kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и МХК в 10 классе

Созвучие пейзажей Чехова и полотен Левитана

Цели: знакомство с пейзажами Чехова и картинами Левитана, осознание взаимосвязи различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); развитие образно-ассоциативного мышления ;воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей культуры.. Оборудование: портреты А.П.Чехова и И.И.Левитана, электронная презентация – галарея картин или репродукции картин Левитана “Ветряные мельницы”, “Вечер на Волге”, “Сжатое поле”, “Облачное небо”, “Золотая осень”, “Владимирка”, “Над вечным покоем”, “Сумерки. Стога”, “Вечер. Золотой плёс», подготовленная творческой группой электронная презентация «Созвучие пейзажей Чехова и полотен Левитана», отдельные цитаты – фрагменты повести А.Чехова “Степь”, карандаши, бумага. Тип урока: интегрированный урок литературы и художественной культуры

Используются как традиционные, так и инновационные технологии и методы: интеграционные технологии, компьютерные технологии, интерактивное обучение

ХОД УРОКА

І.Организационный этап

П.Актуализация опорных знаний

Как называется жанр живописи, в котором изображаются картины природы?

В каких видах искусства создаются пейзажи?

3. Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи? Ш.Мотивация учебной деятельности 1.Слово учителя о создании пейзажей в разных видах искусства, о единстве образа и различиях средств, его создающих, о созвучиях и соответствиях в разных видах искусства

2.Основная часть работы на уроке будет проходить в группах, поэтому ставится задача совместной деятельности и взаимооценки, и каждой группе выдается карточка оценивания

Ф,И. Проработка нового материала(4 б) Исследовательская работа(4б) Творческая работа(4б)

IY.Изучение нового материала.

Работа в группах. Каждая группа получает свою часть изучаемого материала, прорабатывает и делится полученными знаниями со всем классом (метод «снежный ком»). Оценивают работу каждого внутри группы, заносят оценку в карточку

1 группа Наиболее близким другом Левитана и человеком, наиболее глубоко понимавшим его творчество, стал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Левитан и Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве и, видимо, в Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под псевдонимом Антоша Чехонте). Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной), Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь

Необычайно близкими оказались Чехов и Левитан и в каких-то сокровенных основах своего мироощущения, и, соответственно, поэтики творчества. Эта близость ясно сказывается в письмах Левитана к Чехову, раскрывающих светлую, доверчивую, но и нервную, легко ранимую, импульсивную натуру художника. Письма эти, иногда весело-ироничные, а иногда исполненные глухой мрачной тоски, позволяют ощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у которого он считал верхом совершенства. Правда, впоследствии, в 1892 году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название - "Великий человек"). С сюжете этого рассказа Чехов использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

2 группа

Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, говорят, даже собирался вызвать Чехова на дуэль. А морщился, как от боли, вспоминая всю эту историю. Как мог он так не понять Чехова :( Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь, и никто, как Чехов, не умел так легко и хорошо разбираться в путанице его порою несвязных, буйных мыслей, чувств. Теперь все кончено, казалось Левитану. Все сильнее грызла его тоска по другу. Хотелось иногда забыть обо всем, пойти к Чеховым. Но как на это решиться? Однажды - это было 2 января 1895 года - заехала к Левитану Таня Куперник, молодая писательница. Она собралась ехать в Мелихово к Чеховым и по дороге зашла посмотреть летние этюды Левитана. Когда Левитан узнал, куда она едет, он заговорил о том, как труден ему разрыв с Чеховым, как хотелось бы по-прежнему поехать к нему в Мелихово.

- За чем же дело стало? Раз хочется, так и надо ехать. Поедемте со мной сейчас!

- Как? Сейчас? Так вот и ехать?

- Так вот и ехать!

"Левитан заволновался, зажегся. и вдруг решился. Бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к мелиховскому дому, - вспоминала много лет спустя Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. И вот мы подъехали к дому. Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, - маленькая пауза - и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки - и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве. будто ничего не случилось". Друзья вновь обрели друг друга. Крепче, душевнее стала дружба, и Левитан сиял от счастья, когда Чехов, наезжая в Москву, приходил к нему в мастерскую. Так дружба писателя и художника, к их взаимной радости, возобновилась. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров. Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника."

3 группа Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был "душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат" и особенно любил весну. "Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гудение жуков, тишина, тепло - как это ново и необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год" (из повести "Моя жизнь"). Подмосковную природу он стал называть левитанистой и писал в одном из писем их общему товарищу - архитектору Федору Шехтелю: "Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть Бабкино. Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать. Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан". Изучая свеженаписанные работы Левитана, писатель даже говорил, что "вот эта твоя картина более левитанистая, чем предыдущие." Перекликаются с творчеством Левитана и такие программно важные для Чехова произведения 1880-х годов, как повесть "Степь", рассказы о детях и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выражены представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств. "Нужны чистые, поэтические и естественные побуждения, столь же прекрасные, как мир природы. Человек должен быть достоин земли, на которой он живет. Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь!" - в подобных утверждениях Чехова, близких к левитановским устремлениям, проявляется нерв, сердце его поэтики.

4 группа В 1890 году Левитан представил широкой публике свою знаменитую картину "Тихая обитель", и ее успех по-своему отразился и в творчестве Чехова. В его повести "Три года" есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ей картину, описание которой являет синтез впечатлений писателя от работ Левитана, в том числе и от Тихой обители: "На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве. А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ни чем не омраченного блаженства." Соответствие переживаний, воплощенных в левитановских пейзажах, каким-то самым заветным чаяниям современной ему интеллигенции обусловило то, что понятие "пейзажа настроения" и его развитие в отечественном искусстве порой связывают почти исключительно с именем Левитана. Современники оставили немало признаний в том, что Левитан помог им увидеть родную землю. Александр Бенуа вспоминал, что "лишь с появлением картин Левитана" он поверил в красоту, а не в "красоты" русской природы: ".оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки, алое зарево закатного солнца и бурые весенние реки, прекрасны все отношения ее особенных красок"

Взаимооценка в группах, запись в карточки оценивания

Y. Представление творческой группой электронной презентации «Созвучие пейзажей Чехова и полотен Левитана»

YI. Работа в группах. Исследовательская работа

Задание: рассмотреть предложенные репродукции картин Левитана и найти схожую пейзажную зарисовку в повести А.П.Чехова «Степь» (отдельные цитаты – фрагменты повести предложены учителем)

1. “Ветряные мельницы”. “Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается”.

2. “Вечер на Волге”. “О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна”.

3. “Сжатое поле”. “Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…”

4. “Облачное небо”. “Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако”.

5. “Золотая осень”. “Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка”.

6. “Владимирка”. “Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью”.

7. “Над вечным покоем”. “Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску”.

Представление исследовательских работ групп. Взаимооценка

ІУ.Работа в группах. Творческая работа.

Задание: создать созвучные пейзажные весенние зарисовки в художествнном слове(стихи или проза) и в карандаше

Презентация работ. Взаимооценивание

Заключительное слово учителя

Два талантливых человека, два творца, одаренных щедро зорким глазаом, чутким ухом, образным языком, живущих в одном времени и пространстве, оказались удивительно близки во вкусах, эстетических пристрастиях, мироощущениях. Потому, наверное, читая Чехова, представляем полотна Левитана; любуясь пейзажами Левитана, вспоминаем зарисовки Чехова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана"»

Интегрированный урок литературы и МХК в 10 классе

Созвучие пейзажей Чехова и полотен Левитана

Цели: знакомство с пейзажами Чехова и картинами Левитана, осознание взаимосвязи различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе); развитие образно-ассоциативного мышления ;воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей культуры. . Оборудование: портреты А.П.Чехова и И.И.Левитана, электронная презентация – галарея картин или репродукции картин Левитана “Ветряные мельницы”, “Вечер на Волге”, “Сжатое поле”, “Облачное небо”, “Золотая осень”, “Владимирка”, “Над вечным покоем”, “Сумерки. Стога”, “Вечер. Золотой плёс», подготовленная творческой группой электронная презентация «Созвучие пейзажей Чехова и полотен Левитана», отдельные цитаты – фрагменты повести А.Чехова “Степь”, карандаши, бумага. Тип урока: интегрированный урок литературы и художественной культуры

Используются как традиционные, так и инновационные технологии и методы: интеграционные технологии , компьютерные технологии , интерактивное обучение

ХОД УРОКА

І.Организационный этап

П.Актуализация опорных знаний

  1. Как называется жанр живописи, в котором изображаются картины природы?

  2. В каких видах искусства создаются пейзажи?

3. Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи? Ш.Мотивация учебной деятельности 1.Слово учителя о создании пейзажей в разных видах искусства, о единстве образа и различиях средств, его создающих, о созвучиях и соответствиях в разных видах искусства

2.Основная часть работы на уроке будет проходить в группах, поэтому ставится задача совместной деятельности и взаимооценки, и каждой группе выдается карточка оценивания

Ф,И.

Проработка нового

материала

4 б

Исследовательская работа

Творческая работа





Ход урока

IY.Изучение нового материала.

Работа в группах. Каждая группа получает свою часть изучаемого материала, прорабатывает и делится полученными знаниями со всем классом (метод «снежный ком»). Оценивают работу каждого внутри группы, заносят оценку в карточку


1 группа Наиболее близким другом Левитана и человеком, наиболее глубоко понимавшим его творчество, стал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Левитан и Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве и, видимо, в Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под псевдонимом Антоша Чехонте). Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной), Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь

Необычайно близкими оказались Чехов и Левитан и в каких-то сокровенных основах своего мироощущения, и, соответственно, поэтики творчества. Эта близость ясно сказывается в письмах Левитана к Чехову, раскрывающих светлую, доверчивую, но и нервную, легко ранимую, импульсивную натуру художника. Письма эти, иногда весело-ироничные, а иногда исполненные глухой мрачной тоски, позволяют ощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у которого он считал верхом совершенства. Правда, впоследствии, в 1892 году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название - "Великий человек"). С сюжете этого рассказа Чехов использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

2 группа
Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, говорят, даже собирался вызвать Чехова на дуэль... А морщился, как от боли, вспоминая всю эту историю. Как мог он так не понять Чехова :( Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь, и никто, как Чехов, не умел так легко и хорошо разбираться в путанице его порою несвязных, буйных мыслей, чувств. Теперь все кончено, казалось Левитану... Все сильнее грызла его тоска по другу. Хотелось иногда забыть обо всем, пойти к Чеховым. Но как на это решиться? Однажды - это было 2 января 1895 года - заехала к Левитану Таня Куперник, молодая писательница. Она собралась ехать в Мелихово к Чеховым и по дороге зашла посмотреть летние этюды Левитана. Когда Левитан узнал, куда она едет, он заговорил о том, как труден ему разрыв с Чеховым, как хотелось бы по-прежнему поехать к нему в Мелихово.

- За чем же дело стало? Раз хочется, так и надо ехать. Поедемте со мной сейчас!
- Как? Сейчас? Так вот и ехать?
- Так вот и ехать!

"Левитан заволновался, зажегся... и вдруг решился. Бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к мелиховскому дому, - вспоминала много лет спустя Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. И вот мы подъехали к дому. Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, - маленькая пауза - и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки - и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве... будто ничего не случилось". Друзья вновь обрели друг друга. Крепче, душевнее стала дружба, и Левитан сиял от счастья, когда Чехов, наезжая в Москву, приходил к нему в мастерскую. Так дружба писателя и художника, к их взаимной радости, возобновилась. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров. Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника."

3 группа Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был "душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат" и особенно любил весну. "Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гудение жуков, тишина, тепло - как это ново и необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год" (из повести "Моя жизнь"). Подмосковную природу он стал называть левитанистой и писал в одном из писем их общему товарищу - архитектору Федору Шехтелю: "Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть Бабкино... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан". Изучая свеженаписанные работы Левитана, писатель даже говорил, что "вот эта твоя картина более левитанистая, чем предыдущие..." Перекликаются с творчеством Левитана и такие программно важные для Чехова произведения 1880-х годов, как повесть "Степь", рассказы о детях и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выражены представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств. "Нужны чистые, поэтические и естественные побуждения, столь же прекрасные, как мир природы... Человек должен быть достоин земли, на которой он живет... Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь!" - в подобных утверждениях Чехова, близких к левитановским устремлениям, проявляется нерв, сердце его поэтики.

4 группа В 1890 году Левитан представил широкой публике свою знаменитую картину "Тихая обитель", и ее успех по-своему отразился и в творчестве Чехова. В его повести "Три года" есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ей картину, описание которой являет синтез впечатлений писателя от работ Левитана, в том числе и от Тихой обители: "На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ни чем не омраченного блаженства..." Соответствие переживаний, воплощенных в левитановских пейзажах, каким-то самым заветным чаяниям современной ему интеллигенции обусловило то, что понятие "пейзажа настроения" и его развитие в отечественном искусстве порой связывают почти исключительно с именем Левитана. Современники оставили немало признаний в том, что Левитан помог им увидеть родную землю. Александр Бенуа вспоминал, что "лишь с появлением картин Левитана" он поверил в красоту, а не в "красоты" русской природы: "...оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки, алое зарево закатного солнца и бурые весенние реки, прекрасны все отношения ее особенных красок"

Взаимооценка в группах, запись в карточки оценивания

ІІ. Представление творческой группой электронной презентации «Созвучие пейзажей Чехова и полотен Левитана»





Ш. Работа в группах. Исследовательская работа

Задание: рассмотреть предложенные репродукции картин Левитана и найти схожую пейзажную зарисовку в повести А.П.Чехова «Степь» (отдельные цитаты – фрагменты повести предложены учителем)

1. “Ветряные мельницы”. “Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается”.

2. “Вечер на Волге”. “О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна”.

3. “Сжатое поле”. “Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…”

4. “Облачное небо”. “Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако”.

5. “Золотая осень”. “Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка”.

6. “Владимирка”. “Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью”.

7. “Над вечным покоем”. “Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску”.

Представление исследовательских работ групп. Взаимооценка

ІУ.Работа в группах. Творческая работа.

Задание: создать созвучные пейзажные весенние зарисовки в художествнном слове(стихи или проза) и в карандаше

Презентация работ. Взаимооценивание

Заключительное слово учителя

Два талантливых человека, два творца, одаренных щедро зорким глазаом, чутким ухом, образным языком, живущих в одном времени и пространстве, оказались удивительно близки во вкусах, эстетических пристрастиях, мироощущениях. Потому, наверное, читая Чехова, представляем полотна Левитана; любуясь пейзажами Левитана, вспоминаем зарисовки Чехова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Борзых Галина Анатольевна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285434

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства