-отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами;
формировать речевые навыки и умения учащихся; -развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
ъ
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, на улице.)
Посмотрите в окно и прислушайтесь. что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).
А вот что вы можете услышать ранним утром выйдя на улицу (включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)
Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, птицы - вестники прихода весны.)
Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (чувство успокоения, чистоты, легкости.)
Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами;
формировать речевые навыки и умения учащихся; -развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
ъ
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, на улице.)
Посмотрите в окно и прислушайтесь... что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).
А вот что вы можете услышать ранним утром выйдя на улицу (включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)
Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, птицы - вестники прихода весны.)
Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (чувство успокоения, чистоты, легкости.)
Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?
Сообщение о целях урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.Соколова-Микитова, который так и называется: «Звуки весны», поработаем с этим текстом, а потом и вы сами напишите сочинение-миниатюру.
Небольшое сообщение об авторе рассказа.
У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.
Давайте вместе прочитаем рассказ И.Соколова-Микитова «Звуки весны».
Работа с текстом.
Текст проецируется и зачитывается учителем.
Звуки весны
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи веселые ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лессом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички зорянки.
Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» это тянет над утренним лесом вальдшнеп- лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты- дрозды, с голых лесных полей поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.
(Соколов-Микитов.)
О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час.)
О чем рассказывается в тексте, что отражено в его заглавии? (тема текста)
К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение.
(К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)
К какому типу речи мы отнесем этот текст? (это описание)
Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте метафоры, эпитеты)
С чем автор сравнивает наступление утра, (с симфонией)
А вы знаете что такое симфония?
СИМФОНИЯ- и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок, симфония звуков.
Услышали ли вы симфонию утра?
С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание)
-Прочитайте как начинается симфония.
Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (запись на доске слева)
А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (запись на доске справа)
-Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов)
К какому времени относятся формы этих глаголов? (это формы настоящего времени)
Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)
Найдите глаголы которые используются в переносном значении (тянет- поет, трубят - курлычут, заливаются - поют)
Какую роль в тексте играют деепричастия? (они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом)
Что представляет собой деепричастный оборот? (деепричастие с зависимыми от него словами)
Найдите в первом абзаце предложение с деепричастными оборотами
Выпишите из текста предложение, которое начинается со словами «нарастая и замирая»
Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения (задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы)
произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения (задание выполняется на доске).
А теперь вы сами попробуйте составить небольшое описание.
Написание сочинения-миниатюры.
Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.
-Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание
выполняется пока играет музыка «Звуки весеннего леса».)
После того как отзвучит мелодия, учитель читает несколько работ.
Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
- Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи... чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны».