2. Актуализация имеющихся знаний и опыта (5 мин) Цель этапа: подготовка к усвоению нового | Ребята, на ваших столах лежат карточки. Найдите слова и раскрасьте их разными цветами. - Прочитайте слова, которые спрятались на карточке 1. - что называют эти слова? - Прочитайте слова, которые спрятались на карточке 2. - Что называют эти слова? | - Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение - слива, рысь, ручка - слова-названия предметов - снег, метель, гроза - слова- названия явлений | |
3. Постановка цели урока. Определение цели. Планирование. (7 мин) Цель этапа: выход на тему, выдвижение гипотез, определение цели урока и составление плана деятельности на уроке. | - К нам в гости пришел БУРАТИНО. Он вам знаком? - Пришел сегодня не с пустыми руками, а принес для нас задание. Посмотрите внимательно, что это? - Давайте, проверим, слова это или нет. Как мы это сделаем? Рыба, вкусное, пушистый, молоко, мурчит, играет. | Ребята, разделите эти слова на три группы. - Как вы думаете, почему мы не можем поделить слова на группы? - Что мы должны узнать, чтоб выполнить это задание? О чем мы будем говорить уроке? - Откроем стр. 80 учебника, сравните, правильно ли мы поставили вопрос, какой вопрос нам предлагает автор? А теперь посмотрите на мои карточки подсказки и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке? | - Да, мы встречались с ним на прошлом уроке. - слова - прочитаем и узнаем их значение (затруднение)ПРОБЛЕМА - Не знаем, на какие группы делятся слова. - На какие группы можно разделять слова и как это сделать. (что могут называть слова?) - Что могут называть слова? План: - наблюдать за словами-названиями - задавать вопросы к словам - выполнять упражнения - проверять | Познавательные УУД: - ориентироваться на развороте учебника Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу (под руководством учителя) |
4. Изучение нового материала. (9 мин) Цель этапа: выделение существенных признаков нового знания, построение нового способа действия | - Первый пункт нашего плана это… Посмотрите на схему на стр. 81 Прочитайте ее название - На какие группы делятся слова названия. Сколько веточек вы видите? - Прочитайте слова каждой группы и вопросы, на которые они отвечают. (на доске разместить названия групп и их вопросы) Посмотрите не следующий пункт нашего плана. Что будем делать дальше? Давайте, ребята, посмотрим на слова каждой группы отдельно? 1) Что мы можем сказать о первой группе слов-названий? Как они называются? На какие вопросы отвечают? - Ребята, запомните, к этой группе мы будем относить не только названия предметов или явлений, но людей и животных. Например: мама (на карточке). Задайте вопрос к этому слову? Это … На какой вопрос отвечает? К какой группе отнесем? (дождь, яблоко) 2) Что мы можем сказать о второй группе слов-названий? Как они называются? На какие вопросы отвечают? - серая (на карточке) Подходит? - сильный Приведите свои примеры. 3) Что мы можем сказать о третьей группе слов-названий? Как они называются? На какие вопросы отвечают? - висит. Задайте вопрос? Приведите примеры. Что мы должны сделать, чтобы определить к какой группе относится слово. | - наблюдать - слова-названия Предметы, явления – кто? что? Признаки – какой? Какая? … Действия – что делает? что сделают? задавать вопросы. Слова-названия предметов и явлений отвечают на вопросы кто? что? Это кто… это мама - кто? - слова названия предметов и явлений - слова-названия признаков отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? (какая?) серая Да Признак отвечает на вопрос (какой?) серый (приводят примеры) - Слова-названия действий предметов и явлений отвечают на вопросы: что делает? Что сделает? (Что делает?) висит - задать вопрос. | Познавательные УУД: - развитие умения извлекать информацию из схем. - на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные УУД - развиваем умение слушать и понимать |
5. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания. (10 мин) Цель этапа: составление алгоритма действия по новому правилу, применение | А теперь ребята снова посмотрите на слова, которые нам принес наш кот. Как вы думаете, теперь мы сможем разделить их на три группы. На ваших столах лежат листочки заданиями. Прочитайте задание. На какие группы, как вы думаете, мы будем делить? - Прочитайте, какая группа под номером один - под номером два? Какое слово главное? Подчеркните его. - Под номером три? Сейчас ребята, мы будем работать в парах. Но для начала, повторим правила работы в паре. Проверим… Оцените свою работу в парах, на листочке. Все ли правила работы в паре вы выполняли и пришли ли к общему результату? Стр. 81 упр. 3. Прочитайте слова. Подумайте, по какому признаку их разделили на группы. - Попробуйте определить, какие из этих слов называют предметы? - Какие из этих слов - действия предметов? - Прочитайте слова оставшейся группы, задавая к ним вопрос. - Составьте предложение, используя денные слова. Откроем наши тетради, - Запись числа, классная работа. - Давайте запишем некоторые предложения. Поставим ударения. (Какое предложение будешь писать? Продиктуй первое слово по слогам, второе, третье.) Дополнительное задание: Игра «Составь предложение по схеме» Какой пункт плана мы еще не выполнили? | (выходят по одному и выполняют задания) Прочитать. Разделить на группы. - слова названия предметов, признаков предметов, действий предметов - слова-названия предметов - слова названия действий предметов Слова названия признаков предметов Правила работы в паре: говорим шепотом работаем вместе договариваемся, кто записывает, а кто выступает.(значки) Когда закончили выполнение задания, поднимаем руку В выступлении говорим от имени двух лиц Оцениваем работу, благодарим друг друга ( сирень, кукушка, солнце) (кукует, светит, цветёт) (какое? яркое, какая? душистая, какая? лесная) Один у доски, остальные в тетради. (С подробным комментированием) Проверка. | Коммуникативные УУД: умение работать в паре |
6. Итог урока (3 мин) Цель этапа: выводы по уроку | Давайте проверим, все ли пункты плана мы выполнили? Можем ответить на вопрос нашего урока? Что могут называть слова? На какие вопросы отвечают эти группы слов? Назовите лишнее слово: небо, ветер, облако, плывёт? - Почему? | - Да - Да Слова могут называть предметы, признаки предметов и действия предметов (ответы детей) Плывет - оно обозначает действие предмета, а остальные явления | Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |