Урок русского языка. 10 класс.
 Тема: « Комплексный анализ текста». ( Обучение написанию сочинения-рассуждения).
 
 
 Цели:
  - формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию; 
- выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции; 
- дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей. 
 
 
  По отношению каждого человека
  к своему языку можно совершенно
  точно судить не только о его культурном
  уровне, но и о его гражданской ценности.
  
 
  К. Г. Паустовский
 
 
  -  Вступительное слово учителя. 1 мин. 
 Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором мы не только повторим изученный ранее материал, но и продолжим нашу работу со Словом. А начнём урок с того, что прочитаем эпиграф. Слайд 1
 II. Постановка целей урока.2-3 мин
  Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей  языковеда В.Г. Костомарова и проанализировать её, то есть сделать комплексный анализ текста.
 - Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Определить проблему текста и авторскую позицию, привести собственные аргументы)
  -С чего начинается работа над сочинением-рассуждением? (С выявления проблемы текста).
 -Как вы думаете, что такое проблема? комментарий? ( Учащиеся дают определение, используя памятки).
 - Каковы способы ее выявления? (Обращение к памятке). Слайд2-3
 III. Комплексный анализ текста.15-17 минут.
  1.Работа с исходным текстом. Приложение 1
 Учитель:
 Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».  
 2.  Чтение текста учителем. (Приложение 1)
 Активное слушание и выполнение задания:
 -Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)
 
 
 Беседа по тексту.
  1.О чем говориться в тексте?
  2.Зачем автор написал его?
  3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).  
 3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.  
 Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.
  – Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).
  Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Слайд 6)
  - Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.   
- Изменение языка и его причины. 
- Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка. 
- Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.   
- Процессы, происходящие в современном русском языке. 
- Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык. 
«Месиво проблем» - на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые истинные.
  ( Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.
 Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:
  - изменение языка и его причины; 
- процессы, происходящие в современном русском языке; 
- меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка; 
Будем говорить о первой проблеме. Слайд 7
 - Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.  
 ( Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).
 -Традиционна она или нова?  
 - Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
 - На что нацелила нас, читателей, данная проблема?
  ( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)
  - Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).
 4.Определение позиции автора и способа её выражения.  
 - Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме? Слайд 5
 -Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.
  Авторская позиция:
  1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;
  2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;
  3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;
  4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
 IV. Самостоятельная работа учащихся в группах по созданию собственного микротекста с выявлением проблемы и комментарием к ней по предложенному тексту. ( 12-15)
 -Предлагаю вам объединиться в группы и создать микротекст на рабочем листе. Используйте памятки.
 Используются рабочие листы. Приложение 2.
 - Сформулируйте собственную позицию, приведите свои аргументы, используя высказывания великих людей о русском языке, попробуйте предложить свои пути решения этой проблемы в обществе. ( Из домашнего задания).  
 V. Рефлексия. 10-12 минут
 1. Творческий отчёт каждой группы  
 Группа представляет рабочий лист, на котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников.
 2. Обобщение.
 -Во время активного слушания составьте “гроздь” высказываний по теме (концентрация знаний) “Проблемы современного состояния русского языка”.(3-4 высказывания)
 Учащиеся записывают на доске и соотносят с теми, которые предложил учитель.
 Примеры: Проблемы современного состояния русского языка.
 Обеднение языка. Засорения языка. Сужение словарного запаса. Недостаточное знание языка. Недостаточное использование богатства русского языка.  
 VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.
 Подведение итогов урока. (Если работа не закончена, дается домашнее задание по созданию микротекста).
   4