kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Комплексный анализ текста. «О ВОЖДЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ! СУРОВ БЫЛ ЖРЕБИЙ ТВОЙ…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Комплексный анализ текста.  «О ВОЖДЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ! СУРОВ БЫЛ ЖРЕБИЙ ТВОЙ…»

    Выбор темы урока продиктован в первую очередь ее актуальностью для учащихся старших классов, которым  предстоит сдача ЕГЭ.  Подбор текстового материала связан с 200-летием Отечественной войны 1812 г. и неоднозначной оценкой роли в ней Барклая де Толли, что способно заинтересовать старшеклассников.

Выбор формы урока (урок-практикум) обусловлен его основной задачей – формирование и совершенствование практических навыков выполнения тестовых заданий, анализа текста и адекватного понимания его содержания. По ходу урока предусматривалась актуализация уже имеющихся знаний по основным разделам курса русского языка, истории.

Задачи, решаемые в ходе урока:

  • формирование лингвистической компетенции: совершенствование навыков выполнения тестовых заданий речеведческого характера, актуализация знаний по основным разделам языкознания;
  • формирование коммуникативной компетенции: развитие навыков анализа текста, устных ответов, подготовки сообщений и презентаций, написания сочинения на основе предложенного текста;
  • формирование культурологической компетенции: формирование у учащихся способности к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение, расширение и углубление кругозора учащихся, знакомство с одной из страниц  истории Отечественной войны 1812 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Комплексный анализ текста. «О ВОЖДЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ! СУРОВ БЫЛ ЖРЕБИЙ ТВОЙ…» »

.

Урок литературы в 11 классе

Учитель : Космачева Т.М.


Тема урока: Комплексный анализ текста. «О ВОЖДЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ! СУРОВ БЫЛ ЖРЕБИЙ ТВОЙ…»


Выбор темы урока продиктован в первую очередь ее актуальностью для учащихся старших классов, которым предстоит сдача ЕГЭ. Подбор текстового материала связан с 200-летием Отечественной войны 1812 г. и неоднозначной оценкой роли в ней Барклая де Толли, что способно заинтересовать старшеклассников.

Выбор формы урока (урок-практикум) обусловлен его основной задачей – формирование и совершенствование практических навыков выполнения тестовых заданий, анализа текста и адекватного понимания его содержания. По ходу урока предусматривалась актуализация уже имеющихся знаний по основным разделам курса русского языка, истории.

Задачи, решаемые в ходе урока:

  • формирование лингвистической компетенции: совершенствование навыков выполнения тестовых заданий речеведческого характера, актуализация знаний по основным разделам языкознания;

  • формирование коммуникативной компетенции: развитие навыков анализа текста, устных ответов, подготовки сообщений и презентаций, написания сочинения на основе предложенного текста;

  • формирование культурологической компетенции: формирование у учащихся способности к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение, расширение и углубление кругозора учащихся, знакомство с одной из страниц истории Отечественной войны 1812 г.

При планировании урока учитывались возрастные и интеллектуальные возможности учащихся, уровень их лингвистического, литературного и исторического образования (связь с учебной программой по литературе и истории), т.е. соблюден принцип преемственности и перспективности в обучении, учтены внутрипредметные и межпредметные связи.

Структура урока предусматривает использование репродуктивно-продуктивных и продуктивных (творческих) методов обучения.


Ход урока:


  1. Оргмомент и целеполагание.

Тема урока – комплексный анализ текста. Исходя из нее, сформулируйте задачи, которые нам предстоит на нем решить.

Совместно с учащимися формулируются задачи урока:

чтение текста и его восприятие;

выполнение различных заданий по тексту


  1. Активизация речеведческих знаний учащихся.

Т.к. нам предстоит работа с текстом, давайте вспомним, что такое текст? Каковы главные признаки текста?

Среди названных вами признаков – единство, целостность, смысловая и грамматическая связь между предложениями.

Являются ли текстом данные предложения?


А. Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

Б. С одной стороны, поражаешься их грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

В. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство.

Г. Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.


Что нужно сделать, чтобы получить текст?

Установить логическую связь, последовательность предложений.


Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.


1. АБВГ 2. ВГАБ 3. ВБАГ 4. ВБГА


3. Выполнение тестовых заданий с последующей коллективной проверкой, самопроверкой и самооценкой.

Восстановленный текст демонстрируется на мультимедийной доске. Учащиеся получают карточки с двумя вариантами тестовых заданий по тексту.


В. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство.

Б. С одной стороны, поражаешься их грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

А. Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

Г. Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.


Вариант 1.


1. Укажите средства связи предложения Б с предшествующим.

1) указательное местоимение 2) личное местоимение

3) притяжательное местоимение 4) лексический повтор

2. Какие слова являются грамматической основой одной из частей предложения Б?

1) размышляешь о судьбах 2) испытывать чувство

2) поневоле начинаешь 4) начинаешь испытывать

3. Укажите верную характеристику предложения Г.

1) сложное бессоюзное 2) простое осложненное

3) сложносочиненное 4) сложноподчиненное

4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СМЕШАННОЕ (предложение А).

1) прилагательное 2) действительное причастие

3) страдательное причастие 4) деепричастие

5. Укажите значение слова ЧУВСТВО в предложении В.

1) Любовь, испытываемая к кому-либо

2) Способность воспринимать явления объективной действительности

3) Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание

4) Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее (привести в чувство)



Вариант 2.


1. Укажите средства связи предложения Г с предшествующим.

1) союз 2) союз и вводное слово

3) личное местоимение 4) лексический повтор

2. Какие слова являются грамматической основой одной из частей предложения Г?

1) испытываешь боль 2) люди терпели

3) многие великие люди терпели 4) они служили

3. Укажите верную характеристику предложения А.

1) сложное бессоюзное 2) простое осложненное

3) сложносочиненное 4) сложноподчиненное

4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЕННЫЕ (предложение Г).

1) прилагательное 2) действительное причастие

3) страдательное причастие 4) деепричастие

5. Укажите значение слова ПОДДЕРЖКИ в предложении Г.

1) Опора чему-либо

2) Группа людей для оказания помощи

3) Помощь, содействие, понимание

4) Согласие с чем-то иди с кем-то


Ключи:


Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

1 вариант

3

4

4

3

3

2 вариант

2

4

2

3

3


Коллективная проверка дает возможность учителю задать сопутствующие вопросы по различным разделам языкознания, направленные на актуализацию имеющихся у учащихся знаний: разряды местоимений, виды сказуемых, количество частей в сложноподчиненном предложении, виды придаточных, различение действительных и страдательных причастий.


4. Погружение в эпоху, подготовка к восприятию текста исторического содержания.

Определите стиль текста. Какова его функция?

Стиль – публицистический, передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения.

Какой тип речи представлен?

Рассуждение.

Автор не просто рассуждает , он привлекает наше внимание к общественно значимой проблеме.

Какая проблема заявлена в тексте?

Для справки:

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

ПРОБЛЕМА (чего?)

воспитания, образования, патриотизма, благородства

отцов и детей, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека


Сформулировать и записать поднятую в тексте проблему, используя речевые клише;

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

Текст заставил меня задуматься над проблемой….

Автор текста привлекает наше внимание к проблеме…

Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…


Учащиеся зачитывают свои варианты формулировки проблемы, коллективно отмечаются наиболее удачные:

Проблема непонимания современниками выдающейся личности

Проблема необъективной / объективной оценки личности современниками


Данный текст являются вступительной частью, зачином текста, в котором эта проблема рассматривается на примере судьбы выдающего русского военачальника времен Отечественной войны 1812 г.

Для того чтобы узнать, о ком именно пойдет речь, мы побываем в очень интересном месте. На слайде демонстрируется здание Зимнего дворца, которое учащиеся без особого труда называют

Да, мы отправляемся в Зимний дворец, вернее в один из его залов. В качестве экскурсовода нас будет сопровождать А.С. Пушкин.

Демонстрация слайдов сопровождается чтением отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...

Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.

Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом - густая мгла;
За ним - военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, -
Но Доу дал ему такое выраженье.

Если учащиеся испытывают трудность в «узнавании» изображенного на портрете полководца, возможны вопросы-подсказки.


Почему же портрет Барклая де Толли вызывал у Пушкина «грусть тяжелую» и в то же время притягивал его внимание? Почему поэт сказал о нем: «О вождь несчастливый! Суров был жребий твой...»?

Заранее подготовленный ученик выступает с сообщением о роли Барклая де Толли в войне 1812 г.


5. Чтение текста, его аспектный анализ.

Учащиеся получают раздаточный материал с текстом В.В. Лаптева.

Текст о Барклае де Толли

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (3)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

(4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.

(5)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (6)Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (7)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (8)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас - это самоубийство, поэтому решил отступать. (9)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

(10)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (11)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (12)Полководец терпел. (13)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

(14)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (15)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

(16)К Москве подошла только половина французской армии. (17)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (18)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (19)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.

(20)... Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (21)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (22)Послышались оскорбительные угрозы. (23)Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

(24)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (25)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (26)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (27)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.

(По В. Лаптеву*)


*Лаптев Владимир Витальевич (родился в 1935 г.) - публицист, педагог. Занимается освещением широкого круга социально-нравственных проблем


Можно ли утверждать, что весь текст выдержан как рассуждение и в нем не представлены фрагменты других типов речи?

Учащиеся обычно легко отмечают наличие повествования, поэтому дают отрицательный ответ.

Умение определять представленные в тексте типы речи проверяет задание А29. Познакомимся с его возможной формулировкой и выполним его.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)В предложениях 20-21 содержится элемент повествования.

2) Предложение 11 объясняет содержание предложения 10.

3) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

4) В предложениях 15-16 представлено описание.

Правильный ответ – 4.


Текст, как мы уже определили, написан в публицистическом стиле. Это предполагает широкое использование изобразительно-выразительных средств. Предположительно в нем использованы следующие художественные средства и приемы:


Список терминов:

1. эпитет

2. ряды однородных членов

3. гипербола

4. метафора

5. лексический повтор

6. антитеза

7. сравнение

8. риторический вопрос

9. цитирование


Дайте определения этим понятиям.

Выполнение задания В8.


В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор, рассказывая о драматическом эпизоде из жизни Барклая-де-Толли, использует такие тропы, как _____ («гениальным прозрениям», «чудесном вмешательстве») и ____ («ношу позорного отступления», «утешила надежда»), которые позволяют наполнить рассказанную историю живым чувством. Такой приём, как ______ (предложение 13), передаёт непреклонность Барклая. А такой приём, как____ («надежда» в предложениях 26 и 27), позволяет выделить наиболее значимые слова, что придаёт тексту особую эмоциональность».


Список терминов:

1. эпитет; 2. ряды однородных членов; 3. гипербола; 4. метафора;

5. лексический повтор; 6. антитеза; 7. сравнение 8. риторический вопрос; 9. цитирование

Ключ: 1, 4, 9, 5


6. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?


Домашнее задание:

Сформулировать позицию автора текста по проблеме, выразить свое согласие/несогласие с ней. Собственную точку зрения обосновать, подобрав не менее двух аргументов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Комплексный анализ текста. «О ВОЖДЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ! СУРОВ БЫЛ ЖРЕБИЙ ТВОЙ…»

Автор: Космачева Татьяна Михайловна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства