Развивающие: развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные: воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Тип урока: изложение нового материала.
Оборудование: учебники русского языка под ред. Бабайцевой В. В. в 2-х частях: «Теория» (2011г.) и «Практика» (2008г.), изд-во «Дрофа».
Вид контроля: словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа, тестовые задания.
Ход урока.
1. Организационный момент (1-2 мин.);
2. Проверка домашнего задания (15 мин.)
3. Закрепление изученного на практике (15-20 мин.);
4. Обобщение изученного (2-3 мин.);
5. Выставление оценок (1-2 мин.).
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, дети! Садимся на свои места и готовимся к работе.
Проверка домашнего задания:
Учитель: Итак, на прошлом уроке мы изучили количественные числительные и ознакомились с правилами их склонения. Задачей сегодняшнего урока является закрепление знаний на практике. Я проверила карточки и ваши домашние тетради. С карточками работало 6 учеников, из них оценку «отлично» получили 3 человека (назвать фамилии), на «хорошо» поработало 2 человека, и 1 ученик выполнил задание на оценку «удовлетворительно». На мой взгляд, это хороший результат. Ваши оценки обязательно будут отмечены в классном журнале. Мною проверены также и домашние тетради. Существенным недостатком многих работ является то, что ученик забывает подчёркивать орфограммы. Обязательно обратите на это внимание, и в следующий раз не допускайте подобного рода недочётов.
Сейчас работаем в следующем режиме: вначале коллективно проверим домашнее задание, затем выполним синтаксический разбор одного из предложений в проверяемом нами упражнении, после этого трое поработают с карточками над склонением имён числительных, а один из учеников выполнит это задание на доске. Затем проведём диктант на закрепление пройденного нами материала. Итак, в качестве домашнего задания вы выполняли упражнение 480-е. Прочитаем задание.
Ученик: Сначала прочитайте, а потом спишите предложения, записывая цифры словами.
Учитель: Хорошо. Прочитаем текст полностью. Затем будем разбирать каждое предложение по очереди. При прочтении чётко произносить орфограммы и числительные.
Ученик: 1. В ста граммах семян бобов содержится до сорока пяти граммов белка, до двадцати семи граммов растительного масла. 2. Бобы имеют стебель высотой до ста семидесяти сантиметров. На каждом стебле около двадцати – семидесяти плодов бобов, дающих около сорока – ста девяноста граммов семян с одного растения. Поэтому с гектара получают до пятидесяти центнеров семян бобов и до трёхсот восьмидесяти центнеров зелёной массы. 3. На юге разводят помидоры, каждый плод которых достигает шестисот и даже восьмисот граммов. 4. В семействе паслёновых около одной тысячи семисот разнообразных видов растений. 5. Подсчёты показали, что возраст отдельных деревьев секвойи, растущих в Калифорнии, достигает почти четырёх тысяч лет. Из кукурузы изготовляют до ста пятидесяти продуктов. Урожай кукурузы на юге достигает пятидесяти центнеров, а зелёной массы – около одной тысячи двухсот пятидесяти центнеров с гектара.
Учитель: Хорошо. Ребята, нам обязательно нужно знать, каким членом предложения выступает имя числительное. Для этого выполним синтаксический разбор первого предложения. (Вызывает к доске ученика). Все остальные выполняют данное задание в тетрадях.
(После того, как разбор выполнен и проверен, учитель задает ученику теоретический вопрос).
Учитель: Какие числительные называются количественными?
Ученик: Количественные числительные обозначают количество предметов или отвлечённое число и отвечают на вопрос сколько?
Учитель: Хорошо. Молодец. Итак, вчера мы прошли склонение количественных числительных. Это сложный материал, поэтому нужно его тщательно отработать. Сейчас один из учеников вашего класса выйдет к доске и просклоняет словосочетание 398 шагов. Троим я дам индивидуальные карточки.
Ученик:
И. триста девяносто восемь шагов;
Р. трёхсот девяноста восьми шагов;
Д. трёмстам девяноста восьми шагам;
В. триста девяносто восемь шагов;
Т. тремястами девяноста восемью шагами;
П. (о) трёхстах девяноста восьми шагах.
Учитель: Хорошо. Как склоняются составные количественные числительные?
Ученик: При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.
Учитель: Хорошо. Садись. Теперь мы с вами напишем диктант. Будьте внимательны. В нём тоже встретятся числительные.
Байкал
Байкал – это удивительно красивое озеро, которое находится почти в самом центре Евразии, в Байкальской горной области. В длину озеро протянулось на 636 километров, в ширину – на 80. Максимальная глубина его – 1642 метра. Это по праву позволяет назвать Байкал самым глубоким озером в мире. Байкал наполняют 336 постоянных рек и ручьев.
Кроме того, Байкал - самое древнее озеро на нашей планете, его возраст по разным оценкам составляет 20-30 миллионов лет. Байкал является хранилищем 20% мировых запасов пресной воды. Населяет в себя около 848 видов животных и 133 вида растений.
Учитель: Сдаём тетради с диктантом на проверку.
Учитель: Открываем учебники на стр. 179-ой, читаем задание в упр. 483-ем.
Ученик: Составьте словосочетания по схеме «числ + сущ», запишите их. Устно просклоняйте 2 – 3 словосочетания с составными числительными.
Учитель: Всем понятно?
Ученики: Да.
Учитель: Хорошо. Тогда записываем домашнее задание: упр. 483-е, §110-111- повторить. Урок окончен, спасибо за внимание!