Слово учителя | Учитель: Ребята, у нас сегодня будет урок-путешествие в сказочный мир нашего прекрасного Краснодарского края. А как можно совершать путешествия? Обучающиеся:По воде на плотах, байдарках, пешим ходом, на лошадях, на транспорте. Учитель:Какие интересные места можно посетить? Обучающиеся:Горы, реки, озера, моря, ледники, скалы, города, дольмены, памятники. Учитель:А мы с вами совершим виртуальное путешествие. | Демонстрируется слайд «Путешествие в заповедную сказку Краснодарского края» |
Формулировка цели занятия | Учитель:Я вас сегодня приглашаю посмотреть уникальные места нашего края, узнать, какие природные сообщества будут встречаться на нашем пути. Только нам необходимо выяснить, что должен знать и уметь настоящий юный путешественник? Обучающиеся:Знать растения и узнавать их в природных условиях,знать правила поведения на природе, слушаться взрослых. Учитель:Мы будем путешествовать по уникальным местам нашего края, побываем в еловом, лиственном, дубовом и в смешанном лесу. Познакомимся с уникальнымиживотными, которые населяют различные сообщества. | Демонстрация слайда « Реки, горные вершины Заповедника» |
Основной этап урока-путешествия | Учитель:Ребята, какое важное событие произошло в нашем крае в этом году? Обучающиеся: олимпиада в Сочи. Учитель:Молодцы! Туризм – тоже вид спорта, пока не олимпийский, но очень популярный в нашей стране. Поэтому мы с вами пройдем по маршруту, который назван «Олимпийским» в честь нашей Олимпиады. Давайте наш маршрут проложим через горы Кавказа к морю и закончим в Красной поляне – сердце зимней олимпиады. Начинается наш маршрут с кордона Черноречье – это ворота нашего Кавказского природного биосферного заповедника. Здесь нам необходимо получить пропуск на прохождение через заповедник. Как вы думаете, почему? Обучающиеся:С целью охраны природы. В заповедникелесники, ученые охраняют и растения, и животных, и воду, и всю живую и неживую природу. Учитель: На примере нашего заповедника мы можем изучить одно из самых потрясающих сообществ мира! Наши леса обладают характерной освещенностью и различными жизненными формами, которые хорошо выражены в лиственном лесу. Крупные деревья образуют первый ярус: дубы,ель; второй ярус представлен черемухой, рябиной; третий ярус составляют кустарники; четвертый - травы и папоротники и, наконец, пятый - лишайники, мхи и грибы. А вы знаете, какими видами животных знаменит заповедник? Кого он охраняет? Обучающиеся: Косуль,туров. Учитель:Хочу вас познакомить с некоторыми из них. Это гордость заповедника – зубр кавказский, поголовье которого было восстановлено с нуля за 60 лет, а сегодня их около тысячи особей.Это олень благородный, тур кавказский, редкая, очень скрытная птица улар кавказский, бурый медведь. Охраняются и растения, которые создают фитоценозы. Ребята, давайте найдем определение фитоценоза в учебнике. Обучающиеся: Разные виды растений образуют группировки – фитоценозы. Учитель: Итак, мы с вами в еловом лесу. Каковы же особенности елового леса? Обучающиеся ищут информацию в учебнике. Учитель:Кавказскаяель, которая здесь достигает до 60 метров высоты.В нижнем ярусе произрастают горечавка, подснежник кавказский, колокольчик.Но самым загадочным, редким и таинственным является, знаете кто? Обучающиеся:Снежный барс. Учитель:Правильно. Этоснежный барс или ирбис. Он живет в труднодоступных ущельях, днем прячется в пещерах, а ночью или в пасмурные дни охотится. Охотится на оленей, косуль, но может полакомиться и сусликом, зайцем. Очень редкий зверь, но очень смелый и ловкий. Наверно, за это он и стал символом Олимпиады. Итак, мы с вами получили пропуск в заповедник, узнали, какие можем встретитьсообщества. | Демонстрация эмблемы Олимпиады Демонстрация слайдов о заповеднике Слайды с изображением охраняемых животных и растений |
Продолжение путешествия | Учитель:Какие вы молодцы! Предлагаю сделать привал. Нам предстоит разбить лагерь. Разведем костер. Огонь не только объединяет туристов, но и участников Олимпиады. Олимпийский огонь традиционно зажигают в Греции. Эстафета Олимпийского огня сочинской олимпиады длилась123 дня и имела протяженность 40 000 километров. Олимпийский огонь сочинской Олимпиады был внесен на самую высокую точку Кавказа – гору Эльбрус(5642 метра) и опускался на дно Байкала. Ребята, авы знаете, как правильно разжечь костер в лесу? (Идет фронтальная беседа, в результате которой составляется памятка«Правила пожарной безопасности в лесу»). Разводим не на корнях. Снимаем верхний слой земли. Границы костра выкладываем камнями. Используем найденный материал(опавшие сухие ветки). Уходя, тушим костер водой,место костровища накрываем дерновиной. В Заповеднике костры разводят в строго определенных местах. | Слайд олимпийский огонь Слайд костер |
Рефлексия: | Учитель: Ребята, на доске прикреплено дерево, а у каждого из вас на столе лежат дубовые листочки разных цветов. Выберите нужный,по вашему мнению,дубовый листик и булавочкой закрепите на дереве! Зеленый- беречь природу! Желтый- я интересуюсь! Красный- мне безразлично! Учитель: Итак, совершив виртуальное путешествие в Кавказский природный биосферный заповедник, мы с вами пришли к выводу, что природу нужно охранять и беречь. | Дерево, нарисованное на ватмане |