kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в старших классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный план анализа текста на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста на уроках русского языка в старших классах.»

Тема: « Комплексный анализ текста». (см.интернет-портал)


Цели:

  • формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;

  • выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции;

  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей.


По отношению каждого человека

к своему языку можно совершенно

точно судить не только о его культурном

уровне, но и о его гражданской ценности.


К. Г. Паустовский


  1. Вступительное слово учителя. 1 мин.

Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором мы не только повторим изученный ранее материал, но и продолжим нашу работу со Словом. А начнём урок с того, что прочитаем эпиграф.

II. Постановка целей урока.2-3 мин

Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей языковеда В.Г. Костомарова и проанализировать её, то есть сделать комплексный анализ текста.

- Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Определить проблему текста и авторскую позицию, привести собственные аргументы)

-С чего начинается работа над сочинением-рассуждением? (С выявления проблемы текста).

-Как вы думаете, что такое проблема? комментарий? ( Учащиеся дают определение, используя памятки).

- Каковы способы ее выявления? (Обращение к памятке).

III. Комплексный анализ текста.15-17 минут.

1.Работа с исходным текстом.

Учитель:

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

2. Чтение текста учителем. (Приложение 1)

Активное слушание и выполнение задания:

-Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)


Беседа по тексту.

1.О чем говориться в тексте?

2.Зачем автор написал его?

3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).

3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.

Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.

– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).

Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Приложение 2)

  • Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.

  • Изменение языка и его причины.

  • Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.

  • Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.

  • Процессы, происходящие в современном русском языке.

  • Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

«Месиво проблем» - на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые истинные.

( Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.

Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:

  • изменение языка и его причины;

  • процессы, происходящие в современном русском языке;

  • меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;

Будем говорить о первой проблеме.

- Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.

( Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).

-Традиционна она или нова?

- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

- На что нацелила нас, читателей, данная проблема?

( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)

- Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).

4.Определение позиции автора и способа её выражения.

- Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме?

-Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.

Авторская позиция:

1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;

2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;

3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;

4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах по созданию собственного микротекста с выявлением проблемы и комментарием к ней по предложенному тексту. ( 12-15)

-Предлагаю вам объединиться в группы и создать микротекст на рабочем листе. Используйте памятки.

Используются рабочие листы. Приложение 3.

- Сформулируйте собственную позицию, приведите свои аргументы, используя высказывания великих людей о русском языке, попробуйте предложить свои пути решения этой проблемы в обществе. ( Из домашнего задания).

V. Рефлексия. 10-12 минут

1. Творческий отчёт каждой группы

Группа представляет рабочий лист, на котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников.

2. Обобщение.

-Во время активного слушания составьте “гроздь” высказываний по теме (концентрация знаний) “Проблемы современного состояния русского языка”.(3-4 высказывания)

Учащиеся записывают на доске и соотносят с теми, которые предложил учитель.

Примеры: Проблемы современного состояния русского языка.

Обеднение языка. Засорения языка. Сужение словарного запаса. Недостаточное знание языка. Недостаточное использование богатства русского языка.

VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.

Подведение итогов урока. (Если работа не закончена, дается домашнее задание по созданию микротекста).

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в старших классах.

Автор: Герасимова Евгения Юрьевна

Дата: 17.08.2017

Номер свидетельства: 425590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ». ( Обучение написанию сочинения-рассуждения). "
    ["seo_title"] => string(133) "urok-russkogho-iazyka-10-klass-tiema-komplieksnyi-analiz-tieksta-gotovimsia-k-iege-obuchieniie-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "157918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421669676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 9 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(35) "komplieksnyi-analiz-tieksta-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424086458"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Тема урока: Комплексный анализ текста.  «О ВОЖДЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ! СУРОВ БЫЛ ЖРЕБИЙ ТВОЙ…» "
    ["seo_title"] => string(86) "tiema-uroka-komplieksnyi-analiz-tieksta-o-vozhd-nieschastlivyi-surov-byl-zhriebii-tvoi"
    ["file_id"] => string(6) "216161"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432886759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства