Конспект открытого урока в 8 классе «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Конспект открытого урока в 8 классе «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 8 классе «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»»
Конспект открытого урока в 8 классе
«Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип урока: обобщающий.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин
I. Организационный момент Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
- Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Соединение слов – это есть словосочетание).
- Подберите синоним к слову «соединение»
(Сочетание слов – словосочетание)
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)
II. Повторение теоретического материала
При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.
– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст). – Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью). – Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого) – Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные) – Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание) – Что такое согласование? Управление? Примыкание?
(Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.
Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.
Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив) – Что не является словосочетанием?
Основа предложения (мальчик уехал),
Однородные члены (быстрый и внимательный),
Предлоги со словами (в течение часа),
Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
Фразеологические обороты (сел в калошу)
- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании?
III. Выполнение упражнения
Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)
Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.
Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.
Проверка. (В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).
- Подведем итог.
IV. Закрепление
- Прочтите четверостишие В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,
И встанет лес иглистою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)
V.Закрепление материалаТест с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).
1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
В новой шапке, всё общество, чувство ненависти
2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
Яркой краской, известные фермеры, её ресницы
4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
Сижу за столом, вижу их, этот номер
Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес
VI. Игра «Веришь ли ты?»
- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.
1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)
2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)
3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)
4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)
5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)
7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)
9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)
10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание?(Нет, это фразеологизмс целостным значением)
VII. Итог урока
- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)
- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
(По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)