2. | Мотивация Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Старик ____ неводом рыбу, Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин). Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____. Яблоня _____ ее своими ветвями. Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»). А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков. (Ловит, прядет, съела, сказала, заслонила, пролетели) К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол) Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие) Сформулируйте тему урока. Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи. - Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь. | Вступление в диалог с учителем, выполнение задания, построение умозаключения на его основе. Формулировка темы урока и запись в тетрадь |
3. | Актуализация знаний Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол». - А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас с вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений». Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны? Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы? Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет. 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно) 2.Глаголы изменяются по временам. (верно) 3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно) 4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно) 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно) | Анализируют свои знания по части речи «Глагол» |
4. | Целеполагание Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока. Я их определила вот так: умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны? Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? План урока: 1.Найти информацию о глаголе. 2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны? | Формулирование цели своей деятельности Планирование своей деятельность |
5. | Объяснение нового материала А сейчас посмотрите на доску. Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро» Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.) Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику. — Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце — три глагола прошедшего времени? — А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи. — Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр. 97-98 Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим | Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения Составление связного высказывания на лингвистическую тему. Контроль и коррекция |
6. | Первичное закрепление материала Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др. —Давайте поработаем с глаголами цвета. Прочитайте задание к упражнению 605 на стр. 97. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам. Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть. Четыре ученика выполняют задание на доске; остальные дети пишут в тетрадях. | Формирование умения определять общевидовое значение глаголов. Определение морфологических признаков глагола. Синтаксический анализ. Самопроверка и самоконтроль. |
7. | Включение нового знания в систему знаний Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках. Работа в парах) Прочитайте текст и выполните задания к нему. Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист. Вопросы к тексту: Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом) Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох). Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы. Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет). Докажите, что это слова различных частей речи. В выписанных глаголах определите время глагола, лицо. Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека. Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.). | Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение), анализ текста с точки зрения основной мысли и средств ее выражения Формирование умения видеть глаголы в тексте и отличать их от других частей речи, умение классифицировать глаголы по значению. Сравнительный анализ Формулировка и аргументирование собственного мнения. Определение морфологических признаков глагола. Формулировка собственных выводов. Осуществление парной формы учебного сотрудничества. |
8. | Рефлексия О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе) Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень Уровни оценивания своих знаний и умений Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл) | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка |