Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс
Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс
Конспект интегрированного урока русского языка и истории в 5 кл. содержит различные виды работы школьников. Ученики знакомятся с историей создания и разввития русского алфавита.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс»
Конспект интегрированного урока русского языка и истории
в 5 классе
Тема. История создания и развития русского алфавита
Цели урока: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения работать в группах самостоятельно, выводить тему, цель, путь движения к цели;
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: Кирилл и Мефодий, христианизация Руси, кириллица, глаголица, письмо вязью и уставом;
Задачи урока:
- сформировать представление о глаголице как первом славянском алфавите;
- проследить изменение кириллицы, начиная с девятого века;
- развивать умение работать со старославянским текстом, буквами кириллицы;
- развивать навыки монологического высказывания в устной и письменной речи;
- формировать навыки работы в группе;
Ход урока
Мобилизирующий этап урока
Мотивация
Учитель русского языка: Добрый день!
Учитель истории: Здравствуйте, присаживайтесь!
Учитель русского языка: Французскому писателю 16 века Мишелю де Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Мы предлагаем вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня и самостоятельно, но с нашей направляющей помощью, прийти к конечной цели.
Самоопределение (определение темы, целей, плана действий)
Учитель истории: Ребята,сегодня вы работаете в группах. В каждой группе есть капитан, который следит за выполнением заданий. Ещё одной его задачей является распределение обязанности в группе, чтобы работали все участники.
Учитель русского языка:
- А теперь откроем тетради и запишем дату.
Посмотрите на экран. Перед вами три картинки (Кирилл и Мефодий, кириллица, современный русский алфавит). Ваша задача записать ассоциативный ряд в тетрадях и с его помощью попытаться сформулировать тему урока.
- Давайте попробуем вместе сформулировать тему урока (История создания (Кирилл и Мефодий) и развития (от кириллицы до нашей азбуки) русского алфавита).
- Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Это и будет нашацель сегодня – узнать об истории создания и развития русского алфавита.
- Что мы будем делать для этого? (Отвечать на вопросы учителя, при затруднении обращаться к нему, активно работать)
Операционно-исполнительский этап урока
Выполнение упражнений. Диалог с учителем.
Учитель истории: Итак, давайтеначнем путешествие в историю русского алфавита!
Когда на смену древнему язычеству пришло христианство (988г), необходимость в письменности возросла. В 8-9 веке в Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить в новых условиях. Первая славянская азбука-кириллица была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас.
Учитель русского языка: Первая славянская азбука была названа кириллицей. А вы знаете – почему? (варианты ответов)
Обратитесь к информационным карточкам №1, которые лежат у вас на партах. Первое задание – прочитать текст. Выполнить задание после него. Не забывайте распределять обязанности в группах (читают текст, пересказывают его)
Учитель истории: Итак, кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
- Как называлась эта азбука? (глаголица).
Учитель русского языка: В ней было 40 букв. Называлась она глаголицей. Создали ее братья на основе трех христианских символов – креста, круга и треугольника.
Учитель истории: На ваших столах лежит глаголица – ваша задача – написать свое имя глаголицей и прикрепить листочек к стенду (пишут и прикрепляют).
Учитель русского языка: Позднее в Болгарии ученики Кирилла и Мефодия изобрели на основе греческого языка главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла. В ней было 43 буквы. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки и так далее. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: аз – 1, веди – 2… Интересно, чтопривычный набор букв «кириллицы» на самом деле представляет собой не что иное, как «послание». У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст:
На экране появляется текст:«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъраюсъ яти».
Один из вариантов перевода этого текста таков:
«Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».
- Как вы думаете, ребята, о чем это послание?
(Это тайное послание всем живущим на земле, учение о том, как надо жить, чтобы сохранить себя и жизнь на земле. Сохранить и продолжить жизнь человечество сможет, если будет бережно относиться к «слову», языку, благодаря которому мы понимаем друг друга).
Учитель истории: А теперь прикрепите, пожалуйста, ваши листочки с домашним заданием к информационному стенду. Получились интересные имена.
- Какой азбукой вы писали свои имена?
(Кириллицей)
- Интересно, что в 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, который соединил Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Ученики просветителей открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.
Учитель русского языка: Давайтесейчас мы попытаемся представить себя учениками древнерусской школы.
Попробуйте сложить слово из букв и запишите в тетради:
Добро, он, мыслите (дом)
Ша,како,он,люди,аз (школа)
Запишите в тетрадях предложения:
Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, уж, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы.
(Пришла весна, дует ветер)
Игра «Назови слово» (записаны слова старославянские - записать слова русские)
Старославянский язык отличается, в первую очередь, таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили град-город; млеко-молоко; брег-берег. Отличался старославянский язык и начальным «е»: един-один; есень-осень.
Старославянские слова Русские слова
Глад голод
Здравие здоровье
Страж сторож
Страна сторона
Брег берег
Древо дерево
Хлад холод
Врата ворота
Злато золото
Владимир Володя
Власы волосы
Учитель русского языка: Азбука, когда-то составленная Кириллом и Мефодием, по-прежнему остается самой простой. Но она претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше.
Учитель истории: По каким же причинам исчезали буквы? Обратитесь к информационным карточкам №2 и выполните задание: нужно прочитать текст, а затем вычеркнуть исчезнувшие буквы из кириллицы и добавить новые.
(Беседа по тексту)
Учитель русского языка: Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Родной язык – память древней мудрости, поэтому его нужно беречь.
Контрольно-оценочный этап
Учитель истории:
Кто создал славянский алфавит?
Как называлась первая азбука?
Почему славянскую азбуку называют кириллицей? В каком году она была создана?
Сколько букв в современном алфавите?
В какие времена были внесены изменения в алфавит на Руси? (при Петре 1 и в 1918 году).
Домашнее задание
Знать все буквы современного алфавита (учебник: стр. 134)
Письменно выполнить упр. 295
Рефлексия
Учитель русского языка: Наш урок подходит к концу. Ответьте на вопросы (см информационные карточки №3). Координаторы, выставьте оценки своей группе. После выставления оценок, сдайте информационные карточки учителю.