке?

_Так чем мы будем заниматься на уроке?


Проверить знания изученного ранее материала (загадки, стихи).

Проверить умение находить информацию в тексте читаемого

произведения.

Тренировать образное восприятие объекта, отработка умений видеть объект разнопланово

Дети пытаются решить поставленную перед ними проблему, для чего они подготовили стихи, народные песни. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу:

«Мы будем читать стихи и русские народные песни о берёзе. Посмотрим, какой изобразили поэты берёзку в стихах, а русский народ в песнях. А потом сами попробуем написать сочинение или стихотворение о берёзке.»

Дети читают или рассказывают наизусть стихи о берёзке.

4. Закрепление и обобщение изученного материала. Применение знаний и умений в исследовательской деятельности на уроке.

Проверить умения анализировать, текст, находить в нём нужную информацию. Проводить анализ языковых средств.

Осознанно строить речевые высказывания.

Исследовать условия учебной задачи.

Проводить коллективное исследование. Участвовать в обсуждении содержания материала.

Учитель:

Невозможно представить Россию без берёз. Русские берёзы воспевали поэты. А как красиво они называют её в своих стихах: и ненаглядная она, и ясная. Белая кора превращается в белый сарафанчик. А ещё берёза является символом России.


Мы не только понаблюдаем,

какой берёзу увидели поэты, писатели, художники, народ. Но и сами попробуем на уроке написать маленькое сочинение о русской берёзе.

Работа в группах

Организовать погружение в проблему.

Вы группами готовили к уроку стихи о берёзе. Послушаем вас. Звучат стихи. С. Есенин «Берёза» А Прокофьев

«Люблю берёзку русскую».Н. Рубцов «Берёзы». А.Фет «Печальная берёза»

_ Какой вы увидели берёзку в стихотворения этих поэтов?


Как же хороша наша берёзка в народном творчестве. Какая она в и русской народной песне? Кто готов ?

Какой вы увидели берёзку в народных песнях? Как её называют в песне?

Дети:

-Светлая, грустная, у неё пушистые ветки, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, грустная , плакучая

Какие суффиксы помогают нам произнести эти слова ласково?

Ученик читает русскую народную песню о берёзе. «Берёза моя берёзонька».

- Берёзонька, кудреватая.

(Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением

-ева_, -оньк-.)


(С этой песней дети уже знакомы.)

Проводят коллективное исследование.

Осознанно строят свои высказывания,

Находят описания берёз в стихотворениях, народной песне, ищут сравнения, олицетворения.

Вы немножко подустали, проведём физкультминутку.

Звучат слова

Посмотри, берёзка,

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём


Красивые листики

Золотом горят.

Кружится с платочками

Хоровод ребят.


Разошлись ребятки

И пошли гулять.

Про берёзку песню

Нежно напевать.

Я видела, что вы очень любите загадки. Правильно?

Сейчас вы прочитаете загадки и найдите сравнения в загадках.

Дети читают загадки и ищут сравнения.


(белотелая девица, светлая, грустная, в белом сарафане)

– Радостное, нарядное дерево!Стройный, белый как мрамор ствол виден издалека. Длинные тонкие ветви, словно косы девицы, низко свешиваются к земле и придают всему дереву то торжественно – печальный, то шаловливый, то грустный вид. Берёза красива в любое время года. И зимой, и осенью, и весной, и летом.


Работа в группах

Организовывает наблюдение над предложенными текстами.

Фиксирует высказывания детей, обобщает их:

Дети, перед вами лежат листы с отрывками из стихотворений о берёзе. Прочитайте их и скажите:

-В какое время года автор изобразил берёзу?

-Какие слова указывают, что это берёза осенью, зимой, летом?

Найдите олицетворения в этих отрывках.

Дети самостоятельно читают отрывки из стихотворений о берёзе.

1. Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзки на плечах. (Е. Трутнева)

2. Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин)

3. Улыбнулись

сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы. (С. Есенин)


(Принакрылась, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят)

А сейчас мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И Даля.


Что же мы найдём о берёзах в этом словаре.

В.И Даль приводит пословицы о берёзе.

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (О розгах).

А вы попробуйте отгадать старинную поэтическую загадку: « Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы, да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвёртое – жаждущим родник».

-Что это за дерево? Конечно, берёза. Давайте отгадаем, что же это за угодья.

Дети отвечают, что такое угодья, а третье угодье поясняет учитель.


Первое угодье – банный веник, второе – это, конечно, лучина, применявшаяся прежде для освещения крестьянского жилища, и берёзовые – лучшие из всех прочих – дрова. Дряхлым пеленанье – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, кринки. И, наконец, четвёртое угодье – сладковатый берёзовый сок, утоляющий жажду.

5.Самостоятельная работа.

Отрабатывать умения самостоятельно выполнять творческую работу, используя накопленные знания и самостоятельно собранный материал

Развивать умения создавать небольшие произведения в устной и письменной форме.

- Мы с вами сделали большую работу, накопили материал. А теперь напишем маленькое эссе, сочинение или стихотворение, в котором вы попробуете передать свои ощущения, свои эмоции от сложившегося образа березки в литературе и творчестве.

Творческая работа учащихся

Выполняют самостоятельную работу, тем самым достигая поставленной на уроке цели.

Вы замечательно потрудились, а сейчас послушаем ваши работы. Кто готов?

Самостоятельное представление детских работ

Учитель организует комфортные условия работы, помощь при выполнении самостоятельной работы. Анализ выполненной работы.

6.Рефлексия. Подведение итогов.

Самооценка результатов деятельности учителя и класса

Подводит к осознанию удовлетворения от выполненной работы

Ребята, вы любите, когда вас благодарят? А вы сами умеете произносить добрые, приветливые слова? Если вы считаете, что берёзку есть за что поблагодарить – поблагодарите её. У вас дома была возможность подумать о подарках для этого дерева.

Дети несут свои подарки берёзке и произносят такие слова.

  1. 1. Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасёт от гусениц.

  2. 2. Я дарю тебе солнышко, чтобы оно согревало тебя, пусть оно светит ярко – ярко и помогает окраситься в зелёный цвет.

  3. 3.Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

  4. 4. Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он землю сделает плодородной, и она будет кормить тебя.

  5. 5. Я дарю тебе зелёные листики, пусть у тебя их вырастит много – много, и они будут шуметь, а я приду послушаю шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

  6. 6. Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей – птиц.

  7. 7. Я дарю тебе семена. Пусть вокруг тебя будет много – много цветов, чтобы они тебя украшали.

  8. Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях и украшает тебя.

7. Информация о домашнем задании.

Настроить учащихся на использование полученных знаний в домашней работе.

Задание на дом:

А в качестве домашнего задания давайте ПОХВАЛИМ БЕРЁЗКУ! Подумайте, за что вам хотелось бы похвалить это замечательное дерево. Это и будет ваше домашнее задание.

Развитие умения письменно выражать свои мысли. Самоконтроль.
























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения. Мастерская творческого письма

Автор: Юрова Наталья Николаевна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства