kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока русского языка  и истории в 5 кл. содержит различные виды работы школьников. Ученики знакомятся с историей создания и разввития русского алфавита.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс»

Конспект интегрированного урока русского языка и истории

в 5 классе

Тема. История создания и развития русского алфавита


Цели урока: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения работать в группах самостоятельно, выводить тему, цель, путь движения к цели;

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: Кирилл и Мефодий, христианизация Руси, кириллица, глаголица, письмо вязью и уставом;

Задачи урока:

- сформировать представление о глаголице как первом славянском алфавите;

- проследить изменение кириллицы, начиная с девятого века;

- развивать умение работать со старославянским текстом, буквами кириллицы;

- развивать навыки монологического высказывания в устной и письменной речи;

- формировать навыки работы в группе;


Ход урока

  1. Мобилизирующий этап урока

  1. Мотивация

Учитель русского языка: Добрый день!

Учитель истории: Здравствуйте, присаживайтесь!

Учитель русского языка: Французскому писателю 16 века Мишелю де Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Мы предлагаем вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня и самостоятельно, но с нашей направляющей помощью, прийти к конечной цели.

  1. Самоопределение (определение темы, целей, плана действий)

Учитель истории: Ребята, сегодня вы работаете в группах. В каждой группе есть капитан, который следит за выполнением заданий. Ещё одной его задачей является распределение обязанности в группе, чтобы работали все участники.

Учитель русского языка:

- А теперь откроем тетради и запишем дату.

Посмотрите на экран. Перед вами три картинки (Кирилл и Мефодий, кириллица, современный русский алфавит). Ваша задача записать ассоциативный ряд в тетрадях и с его помощью попытаться сформулировать тему урока.

- Давайте попробуем вместе сформулировать тему урока (История создания (Кирилл и Мефодий) и развития (от кириллицы до нашей азбуки) русского алфавита).

- Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Это и будет наша цель сегодня – узнать об истории создания и развития русского алфавита.

- Что мы будем делать для этого? (Отвечать на вопросы учителя, при затруднении обращаться к нему, активно работать)

  1. Операционно-исполнительский этап урока

  1. Выполнение упражнений. Диалог с учителем.

Учитель истории: Итак, давайте начнем путешествие в историю русского алфавита!

Когда на смену древнему язычеству пришло христианство (988г), необходимость в письменности возросла. В 8-9 веке в Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить в новых условиях. Первая славянская азбука-кириллица была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас.

Учитель русского языка: Первая славянская азбука была названа кириллицей. А вы знаете – почему? (варианты ответов)

Обратитесь к информационным карточкам №1, которые лежат у вас на партах. Первое задание – прочитать текст. Выполнить задание после него. Не забывайте распределять обязанности в группах (читают текст, пересказывают его)

Учитель истории: Итак, кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

- Как называлась эта азбука? (глаголица).

Учитель русского языка: В ней было 40 букв. Называлась она глаголицей. Создали ее братья на основе трех христианских символов – креста, круга и треугольника.

Учитель истории: На ваших столах лежит глаголица – ваша задача – написать свое имя глаголицей и прикрепить листочек к стенду (пишут и прикрепляют).

Учитель русского языка: Позднее в Болгарии ученики Кирилла и Мефодия изобрели на основе греческого языка главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла. В ней было 43 буквы. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки и так далее. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: аз – 1, веди – 2… Интересно, что привычный набор букв «кириллицы» на самом деле представляет собой не что иное, как «послание». У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст:

На экране появляется текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъраюсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков:

«Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

- Как вы думаете, ребята, о чем это послание?

(Это тайное послание всем живущим на земле, учение о том, как надо жить, чтобы сохранить себя и жизнь на земле. Сохранить и продолжить жизнь человечество сможет, если будет бережно относиться к «слову», языку, благодаря которому мы понимаем друг друга).

Учитель истории: А теперь прикрепите, пожалуйста, ваши листочки с домашним заданием к информационному стенду. Получились интересные имена.

- Какой азбукой вы писали свои имена?

(Кириллицей)

- Интересно, что в 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, который соединил Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Ученики просветителей открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

Учитель русского языка: Давайте сейчас мы попытаемся представить себя учениками древнерусской школы.

  1. Попробуйте сложить слово из букв и запишите в тетради:

Добро, он, мыслите (дом)

Ша,како,он,люди,аз (школа)

  1. Запишите в тетрадях предложения:

Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, уж, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы.

(Пришла весна, дует ветер)

  1. Игра «Назови слово» (записаны слова старославянские - записать слова русские)

Старославянский язык отличается, в первую очередь, таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили град-город; млеко-молоко; брег-берег. Отличался старославянский язык и начальным «е»: един-один; есень-осень.

Старославянские слова Русские слова

Глад голод

Здравие здоровье

Страж сторож

Страна сторона

Брег берег

Древо дерево

Хлад холод

Врата ворота

Злато золото

Владимир Володя

Власы волосы

Учитель русского языка: Азбука, когда-то составленная Кириллом и Мефодием, по-прежнему остается самой простой. Но она претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше.

Учитель истории: По каким же причинам исчезали буквы? Обратитесь к информационным карточкам №2 и выполните задание: нужно прочитать текст, а затем вычеркнуть исчезнувшие буквы из кириллицы и добавить новые.

(Беседа по тексту)

Учитель русского языка: Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Родной язык – память древней мудрости, поэтому его нужно беречь.

  1. Контрольно-оценочный этап

Учитель истории:

  1. Кто создал славянский алфавит?

  2. Как называлась первая азбука?

  3. Почему славянскую азбуку называют кириллицей? В каком году она была создана?

  4. Сколько букв в современном алфавите?

  5. В какие времена были внесены изменения в алфавит на Руси? (при Петре 1 и в 1918 году).

  1. Домашнее задание

  1. Знать все буквы современного алфавита (учебник: стр. 134)

  2. Письменно выполнить упр. 295

  1. Рефлексия

Учитель русского языка: Наш урок подходит к концу. Ответьте на вопросы (см информационные карточки №3). Координаторы, выставьте оценки своей группе. После выставления оценок, сдайте информационные карточки учителю.

Урок окончен. Спасибо за внимание!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс

Автор: Олег Валериевич Титов

Дата: 18.11.2021

Номер свидетельства: 591813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства "Огненная Хохлома" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-i-izobrazitiel-nogho-iskusstva-oghniennaia-khokhloma-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "143262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418485195"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "163957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552664"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства