Просмотр содержимого документа
«"Гласные после шипящих в суффиксах имен существительных" (конспект урока по русскому языку)»
Конспект открытого урока
по русскому языку в 6 класс на тему
«Гласные о и е после шипящих в суффиксах
существительных»
Цели урока:
1.Предметная цель: научиться применять правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
2.Метапредметная цель: способствовать овладению следующими УУД: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.
3.Личностная цель: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма, стремления к грамотной речи как показателя общей культуры человека и его уважения к окружающим.
Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, Словарь С.И.Ожегова
Виды деятельности обучающихся на уроке:
1.Участие в целеполагании учебной деятельности.
2.Формулирование и письменная фиксация темы и цели урока.
3.Аналитическая работа с языковым материалом.
4.Обобщение выводов в виде алгоритма; комментированное чтение алгоритма.
5.Чтение учебника и выполнение упражнений по нему.
Индивидуальная//парная//групповая работа на местах.
Ход урока
1.Включение обучающихся в учебную деятельность.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Слушайте внимательно. Говорите не торопясь, обдумывая свой ответ. Не выкрикивайте с места, поднимайте руку, если хотите что-то сказать.
2.Работа с эпиграфом. (Эпиграф – выражение, предпосланное автором своему произведению или части его, в данном случае к теме урока)
-Мы начнем наш урок с обсуждения эпиграфа. Это высказывание ученого –языковеда Льва Владимировича Щербы прочтет (…называется имя ученика).
Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба
-Ребята, как вы понимаете смысл сказанного?
(Безграмотная речь есть посягательство на время собеседников; тем самым проявляется неуважение к ним; нарушаются этические нормы общения.)
-А что значит писать грамотно? (Писать грамотно – значит писать в соответствии с орфографическими правилами.)
-Какой раздел языка отвечает за правописание слов? (Орфография.)
3.Проверка домашнего задания.
-Какое орфографическое правило понадобилось для выполнения домашнего задания? (Правило на правописание гласных в суффиксах –ек- и –ик- имен существительных.)
-Давайте назовем все слова с суффиксом –ик-. (на доске) проверить, от какого слова образовалось
-А как вы нашли правильный ответ? Какой была последовательность ваших рассуждений?
(Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, а если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.).
Собираем тетради.
4.Организация деятельности обучающихся по изучению нового материала.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с орфографическими правилами, определяющими написание гласных о и е в суффиксах существительных.
А) Создание проблемной ситуации
- Послушайте отрывок из сказки Пушкина: (на доске)
Пирож…к лишь разломила
Да кусоч…к прикусила.
- Подумайте, какая ошибкоопасность кроется в этих словах?
- В какой части слова пропущены буквы? (В суффиксе.)
-Какие согласные звуки стоят перед суффиксом? (Шипящие.)
Б) Определение темы обучающимися
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какова тема нашего урока?
( О правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.)
- Теперь давайте нашу тему уточним и запишем ее на доске и в тетрадях: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
В) Определение целей урока обучающимися
- Мы с вами определили тему урока, а теперь поставим цели, которых мы с вами должны достигнуть.
( Знать условия написания букв о и е после шипящих в суффиксе существительных. Грамотно писать слова на данную орфограмму.)
Г) Деятельность обучающихся по выявлению условий написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных
-Вернемся к записи на доске, нам надо разобраться в том, как правильно пишется каждое слово, и сформулировать правило.
- Давайте посмотрим, куда падает ударение в словах? На какую морфему?
( Ударение падает на суффикс.)
- А какая буква пишется под ударением?
( Под ударением в суффиксе пишется буква о)
- Какой можно сделать вывод об условиях написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных?
( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква о, а в безударном положении е.)
- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?
(Нужно выяснить, куда падает ударение. Поэтому нужно уметь правильно ставить ударение.)
-Откройте учебники и прочитайте правило на странице 157.
- Когда мы встречали такое правило?
( Такое же правило мы встречали, когда изучали правописание окончаний существительных) тучей, свечой подсказка орф № 18
-А теперь в рабочих тетрадях составим алгоритм к данному правилу. Составление алгоритма..
1.Определить часть речи (существительное)
2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)
3.Куда падает ударение?
4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.
- Прокомментируем составленный алгоритм.
5.Первичное закрепление новой темы. Работа с учебником.
А) Выполняется упр.347 на стр.1161.Комментированное письмо.
Физкультминутка.
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись
Б) Самооценивание
- Следующее задание будем выполнять самостоятельно. Найдите упражнение 348 и прочитайте задание к нему. Какую еще орфограмму необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение. (3- 4 предложения)
(Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.) орф 18 на форзаце
- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?
(Необходимо посмотреть, куда падает ударение.)
После выполнения упр.349 учащиеся меняются тетрадями и проверяют вместе с учителем. Ученики выставляют себе оценки, сверяя свою работу с образцом.
Куда пастушок, туда и посошок. Личиком бел, да душою черен. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок. В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем. Долг платежом красен.
В) Игра «Не спутай кармашки»
Слова написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.
Г) Расширение информационного поля изучаемой темы.
Словарная работа со словами ретушер и стажер.
Работа со словарем.
-Посмотрите по словарю Ожегова, что обозначают слова ретушер и стажер и как они пишутся.
Стажер- лицо, которое проходит стаж ( во 2 значении).
Стаж-2.Срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в своей специальности, для оценки их способностей.
Ретушер – специалист по ретушевке.
Ретушь – подрисовка для исправления изображения на фотографических негативах и снимках.
-Данные слова являются словарными и их написание необходимо запомнить
-Составим с ними словосочетание. (Хороший стажер. Опытный ретушер.)
6.Работа в парах.
Карточка №1
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-, -онк- ,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие из них имеют пренебрежительное значение
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Шапка-
Червяк-
Защита выполненных работ.
7. Рефлексия.
- А теперь оценим знания и умения, освоенные сегодня. Пусть каждый из вас поделится размышлениями на тему «Мои достижения на уроке».
( Теперь я знаю, когда пишутся гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных, что их написание в словах определяется ударением: под ударением – пишем о, в безударном положении пишем е.
Теперь я умею: грамотно писать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Знаю, как пишутся слова стажер и ретушер. Если есть необходимость, могу обратиться к словарю.)
8.Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на данном уроке.
Учитель, комментируя, выставляет оценки. Выставляются оценки в журнал и в дневник.
9.Домашнее задание.
Уровень трудности выбирает для себя ученик. Учитель раздает каждому ученику листок контроля. Задания выполняются в рабочих тетрадях.
object(ArrayObject)#905 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова» "
["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
["file_id"] => string(6) "120058"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413600528"
}
}