конспект урока по теме: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»
Конспект урока по теме: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»
План – конспектурока по биологии
8 класс (коррекционный)
Тема: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»
Учитель биологии: Н. В. Шиловских
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
- применить полученные ранее знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью для безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные);
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД);
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД);
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД);
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями (предметные).
Учебно-методическое обеспечение:
Текст «Легенда о золотом мальчике», схема «Термометр с показателями оптимальной и критическими значениями температур», таблицы «Строение кожи», «Закаливание», термометр на стене кабинета и термометр, закутанный в теплый шарф, карточки с печатным текстом для самостоятельной работы с учебником, схема «Закаливание», тест: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах», картинки «Солнце».
Ход урока:
Организация класса: проверка отсутствующих, рабочих мест (приготовить заранее дополнительные ручки, карандаши, линейки для тех, кто их забыл), организация внимания.
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»): актуализация мотивов предыдущих достижений
учащиеся проверяют готовность к уроку.
II.Актуализация знаний.
Сегодняшний урок я хочу начать с информации для размышления – я прочитаю легенду:
Давайте перенесемся с вами в Италию 1496 года: в замок миланского герцога Людовика Моро, в котором состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке — олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век. Но праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века.
История «золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования…
Попробуйте назвать причину болезни и гибели мальчика?
- организм мальчика не смог поддержать температуру тела, т.е. была нарушена терморегуляции.
III.Изучение нового материала
1.Целеполагание
Если учащиеся затруднились с ответом, то: вы видите, что пока у вас не хватает знаний, чтобы дать правильный ответ на вопрос.
Если ответили правильно, то: вы молодцы, дали правильный ответ.
Продиктовать тему урока и предложить определить цель и задачи урока. Если учащиеся затрудняются - сегодня мы узнаем:
- сущность и способы терморегуляции;
- как оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;
- поговорим о закаливании.
учащиесязЗаписывают тему урока в тетрадь, пытаются сформулировать цель и задачи урока
II.Изучение нового материала
Где чаще всего измеряют температуру тела человека?
И делают это с помощью специального прибора – термометра (если это ртутный термометр, то с ним необходимо обращаться очень аккуратно; ртуть заполняющая его очень ядовита).
Демонстрация изображения термометра, где указаны оптимальные и критические температуры тела человека:
- оптимальная: 36,5-36,9°С;
- критическая нижняя: 27°С;
- критическая верхняя: 42°С.
Проблемный вопрос по результатам, заранее заложенного, эксперимента:
Эксперимент:
один термометр на стене в кабинете биологии, другой термометр закутан в теплый шарф.
Результаты эксперимента
- температуре воздуха в нашем классе … (например: 21°С),
- у термометра, закутанного в шарф … (например 24°С)
Вопрос: почему температура тела человека не снижается до показателей температуры воздуха в помещении, которая если бы была температурой тела человека, то стала бы критически смертельной?
Чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся текстом учебника «Кожа – орган терморегуляции » стр. 168 Задание: вставить в текст карточек пропущенные слова из указанного текста в учебнике (приложение 2)
Проверим, что у вас получилось (заслушивание текстов со вставленными словами, исправление ошибок по мере необходимости).
Дополнительное подведение итогов с использованием таблицы «Строение кожи»:
- почему температура тела человека не снижается до температуры воздуха в помещении?
(организм приспосабливается к окружающей среде благодаря терморегуляции)
- что такое терморегуляция?
-какие структуры кожи участвуют в терморегуляции?
(кровеносные сосуды, потовые железы).
Листочки с текстом вклеиваем в свою рабочую тетрадь.
Чаще всего температуру тела измеряют в подмышечной впадине.
Учащиеся анализируют схему «Термометр», принимают участие в определении показателей термометров,
предполагают и формулируют ответ на вопрос.
Работа с текстом.
Один из учащихся зачитывает выполненную работу, остальные проверяют свои работы. При необходимости исправляют или дополняют, отвечают на поставленные вопросы, вклеивают тексты со вставленными словами в тетрадь.
Работа в парах (т.к. это класс коррекции, то пары подбираются так, чтобы один ученик мог помочь в работе над текстом другому)
Способность человека к терморегуляции можно тренировать. А как это сделать? На этот вопрос поможет ответить песня, которую я сейчас вам включу.
Включается песня В. Лебедева-Кумача «Закаляйся»
О закаливании организма вы наверняка уже много знаете и поэтому вы легко заполните дома схему «Закаливание», инструкция к ней прилагается.
Терморегуляцию можно тренировать с помощью закаливания организма.
Физкультминутка
А сейчас все на зарядку.
Руки в стороны
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое ещё.
Дружно потянулись,
И в исходное положение вернулись.
Учащиеся выполняют все движения
Организму терморегуляция необходима не только когда холодно, но и в жару. Что делать если организм не справился с этой работой?
-об этом нам расскажут и покажут в небольшой инсценировке девочки - Кожевникова Юля, которая сегодня выступит в роли пациента и Плотникова Саша, которая будет в роли врача (приложение 3)
Будьте внимательны, по окончанию просмотра сценки вам будет дан небольшой тест.
Учащиеся слушают и смотрят инсценировку
III.Первичное закрепление знаний
Тестовое задание на закрепление знаний по теме урока (приложение 4)
Проверим и оценим результаты выполнения теста
Учащиеся выполняют задание в парах.
Рефлексия
Задачи:
анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала.
1. Что сегодня вы узнали нового?
2. Что было для вас интересным?
3. Что осталось непонятым?
Домашнее задание: §43, пересказ.
Заполнить схему (приложение 5), ответить на вопрос: какой способ закаливания вам подходит больше всего (устно)
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
П: анализируют, контролируют и оценивают результат,
К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий
Л: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений
Фронтальная
Приложение 1
Легенда «Золотой мальчик»
Давайте перенесемся с вами в Италию 1496 года: в замок миланского герцога Людовика Моро, в котором состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке — олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век. Но праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века.
История «золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования…
Приложение 2
Задание для работы с текстом учебника.
Человек относится к организмам с -----температурой тела. Нормальная температура тела человека равна - --. Ее обеспечивает терморегуляция. Терморегуляция складывается из двух процессов: ---- и ----. Избыток тепла удаляется из организма через --- и органы дыхания. Кожа регулирует температуру тела за счет, находящихся в ней кровеносных сосудов и ------. Когда человеку жарко, его кровеносные сосуды -----, а когда холодно - -----. Кроме того, при повышенной температуре воздуха потовые железы начинают больше выделять ---. В условиях тропического климата потоотделение может достигать 12 л в день. Расчеты показывают: если по каким-либо причинам потоотделение прекратится, то температура человеческого тела будет повышаться на 2,5 °С каждый час. То есть за сутки она поднимется больше чем на 60°С. Приложение 3
Инсценировка «Солнечный удар»
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это лето!
Нам не страшен летний зной!
Пошла на пляж я отдохнуть-
Позагорать и искупаться.
Ведь в квартире просто жуть!
Можно задохнуться.
Не послушалась я маму
Не взяла с собой панаму
И случился, о кошмар!
В череп солнечный удар.
У меня головокруженье.
Помутнело все в глазах
Слабость, частое сердцебиенье
Вся пылаю, ох, ух, ах!
Перегрелась девочка на солнце!
Надо ей в тенечке полежать.
И еще бы до больницы
Первую мед. помощь оказать:
- перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
- уложить на спину, приподнять голову;
- если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;
- если есть одежда, то расстегнуть ее или ослабить;
- тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего;
- дать прохладное питье;
- при остановке дыхания и сердцебиения сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- вызвать врача.
Я уже не загораю.
Книжки умные читают.
Пишут в них нам об одном –
Меру надо знать во всём! Приложение 4
Тест: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»»
План – конспектурока по биологии
8 класс (коррекционный)
Тема: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»
Учитель биологии: Н. В. Шиловских
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
- применить полученные ранее знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью для безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные);
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД);
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД);
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД);
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями (предметные).
Учебно-методическое обеспечение:
Текст «Легенда о золотом мальчике», схема «Термометр с показателями оптимальной и критическими значениями температур», таблицы «Строение кожи», «Закаливание», термометр на стене кабинета и термометр, закутанный в теплый шарф, карточки с печатным текстом для самостоятельной работы с учебником, схема «Закаливание», тест: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах», картинки «Солнце».
Ход урока:
Технологическая карта.
Этап
урока
Содержание,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Планируемые результаты
Форма организации урока
I. Орг. момент
Организация класса: проверка отсутствующих, рабочих мест (приготовить заранее дополнительные ручки, карандаши, линейки для тех, кто их забыл), организация внимания.
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»): актуализация мотивов предыдущих достижений
Проверяют готовность к уроку.
Слушают учителя
Л: оценивают ситуацию
К: слушают учителя
Фронтальная
II.Актуализация знаний.
Сегодняшний урок я хочу начать с информации для размышления – я прочитаю легенду:
Давайте перенесемся с вами в Италию 1496 года: в замок миланского герцога Людовика Моро, в котором состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке — олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век. Но праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века.
История «золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования…
Попробуйте назвать причину болезни и гибели мальчика?
- организм мальчика не смог поддержать температуру тела, т.е. была нарушена терморегуляции.
Слушают учителя
Предполагают и формулируют гипотезу о том, что мальчик умер от переохлаждения.
Л: оценивают ситуацию
П: выбирают основания для выбора правильного ответа
К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения
Фронтальная
III.Изучение нового материала
1.Целеполагание
Если учащиеся затруднились с ответом, то: вы видите, что пока у вас не хватает знаний, чтобы дать правильный ответ на вопрос.
Если ответили правильно, то: вы молодцы, дали правильный ответ.
Продиктовать тему урока и предложить определить цель и задачи урока. Если учащиеся затрудняются - сегодня мы узнаем:
- сущность и способы терморегуляции;
- как оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;
- поговорим о закаливании.
Записывают тему урока в тетрадь. Пытаются сформулировать цель и задачи урока
К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.
Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачи.
Фронтальная
II.Изучение нового материала
Где чаще всего измеряют температуру тела человека?
И делают это с помощью специального прибора – термометра (если это ртутный термометр, то с ним необходимо обращаться очень аккуратно; ртуть заполняющая его очень ядовита).
Демонстрация изображения термометра, где указаны оптимальные и критические температуры тела человека:
- оптимальная: 36,5-36,9°С;
- критическая нижняя: 27°С;
- критическая верхняя: 42°С.
Проблемный вопрос по результатам, заранее заложенного, эксперимента:
Эксперимент:
один термометр на стене в кабинете биологии, другой термометр закутан в теплый шарф.
Результаты эксперимента
- температуре воздуха в нашем классе … (например: 21°С),
- у термометра, закутанного в шарф … (например 24°С)
Вопрос: почему температура тела человека не снижается до показателей температуры воздуха в помещении, которая если бы была температурой тела человека, то стала бы критически смертельной?
Чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся текстом учебника «Кожа – орган терморегуляции » стр. 168 Задание: вставить в текст карточек пропущенные слова из указанного текста в учебнике (приложение 2)
Проверим, что у вас получилось (заслушивание текстов со вставленными словами, исправление ошибок по мере необходимости).
Дополнительное подведение итогов с использованием таблицы «Строение кожи»:
- почему температура тела человека не снижается до температуры воздуха в помещении?
(организм приспосабливается к окружающей среде благодаря терморегуляции)
- что такое терморегуляция?
-какие структуры кожи участвуют в терморегуляции?
(кровеносные сосуды, потовые железы).
Листочки с текстом вклеиваем в свою рабочую тетрадь.
В подмышечной впадине.
Анализируют схему «Термометр»
Принимают участие в определении показателей термометров.
Предполагают и формулируют ответ на вопрос.
Работа с текстом.
Один зачитывает выполненную работу, остальные проверяют свои работы. При необходимости исправляют или дополняют.
Отвечают на поставленные вопросы.
Вклеивают тексты со вставленными словами в тетрадь.
П: умение работать с источниками биологической информации;
Р: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Фронтальная
Работа в парах (т.к. это класс коррекции, то пары подбираются так, чтобы один ученик мог помочь в работе над текстом другому)
Способность человека к терморегуляции можно тренировать. А как это сделать? На этот вопрос поможет ответить песня, которую я сейчас вам включу.
Включается песня В. Лебедева-Кумача «Закаляйся»
О закаливании организма вы наверняка уже много знаете и поэтому вы легко заполните дома схему «Закаливание», инструкция к ней прилагается.
Терморегуляцию можно тренировать с помощью закаливания организма.
Л: оценивают ситуацию
Фронтальная
Физкультминутка
А сейчас все на зарядку.
Руки в стороны
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое ещё.
Дружно потянулись,
И в исходное положение вернулись.
Выполняют все движения
Фронтальная
Организму терморегуляция необходима не только когда холодно, но и в жару. Что делать если организм не справился с этой работой?
-об этом нам расскажут и покажут в небольшой инсценировке девочки - Кожевникова Юля, которая сегодня выступит в роли пациента и Плотникова Саша, которая будет в роли врача (приложение 3)
Будьте внимательны, по окончанию просмотра сценки вам будет дан небольшой тест.
Учащиеся слушают и смотрят инсценировку
Л: оценивают ситуацию
К: слушают одноклассниц
Фронтальная
III.Первичное закрепление знаний
Тестовое задание на закрепление знаний по теме урока (приложение 4)
Проверим и оценим результаты выполнения теста
Выполняют задание в парах.
Проверяют работу.
П: проверка и самопроверка, отрабатывают способ в целом; осуществляют пошаговый контроль по результату
Работа в парах
Рефлексия
Задачи:
анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала.
1. Что сегодня вы узнали нового?
2. Что было для вас интересным?
3. Что осталось непонятым?
Домашнее задание: §43, пересказ.
Заполнить схему (приложение 5), ответить на вопрос: какой способ закаливания вам подходит больше всего (устно)
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
П: анализируют, контролируют и оценивают результат,
К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий
Л: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений
Фронтальная
Приложение 1
Легенда «Золотой мальчик»
Давайте перенесемся с вами в Италию 1496 года: в замок миланского герцога Людовика Моро, в котором состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке — олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век. Но праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века.
История «золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования…
Приложение 2
Задание для работы с текстом учебника.
Человек относится к организмам с -----------------------температурой тела. Нормальная температура тела человека равна - ----------. Ее обеспечивает терморегуляция. Терморегуляция складывается из двух процессов: --------------------- и --------------------. Избыток тепла удаляется из организма через -------------- и органы дыхания. Кожа регулирует температуру тела за счет, находящихся в ней кровеносных сосудов и ---------------------------------. Когда человеку жарко, его кровеносные сосуды -------------------------, а когда холодно - ----------------------------. Кроме того, при повышенной температуре воздуха потовые железы начинают больше выделять ---------------. В условиях тропического климата потоотделение может достигать 12 л в день. Расчеты показывают: если по каким-либо причинам потоотделение прекратится, то температура человеческого тела будет повышаться на 2,5 °С каждый час. То есть за сутки она поднимется больше чем на 60°С.
Приложение 3
Инсценировка «Солнечный удар»
Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это лето!
Нам не страшен летний зной!
Пошла на пляж я отдохнуть- Позагорать и искупаться.
Ведь в квартире просто жуть!
Можно задохнуться.
Не послушалась я маму
Не взяла с собой панаму
И случился, о кошмар!
В череп солнечный удар.
У меня головокруженье. Помутнело все в глазах
Слабость, частое сердцебиенье
Вся пылаю, ох, ух, ах!
Перегрелась девочка на солнце!
Надо ей в тенечке полежать.
И еще бы до больницы
Первую мед. помощь оказать:
- перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
- уложить на спину, приподнять голову;
- если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;
- если есть одежда, то расстегнуть ее или ослабить;
- тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего;
- дать прохладное питье;
- при остановке дыхания и сердцебиения сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- вызвать врача.
Я уже не загораю. Книжки умные читают. Пишут в них нам об одном – Меру надо знать во всём!
Приложение 4
Тест: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах»