Урок литературы в 5 классе
Автор: Анциферова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2, Тамбовская область, г. Мичуринск
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни дедушки И.А. Крылова».
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни дедушки И.А. Крылова»
Цель: сформировать умение анализировать текст басни.
Задачи:
Познакомиться с биографией И. А. Крылова.
Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.
Произвести анализ басни И.А. Крылова.
Развить внимания к художественному тексту.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.
Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Подведение к теме урока.
Учитель:
Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь – второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?
А вот, что говорили об осени великие русские поэты.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
с печальным шумом обнажалась.» ( А. С. Пушкин).
«Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели». ( Н. Некрасов).
«Есть в светлости осенних вечеров
Умильная таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный легкий шелест». ( Тютчев Ф. И. ).
« Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло». ( А.А. Фет).
(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Учитель:
Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? ( В 19)
Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.
Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими. Литература 19 века называется классической.
Как вы думаете почему? ( потому что ее изучают и читают до сих пор) .
Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.
Объявление темы урока.
Одним из писателей - классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов. Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. ( На экран проецируется портрет Крылова).
Работа по теме урока.
Сообщение биографических сведений.
Учитель:
И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.
Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.
Ребята, кто знает чем прославился Крылов? ( Баснями).
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.
Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( Ответы детей).
Работа над определением.
Учитель:
Давайте запишем, что такое басня.
Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.
Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет).
Почему рассказ стихотворный? (Басня чаще всего в стихах)
Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.
Сатирическое – высмеивающее пороки.
В басне также присутствуют олицетворение.
Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества (Учащиеся записывают в тетрадь).
В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.
Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме (учащиеся записывают в тетрадь).
Язык басен очень афористичен.
Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.
Работа с басней «Свинья под дубом»
Чтение басни одним из учеников.
(На экран проецируется иллюстрация к басне).
Учитель:
Ребята, давайте докажем, что это басня.
В какой форме она написана? (В стихотворной)
Какая она по объему? (Небольшая).
Есть ли в ней сюжет? ( Да).
Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)
А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).
Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).
Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).
А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется - полилог.
Давайте запишем термин : полилог- разговор нескольких лиц.
Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? ( Разговор свиньи и ворона).
А какой поступок совершила свинья до этого? ( Она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).
Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (Что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).
Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? ( Она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).
Почему она так поступает? ( Она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать).
Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невежество).
Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова - невежа и невежда.
Запишем: Невежа – невоспитанный человек. Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.
А почему автор в морали заговорил об учености? ( басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению). Запишем вывод в тетрадь.
Учитель:
Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.
Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.
Работа с басней «Волы и Ось»
Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).
Учитель:
В чем особенность басни? ( Написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось - деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.
Какая ситуация? ( волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).
Кто в басне высмеивается? ( о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).
Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство ).
Работа над басней «Осел и мужик».
Чтение басни ( читают 2 ученика)
Учитель:
Как осел справлялся со своими обязанностями ( очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).
Почему же мужик его наказал? ( Он истоптал весь огород)
Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).
Почему же так получилось? (Осел был глуп).
Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? ( Мужик)
В чем мораль этой басни? (Не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий, то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (Запись в тетрадь).
Подведение итогов урока.
К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили?
( Литература 19 века).
С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).
Чем он знаменит? (Своими баснями).
Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).
Какие основные особенности басни вы знаете? ( Олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).
Домашнее задание
Выучить наизусть одну из двух басен.
По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.