kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексная работа с текстом.8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная работа с текстом в 8 классе.Урок развития речи.Повторение типов и стилей речи.Тема и основная мысль текста.Абзацное членение текста.

Ключевая проблема  языкового образования  школьников - проблема формирования  коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры  учащихся – обучение текстовой деятельности. Современное обучение русскому языку  должен строиться на основе текста  и вокруг текста. Теоретической основой для формирования умений, необходимых для овладения различными видами  чтения( изучающим, ознакомительным просмотровым и поисковым),умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности  стиля художника слова и умений создавать  вторичные тексты должны стать систематизированные речеведческие  знания базовых понятий теории текста и знакомство с разными видами анализа.

 

Одним из средств совершенствования  речи учащихся старших классов должно стать овладение умениями комплексного анализа текста. Элективный курс завершается выполнением контрольной работы (комплексный анализ текста).

                                             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа с текстом.8 класс »

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.   Повторение типов речи

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Повторение типов речи

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания.
  • Формирование культуроведческой компетенции учащихся, развитие коммуникативных умений.
  • Повторение типов речи и совершенствование навыков анализа текста.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА   Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.   б) Сверкалось... Скойкие грозды Волчились у развел. Дрожали в лужасе грозды, И крюх засвиревел. Можно ли назвать данные стихи Л. Кэрролла текстом? (Это не текст. Нет завершенного содержания темы, основной мыс­ли, ключевых и опорных слов.) А стихами? (Можно, так как отрывку задан ритм, есть рифма.) А стихи С. Есенина можно назвать текстом? (Это текст. Есть тема - описание зимы; основная мысль: как прекрасен зимний пейзаж! Текст можно озаглавить (

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

  б) Сверкалось... Скойкие грозды

Волчились у развел.

Дрожали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

  • Можно ли назвать данные стихи Л. Кэрролла текстом?
  • (Это не текст. Нет завершенного содержания темы, основной мыс­ли, ключевых и опорных слов.)
  • А стихами?
  • (Можно, так как отрывку задан ритм, есть рифма.)
  • А стихи С. Есенина можно назвать текстом?
  • (Это текст. Есть тема - описание зимы; основная мысль: как прекрасен зимний пейзаж! Текст можно озаглавить ("У автора - «Пороша»). Пред­ложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Лексика образная: метафоры, сравнения, олицетворения )

Прочитайте стихи С.Есенина и стихи Л. Кэрролла (в перево­де Б. Заход ера).

а) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

ТЕКСТ  ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

ТЕКСТ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Основная мысль текста – это то главное, что мы хотим сказать. Признаки смысловой завершённости текста – это  тема, заголовок, однотематическая лексика, идея. Грамматические средства связи предложений в тексте – это порядок предложений, синонимы, антонимы, повторы, местоимения, союзы, наречия, однородные члены предложения, интонация. Способы связи предложений в тексте – параллельная, цепная. Типы речи – описание, повествование, рассуждение

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

  • Тема текста – это то,

о чём (или о ком) говорится в тексте.

  • Основная мысль текста – это

то главное, что мы хотим сказать.

  • Признаки смысловой завершённости текста – это

тема, заголовок, однотематическая лексика, идея.

  • Грамматические средства связи предложений в тексте – это

порядок предложений, синонимы, антонимы, повторы, местоимения, союзы, наречия, однородные члены предложения, интонация.

  • Способы связи предложений в тексте –

параллельная, цепная.

  • Типы речи –

описание, повествование, рассуждение

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА

  • Васька был черный, пушистый, а лапки у Васьки белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зеленые, а зрачки узкие-узкие.
  • Это описание — изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать — значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.
  • Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков).
  • К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА

  • Однажды я собрался ловить рыбу. Перешел болото и сел около пляжа. Просидел час, другой, а рыба так и не клюнула. Вынул я тогда удочку из воды и увидел, что на ней крючка нет. Привязал я другой крючок. Опять стал сидеть и ждать. Потом у меня клюнуло. Вытащил я удочку, а там была щучка.
  • повествование — рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом ... и наконец).
  • Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация (момент наивысшего накала событий), развязка (окончание в развитии событий).
  • К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА

  • Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев — смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
  • рассуждение — изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения — перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод , к которому стремится привести читателя автор.
  • Построение текста: тезис (основная мысль, то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.
  • К текстам-рассуждениям можно поставить вопрос почему?
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема текста — разговор добрых молодцев с прохожим, дедушкой. Главная мысль — защита родной земли — доброе дело, и любой готов помочь в этом благородном деле. Одна микротема. Форма речи — диалог в сочетании с монологом. Стиль речи —  разговорный. Тип текста повествование, потому что в нем последовательно говорится о нескольких действиях одного и того же лица (нескольких лиц), которые нужно выполнить, чтобы достичь цели (поезжайте, отвалите, войдите).  Здорово, добрые молодцы! Здравствуй, дедушка. Куда это вы путь держите? Едем мы с поганым Чудом - юдом биться – сражаться, родную землю защищать. Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные. А где же их достать, дедушка? А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные. (Из сказки' «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Тема текста —

разговор добрых молодцев с прохожим, дедушкой.

Главная мысль —

защита родной земли — доброе дело, и любой готов помочь в этом благородном деле. Одна микротема.

Форма речи —

диалог в сочетании с монологом.

Стиль речи —

разговорный.

Тип текста

повествование, потому что в нем последовательно говорится о нескольких действиях одного и того же лица (нескольких лиц), которые нужно выполнить, чтобы достичь цели (поезжайте, отвалите, войдите).

Здорово, добрые молодцы!

Здравствуй, дедушка.

Куда это вы путь держите?

Едем мы с поганым Чудом - юдом биться – сражаться, родную землю защищать.

Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

А где же их достать, дедушка?

А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

(Из сказки' «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».)

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Автор презентации – Бахтин Сергей Федорович,учитель русского языка и литературы  высшей категории МКОУ «Реконструкторская СОШ»Михайловского района Волгоградской области 2012год.
  • Автор презентации – Бахтин Сергей Федорович,учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Реконструкторская СОШ»Михайловского района Волгоградской области 2012год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Комплексная работа с текстом.8 класс

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Итоговая комплексная работа 2 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "itoghovaia-komplieksnaia-rabota-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421228133"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Тренировочная комплексная работа за III четверть 3 класс С(К)О VII вида "
    ["seo_title"] => string(78) "trienirovochnaia-komplieksnaia-rabota-za-iii-chietviert-3-klass-s-k-o-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "187332"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426503726"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Итоговая комплексная работа 3 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "itoghovaia-komplieksnaia-rabota-3-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "109411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404489870"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Итоговая комплексная работа (1 класс) "
    ["seo_title"] => string(39) "itoghovaia-komplieksnaia-rabota-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230721"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442243124"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Комплексная работа 2 класс 1 четверть"
    ["seo_title"] => string(38) "kompleksnaia_rabota_2_klass_1_chetvert"
    ["file_id"] => string(6) "553314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1592167441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства