Цель: - закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.
Задачи:- систематизировать знания обучающихся о правописании приставок и предлогов; правильно употреблять их в речи и грамотно писать;
- коррекция и развитие логического мышления на основе узнавания, различения;
- воспитывать положительную мотивацию к учению, любовь к родному краю.
Оборудование: школьные принадлежности, раздаточный дидактический материал, демонстрационный материал, учебник, презентация
Ход урока
(слайд1: Урок русского языка в 8б классе)
1.Организационный момент.
(слайд 2)- пустой
2. Проверка домашнего задания.
– Что было задано на дом?
- Откройте тетради, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание. О чем говорили на прошлом уроке? ( о приставках)
3. Повторение пройденного материала.
-Что такое приставка?
- Для чего она служит?
- Как пишется приставка с корнем?
4. Изучение нового материала
А) подготовка к изучению нового материала
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока посмотрите на слайд.
(слайд 3)
На слайде открывается шифровка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
И Т П А Р С В К Е Л Д О Г
3 5 1 6 2 4 7 8 4 1 3 5 9 11 10 12 13
- Нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определенная буква.
-Что получилось? ( Приставка и предлог)
- Тема нашего урока: «Приставка и предлог». (на доске )
(слайд 4):
- В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки и надо их уметь различать.
Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог,
а когда слово употребляется с приставкой.
- Эту тему мы с вами изучали ранее в 7 классе. Сегодня продолжим изучение этой темы. Продолжим тренировать умение правильно писать приставки и предлоги.
(слайд 5)-пустой
5. Оформление тетрадей.
- Посмотрите на доску.
Двадцатое ноября.
Классная работа.
- Читаем хором. Записываем число и тему урока. Сидим ровно и пишем красиво.
6. Работа по теме урока.
(слайд 6)
На слайде записаны словосочетания: (читает учитель)
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
– Внимательно посмотрите на написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
- На слова с приставками и слова с предлогами.
– Еще раз внимательно посмотрите на слова. Назовите слова с приставками.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме
пишется слитно.)
–Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами
пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога?
(слайд 7)
(Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
- Какой частью речи являются слова: доехал, побежал, прочитал?
(глаголом)
- Что же мы можем сказать о приставке и глаголе? (приставка дружит с глаголом).
- А предлог дружит с глаголом? (перед глаголом предлог не пишется).
- Как пишутся предлоги с другими словами? (с другими словами предлоги пишутся отдельно).
- Чтобы не ошибиться в правописании предлога и приставки нужно:
(учитель читает с листка). Алгоритм. (слайд 8)
Памятка:
1. Читаю словосочетание.
2.Выделяю слово в скобках.
3.Между скобками и словом ставлю вопрос.
4. Нельзя вставить слово или вопрос: значит пишу слитно. Это приставка.
5. Можно вставить слово или вопрос: значит пишу раздельно. Это предлог.
- У вас на парте есть такая же памятка. Посмотрите. На уроке она вам будет помощником.
7. Закрепление
(слайд 9)
1. Работа с учебником.
- Записываем упражнение 50. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
8. Физминутка (слайд 10)
2. Самостоятельная работа. (слайд 11 )
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
- Лодка (от)плыла (от)берега.
- Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
- Солнце (за)шло (за)тучу.
- (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
- (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
(слайд 12).
Взаимопроверка. Поставьте оценки: если нет ошибок- то «5». Если 1- 2 ошибки- ставите «4». Если 3,4.5 ошибок- то ставите «3».
3. Игра на внимание. (слайд 13)
- Я вам читаю слова. Если это:
1. Слова с приставками - 1 хлопок.
2. Слова с предлогами - 2 хлопка.
(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.
(слайд 14)- пустой
4. - О каком крае идет речь?
В это крае очень гостеприимный народ. Они не только преподнесут гостю кумыс и ароматный мед, но и развлекут его игрой на курае- национальном музыкальном инструменте. (о Республике Башкортостан)
- В этом году наша республика отмечала 100-летие образования Республики Башкортостан.
- А какой же он наш край- об этом расскажет Алина.
- Посмотрите на слайд (слайд 15)
- Мне на телефон пришло сообщение. Я не могу разобраться, помогите мне, пожалуйста, раскрыть скобки и выбрать нужный предлог.
(слайд 16)
6. «Исправить ошибки».
- Исправьте ошибки в выделенных словах, подберите подходящую по значению приставку. Работаем устно.
9. Домашнее задание. (слайд 17)
- Записываем домашнее задание: упр 49.
10. Итог урока. (слайд 18)
-Какую тему мы сегодня изучали? ( Приставка и предлог)
Давайте сделаем вывод.
11.Рефлексия. (слайд 19)
- У вас на партах лежат листочки со знаками. Если вы поняли тему урока и можете объяснить товарищу, то поднимаете !. Если тему урока поняли, но объяснить не можете, то поднимаете ?. А если ничего не поняли, то поднимаете О.
12. Выставление отметок за работу на уроке.
(слайд 20)
- На этом урок закончен. Спасибо за работу!