kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексная работа с текстом на уроке повторения (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • продолжать формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;
  • повторить основные речеведческие понятия
  • закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов;

-отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами;

  • формировать речевые навыки и умения учащихся; -развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

ъ

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
  • О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
  • Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, на улице.)
  • Посмотрите в окно и прислушайтесь. что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).
  • А вот что вы можете услышать ранним утром выйдя на улицу (включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)
  • Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, птицы - вестники прихода весны.)
  • Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (чувство успокоения, чистоты, легкости.)
  • Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа с текстом на уроке повторения (7 класс) »



Комплексная работа с текстом на уроке повторения (7 класс)

Цели:

  • продолжать формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;

  • повторить основные речеведческие понятия

  • закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов;

-отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами;

  • формировать речевые навыки и умения учащихся; -развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

ъ

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)

  • О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)

  • Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, на улице.)

  • Посмотрите в окно и прислушайтесь... что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).

  • А вот что вы можете услышать ранним утром выйдя на улицу (включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)

  • Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, птицы - вестники прихода весны.)

  • Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (чувство успокоения, чистоты, легкости.)

  • Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?

  1. Сообщение о целях урока.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.Соколова-Микитова, который так и называется: «Звуки весны», поработаем с этим текстом, а потом и вы сами напишите сочинение-миниатюру.

  1. Небольшое сообщение об авторе рассказа.

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.

Давайте вместе прочитаем рассказ И.Соколова-Микитова «Звуки весны».

  1. Работа с текстом.

Текст проецируется и зачитывается учителем.

Звуки весны

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи веселые ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лессом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» это тянет над утренним лесом вальдшнеп- лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты- дрозды, с голых лесных полей поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.

(Соколов-Микитов.)

  • О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час.)

  • О чем рассказывается в тексте, что отражено в его заглавии? (тема текста)

  • К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение.

(К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)

  • К какому типу речи мы отнесем этот текст? (это описание)

  • Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте метафоры, эпитеты)

  • С чем автор сравнивает наступление утра, (с симфонией)

  • А вы знаете что такое симфония?

СИМФОНИЯ- и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок, симфония звуков.

  • Услышали ли вы симфонию утра?

  • С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание)

-Прочитайте как начинается симфония.

  • Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (запись на доске слева)

  • А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (запись на доске справа)

-Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов)

  • К какому времени относятся формы этих глаголов? (это формы настоящего времени)

  • Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)

  • Найдите глаголы которые используются в переносном значении (тянет- поет, трубят - курлычут, заливаются - поют)

  • Какую роль в тексте играют деепричастия? (они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом)

  • Что представляет собой деепричастный оборот? (деепричастие с зависимыми от него словами)

  • Найдите в первом абзаце предложение с деепричастными оборотами

  • Выпишите из текста предложение, которое начинается со словами «нарастая и замирая»

  • Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения (задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы)

  • произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения (задание выполняется на доске).

  • А теперь вы сами попробуйте составить небольшое описание.

  1. Написание сочинения-миниатюры.

  • Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.

-Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание

выполняется пока играет музыка «Звуки весеннего леса».)

После того как отзвучит мелодия, учитель читает несколько работ.

  • Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему?

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание

- Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи... чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Комплексная работа с текстом на уроке повторения (7 класс)

Автор: Сахарьянова Асия Чекоевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_komplieksnyi_analiz_tieksta_podgh"
    ["file_id"] => string(6) "356985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478680690"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Комплексный анализ текста. "
    ["seo_title"] => string(27) "komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "103756"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402628206"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Комплексная работа с текстом.8 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "komplieksnaia-rabota-s-tiekstom-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416407445"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста) "
    ["seo_title"] => string(83) "binarnyi-urok-v-8-klassie-urok-odnogho-stikhotvorieniia-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "204838"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429730541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства