kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства "Огненная Хохлома" в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Огненная Хохлома.

Аудитория: 6 класс.

Цель: подготовить обучающихся к сочинению - описанию хохломской посуды.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с искусством Хохломской росписи, с ее историей и особенностями.

  2. Продолжить работу над словом, его правописанием и лексическим значением.

  3. Повторить композиционные особенности текста.

  4. Продолжить обучение сбору рабочих материалов для сочинения – описания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства "Огненная Хохлома" в 6 классе »

Конспект интегрированного урока русского языка (развитие речи) и изобразительного искусства разработан преподавателем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» города Печоры Республики Коми Куликовой Ириной Анатольевной.

Тема: Огненная Хохлома.

Аудитория: 6 класс.

Цель: подготовить обучающихся к сочинению - описанию хохломской посуды.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с искусством Хохломской росписи, с ее историей и особенностями.

  2. Продолжить работу над словом, его правописанием и лексическим значением.

  3. Повторить композиционные особенности текста.

  4. Продолжить обучение сбору рабочих материалов для сочинения – описания.



Оборудование урока:

  1. Хохломская посуда.

  2. Выставка рисунков учащихся с изображением хохломской посуды.

  3. Плакат с кроссвордом «Хохлома».

  4. Выставка книг об искусстве Хохломской росписи.

  5. Плакаты с изображением Хохломской посуды.

  6. Звукозаписи:

- песня «Хохломская роспись», музыка Чичкова,

стихи П. Синявского (из сюиты «Музыка русских узоров»);

- «Плясовая» (русская народная мелодия).

7. Текст «Огненная Хохлома» у каждого учащегося.



Запись на доске:

  1. Тема урока: Огненная Хохлома.

  2. Эпиграф: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь красоту».

А.М.Горький.

3. Таблица:

План

Рабочие материалы









План урока.

  1. Вступительное слово учителя русского языка (сообщение темы, цели и задач урока, объяснение урока и т.д.).

  2. Художественный пересказ одним из учащихся легенды о том, как зародилось Хохломское искусство.

  3. Рассказ учителя изобразительного искусства о Хохломе.

  4. Один из учащихся читает наизусть стихотворение Б.Копытова «Золотая Хохлома».

  5. Учитель изобразительного искусства анализирует рисунки учащихся, представленные на выставке (анализ чередуется с беседой).

  6. Работа над словом, его правописанием и лексическим значением (разгадывание кроссворда).

  7. Работа над композиционными особенностями текста «Огненная Хохлома» (данный текст – образец описания).

  8. Составление плана сочинения – описания.

  9. Работа учащихся в группах над сбором рабочих материалов к сочинению – описанию.

  10. Выступление учащихся с результатами работы.

  11. Запись учащимися рабочих материалов, подготовленных учителем на доске (выборочно).

  12. Объяснение домашнего задания.

  13. Подведение итогов урока.



Примечание:

  1. Урок начинается и заканчивается песней «Хохломская роспись».

  2. Весь класс разбит на пять групп (по шесть человек).

  3. Столы, за которыми работают учащиеся, расположены в шахматном порядке.

  4. Работой каждой группы руководит командир, предварительно выбранный учащимися.























Ход урока.

Звучит песня «Хохломская роспись» (2 куплета).

Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок, урок развития речи и изобразительного искусства, поэтому вести его вместе со мной будет руководитель кружка прикладного искусства нашей школы (Ф.И.О) . Конечная цель нашего урока – подготовиться к сочинению - описанию предметов быта, расписанных искусными мастерами Хохломы.

Для этого сегодня на уроке мы продолжим знакомство с искусством Хохломской росписи, начатое на уроках изобразительного искусства и занятиях кружках прикладного искусства. Продолжим учиться собирать рабочие материалы для сочинения – описания, составлять план, повторим композиционные особенности текста, поработаем над правописанием и лексическим значением слов. Откройте тетради, запишите тему урока «Огненная Хохлома» (читаю эпиграф).

Человек по натуре своей художник.

Он всюду, так или иначе стремится

Вносить в свою жизнь красоту.



Я не случайно в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взяла эти слова Алексея Максимовича Горького. Думаю, что этим уроком мы также внесем в свою жизнь хоть капельку красоты (эпиграф записывается в тетради).

Друзья мои! Посмотрите-ка на эти вещи, это не просто товар, предметы быта, а произведение искусства.

Удивляя, прорастая

Как-то празднично жива.

Молодая, непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют, не редея от дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Еще совсем недавно в селах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «Хохлома» и где она взяла, свои огненные краски.

Давайте послушаем эту легенду.

Рассказывает ученица.





Легенда

Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец дошла слава мастера и до государя. И повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела людская молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо- художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.



Учитель ИЗО рассказывает об истории Хохломского промысла.

Издавна по берегам Волги селились крестьяне. Одни занимались хлебопашеством, другие разными ремеслами: резали по дереву, точили и украшали разную утварь затейливыми орнаментами. Были в этих орнаментах и золото русских полей, и затейливость разнотравья русских равнин, и спелые гроздья ягод. Пригодна эта утварь была и для янтарного меда, и для терпкого кваса, и для рассыпчатой каши. Скупали посуду эту купцы русские и возили ее по всей земле. И докатилась слава об этой красоте до стран заморских, и до сих пор, вот уже 300 лет, не умолкает слава о красоте невиданной, о неиссякаемом источнике народного творчества, об умельцах русских, что смогли в простых формах передать чистоту и гармонию русской природы.

А пошел этот промысел из земли нижегородской. И называлось то село Хохлома, а еще село Семино и город Семенов.

Вот такая она Хохлома. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на эту красоту. Поэтому многие поэты (в основном местные новгородские, среди которых Б.Копытов, Б.Дубровин, В.Автомонов) посвятили ей свои строки.

Послушайте одно из таких стихотворений:

Золотая хохлома

Б.Копытов

Как волшебница, жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица

Золотая Хохлома.

И богата, и красива

Гостю рада от души

В заревом горят разливе

Кубки, чашки и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин…

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

А теперь обратимся к вашим работам.

Учитель ИЗО анализирует рисунки учащихся (анализ чередуется с беседой). Основной вопрос, на который отвечают учащиеся: что характерно для Хохломской росписи ( по фону, по цвету, по форме)? Какие виды орнамента вы можете назвать?

Учитель русского языка:

Ребята! Когда вы знакомились с элементами Хохломской росписи на уроках ИЗО и занятиях кружка прикладного искусства, вам встретились слова, с лексическим значением которых вы не были знакомы раньше.

Давайте вспомним и уточним их правописание.

Для этого разделите страницу тетради на две части (2/3 отведите под рабочие материалы, слева 1/3 часть оставьте для плана к сочинению). Слова будете записывать в правую колонку, это будет нашим первым этапом к сбору рабочих материалов для сочинения.

А поможет нам вспомнить эти слова небольшой кроссворд. Итак, угадайте слово по его лексическому значению (по мере отгадывания открываются слова в кроссворде, обращается внимание на правописание слов).

Вопросы:

  1. Как называется декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта? (роспись)

  2. Как называется красная краска, получаемая из сернистой ртути, краска которой расписывают хохломские изделия? (киноварь)

  3. Как называется художественное украшение, узор, построенные на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов с использованием растительных и животных мотивов? (орнамент)

  4. Как называют выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева, еще не раскрашенные мастером? (белье)

  5. Как называются затейливые узоры, завитки, изображенные на хохломских изделиях? (кудрины)

  6. Как называли мастера, хорошо знающего свое дело, благодаря таланту которого мы можем любоваться этим чудесным изделием? (искусный)

А изделия можно называть искусными? (да) Почему? (Потому, что они умело, хорошо сделаны).

Можно ли догадаться по последней букве, к какой части речи относится слово? (В данном случае это прилагательное).

Назовите морфологические признаки (ед.ч., м.р., И.п.).

Какая орфограмма в слове? (Нет произносимой согласной). Как проверить? (искусен). А еще что нужно запомнить? (Одна буква с и в первом и во втором слоге).

Это слово нужно отличать от слова искусство.

А каково лексическое значение этого слова искусство? (Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность).

Какое, по-вашему, прилагательное лежит в основе этого кроссворда? (Оригинальный). Открываем слово.

Обратите внимание на правописание; какие буквы заслуживают нашего внимания?

Попробуйте составить правописание с этим словом.

Что же обозначает слово оригинальный? (Не похожий на других, самобытный, созданный в результате самостоятельного творчества).



Кроссворд

Р

О

С

П

И

С

Ь

Р

К

И

Н

О

В

А

Р

Ь

Г

И

О

Р

Н

А

М

Е

Н

Т

А

Б

Е

Л

Ь

Е

Ь

К

У

Д

Р

И

Н

Ы

Ы

И

С

К

У

С

Н

Ы

Й

- Ребята, для того , чтобы ваше сочинение-описание изделий Хохломы было действительно оригинальным, этих материалов явно недостаточно. Поэтому основной материал для сочинения нам еще предстоит собрать.

- А теперь давайте посмотрим, каким образом будет построено наше сочинение. Что для этого необходимо сделать в первую очередь? (нужно составить план).

Из каких частей состоит любое сочинение-описание? (1. Вступление,

2. Основная часть,

3. Вывод)

- В какую часть мы поместим описание предмета? (в основную).

- Что значит описать предмет, на что конкретно обратите внимание? (на цвет, форму, материал, вид орнамента, для чего предназначен и т. д.).

- О чем будем писать во вступлении? (О том, что в первую очередь бросается в глаза, т.е. общее впечатление).

- А что пишут обычно в выводе, в заключении? (Какие чувства вызывает).

- Таким образом, у нас получился план (открываю доску).

План:

  1. Общее впечатление.

  2. Общее описание (по цвету, форме, материалу, виду орнамента, предназначению).

  3. Какие чувства вызывает?

- А теперь давайте посмотрим, как описываются хохломские изделия в художественной литературе и поучимся у мастеров художественного слова правильно, красиво излагать свои мысли.

- Откройте текст «Огненная хохлома». Читаем:

Огненная Хохлома.

Доводилось ли вам зайти в старый просторный сельский дом где-

нибудь на севере Нижегородской земли – там, где леса стоят стеной, а реки темны и прохладны? Чуть скрипнув, откроется входная дверь, и по чисто выскобленным половицам вы пройдете в глубь дома. Подсобные владения доброго хозяина откроются вашему взору. Вот что-то блеснуло тусклым золотом вон там, в уголке. Присмотритесь – и восстановится связь времен: деревянная чаша, выточенная искусно и любовно и так же любовно расписанная – это прабабушка нынешней ярчайшей Хохломы – будто улыбается нам из давних времен. На округлых огненно-красных боках хлебосольной чаши изображены золотистые и черные травинки, по тулову изгибаются нежные листики и сеточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины. Огненно-красный цвет и золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянную поверхность чаши в золотую. Она блестит золотистым металлическим блеском. Тогда, в те давние времена, ставилась эта чашка за обедом в центре стола и черпала из нее щи да кашу большая семья, порхали над столом деревянные расписные ложки. Сегодня хохломская чашка редко появляется на нашем столе. Стоит она, веселая, нарядная, на полке, радуя глаз золотом да киноварью, радуя душу красотой.



- Докажите, что это текст, а чтобы доказывать назовите основные признаки текста. (Этот отрывок представляет собой сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически; соблюдается логическая последовательность предложений, порядок слов в предложениях, интонация).

- Найдите заглавие текста. Ответьте, почему «Огненная Хохлома», докажите строчками из текста (читают).

- Посмотрите внимательно на текст. Мне кажется, чего-то здесь не хватает, что нужно сделать с текстом? (разделить на части).

- А почему вы сделали вывод, что его забыли поделить на части? (Читают про себя, выделяют).

- Прочитайте основную часть, где содержится описание изделий.

- Слова какой части речи помогли автору сделать такое красивое описание? (прилагательное).

- Вот над этим мы с вами сейчас и поработаем. На столе у каждой группы стоит предмет быта, расписанный хохломскими мастерами.

- Как называется каждый предмет? (Поставец, рюмка, ложка-поварешка, ковш-«утица», кружка).

- Запишите названия предметов в свои рабочие материалы, обратите внимание на правописание.

- Перед вами стоит задача – подобрать словосочетания для своих предметов и записать их в рабочие материалы (работают коллективно).

Глядя на эти прекрасные изделия, в душе рождаются звуки музыки.

Я хочу, чтобы ваши словосочетания были такими же яркими и самобытными, как народная музыка, которая будет звучать во время нашей работы.

(Звучит «Плясовая»)

Музыка закончена. Учащиеся читают словосочетания по группам.

- А теперь посмотрите, что получилось у меня. Вы можете выбрать и записать в свои рабочие материалы то, что считаете нужным для описания своего предмета.

Рабочие материалы

Золотистая поверхность, мягкий металлический блеск; желтый, черный или красный фон, щедрость узоров; черное кружево полуобнаженных ветвей: кудрявые ветки муравки; причудливые цветы. Золотые завитки-кудрины, затейливый узор, узорчатая бахрома тысячелистника, гибкие стебельки осоки.

Домашнее задание: используя рабочие материалы и план, написать в черновиках сочинение – описание предмета, расписанного мастерами Хохломы.

Читаю ещё раз эпиграф.

Я думаю, что вы тоже сегодня на уроке прикоснулись к искусству, к красоте, которая делает нас добрее, а нашу жизнь радостнее.

Звучит песня «Хохломская роспись».













ПРИЛОЖЕНИЯ

Сочинение ученицы 6 класса

Мальцевой Юлии.

Хохломская чудо-рюмочка

Издавна Хохлома славилась своей расписной деревянной посудой. Посмотришь на эти изделия, и душа радуется.

Вот расхаживает по разноцветному полотну скатерти рюмочка. Словно девушка, стройная да румяная, идет легкой поступью, красуется. Ножка у рюмки тонкая, изящная, черным лаком покрытая; на золотистых боках среди изумрудных травок вспыхивают ягодки огненные. Ни одну ночь, наверно, трудилась искусная мастерица, чтобы получилась такая красота невиданная.

Много лет прошло со дня зарождения этого ремесла на земле русской, но до сих пор изделия хохломских мастеров не перестают удивлять нас своим орнаментом и огненными красками.





Сочинение ученика 6 класса

Филиппова Михаила



Волшебный поставец



Из седой Руси пришла к нам хохломская деревянная посуда, обработанная и расписанная рукой искусного мастера.

Передо мной поставец. Это сосуд, плавно расширяющийся к середине и затем снова сужающийся; мне он очень напоминает толстую бабу, разодетую в яркий сарафан. На черном фоне поставца выделяются кисти рябины, золотом горят листья. Снимаю расписную крышку, и моему взору открывается мерцающий золотистый колодец. Такое впечатление создает покрытая олифой и лаком внутренняя поверхность сосуда.

Увидев первый раз поставец, трудно представить, что он вырезан из дерева, так как сосуд напоминает настоящую золотую посуду.

В старые времена деревянными изделиями пользовался весь простой люд. Такая посуда была самой доступной. Поставец требовался в хозяйстве крестьянина для хранения сыпучих продуктов.

Любой предмет Хохломы вызывает радость в душе, потому что в нем присутствует гармония искусства и природы.

Эти изделия радуют глаз своей простотой и одновременным изяществом, золотыми оттенками, которые греют душу. Краски огненной Хохломы во мне рождают праздник.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Куликова Ирина Анатольевна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства на тему: «Одна и две нн   в суффиксах прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-i-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-odna-i-dvie-nn-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "137809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417436990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства