kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний. Воспитывать интерес  к поцессу словообразования, воспитывать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6 класса»

Конспект урока для 6 класса: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»


        Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»

  2. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи

  3. развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

        Тип урока: обобщение и систематизация знаний

        

Ход урока:

I этап – Оргмомент

II этап – Традиционно -  Проверка Д/З

  • Назовите сложные слова (1 ряд)

  • Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р)?

  • Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р)

  • Постройте схему сложного предложения (2р)

III этап – Актуализация опорных знаний:

        На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.

         Давайте вспомним этапы анализа слова:

Морфемный:

  1. окончание

  2. основа

  3. суффикс(ы)

  4. приставка

  5. корень

Забайкальский

Словообразовательный:

  1. Дать толкование лекс.зн-я слова

  2. сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось

  3. определить, от чего образовано слово

  4. назвать способ образования

 заснеженные ← снег

        Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их  в течение урока самостоятельно.  В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.

I этап – Морфемика.

- Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).

 

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов

 Кукольный   (театр)

  • Тонкосуконный   (комбинат)

  • Октябрьский   (район)

  • Этнографический   (музей)

  • Железнодорожный   (вокзал)

Универмаг  «Юбилейный»

Выберите слова, соответствующие схемам:

  • Кукольный (театр)

  • Тонкосуконный (комбинат) Октябрьский (район) Этнографический (музей)

  • Железнодорожный (вокзал) Универмаг «Юбилейный»

II этап – Способы образования слов.

        - О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните,  Какие способы образования слов вы знаете?

         Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город.  Ваша задача -  указать, от каких слов образовались некоторые из них.

        Раньше Улан-Удэ назывался  Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан-Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У-У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки.        

         - Какое значение имеет  изучение словообразования?

       Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов(Обе группы)

  • Гостиные

  • Транспортный

  • Ул. Пионерская

  • Кяхтинка

  • ГДО

  • Погранотряд

III этап. Корни с чередующимися гласными.

- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.

Задание 3.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

  1. З…ря  ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

2Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3  Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4  В кабинете биологии  выр…с удивительный цветок.

5  Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

6 Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р  лета.

7 Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8 В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9   Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Задание 3.  Составьте предложения из словосочетаний.

         1. Утренняя з…ря  

        2. возл…жить цветы

        3. прик…снуться к чему-то

        4. выр…с в саду

        5. разг…релся между ребятами

3 уровень – взаимопроверка    (Слайды)

IV этап. Правописание приставок пре- и при-

- Расскажите о правилах выбора гласной в  приставках пре- и при-. Приведите примеры.

Задание 4.  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму(2 ряд)

  • Пр…школьный

  • Пр…образовать

  • Пр…луниться

  • Пр…красный

  • Пр…остановить

  • Пр…рвать

  • Пр…выкать

  • Пр…мудрая

  • Пр…брежный

  • Пр…вет

  • Пр…творить (дверь)

  • Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 4.  Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)

Приставка ПРИ-

Приставка ПРЕ-

1

2

3

4

Словарные слова

1

2

Словарные слова









3 уровень – взаимопроверка    (Слайды)

V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.

         Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных  о-е. Приведите примеры.

Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  • Лед…кол

  • Везд…ход

  • Птиц…лов

  • Верт…лёт

  • С…грать

  • Сверх…нтересный

  • Контр…гра

Меж…нститутский

       Задание 5- 2р  Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  • Лед…кол _____________________________________________

  • Везд…ход_____________________________________________

  • Птиц…лов_____________________________________________

  • С…грать_______________________________________________

  • Сверх…нтересный ______________________________________________

  • Меж…нститутский _______________________________________________

        

IV этап – заключение, подведение итогов.

 - Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?

- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?

 - Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.

«5» - 25 баллов

«4» - 20-24 балла

«3» - 10-19 баллов

«2» - до 9 баллов

V этап – Д/З На какие правила вы допустили ошибки?

         №190, 191




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока для 6 класса

Автор: Азенбаева Альфина Аухатовна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА для 5 класса    My home, my castle. "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-dlia-5-klassa-my-home-my-castle"
    ["file_id"] => string(6) "238998"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444677229"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "План – конспект урока для 6 класса по истории средних веков «Крестовые походы» "
    ["seo_title"] => string(82) "plan-konspiekt-uroka-dlia-6-klassa-po-istorii-sriednikh-viekov-kriestovyie-pokhody"
    ["file_id"] => string(6) "242981"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445597024"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока  для 9 класса на тему:  "Подготовка к ГИА.        Модуль "Реальная математика"."
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-dlia-9-klassa-na-tiemu-podghotovka-k-gia-modul-rieal-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "255348"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447918778"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока для 2 класса "Учимся, играя!" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-dlia-2-klassa-uchimsia-ighraia"
    ["file_id"] => string(6) "110304"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405868010"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока для коррекционных школ Тема: «Занятия древних башкир» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-dlia-korriektsionnykh-shkol-tiema-zaniatiia-drievnikh-bashkir"
    ["file_id"] => string(6) "147218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419346219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства