kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя числительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (двапятьдесятдвеститриста пятьдесят один) и собирательные(обадвоепятеро) — отвечают на вопрос сколько?порядковые — отвечают на вопрос который? (первыйвторойсотый), дробныеодна пятаятри целых, две седьмых). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (двачетырепятнадцатьполторастадвести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятся слова малонемаломногонемного, а также местоименные числительные несколькосколькосколько-нибудьсколько-тостолько.

Количественное числительное — числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями —
    • количественным (количество как признак предмета: пять головтри стуладесять днейнесколько лет) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остаткатрижды десять — тридцатьнесколько — это не всякое неопределенное количество: это может быть трипятьдесять, вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх);вагон восемьместо тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке[править | править вики-текст]

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

Правописание числительных

1. У числительных «пять», «двадцать», а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» — «восемьдесят» и «пятьсот» — «девятьсот» — в середине слова.

2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах — окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах — окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» — окончание А («существует уже триста лет»).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный», пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» — «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» — «трёх пятых» — «трём пятым» — «тремя пятыми» — «о трёх пятых»).

7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» — «двести пятьдесят шестого» — «двести пятьдесят шестым»).

8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» — основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя числительное как часть речи"»

Описание материала: конспект урока по русскому языку по теме «Имя числительное» .

10 класс

Тема: Имя числительное.

Цель: дать понятия об имени числительном.

Задачи: образовательная – познакомить детей с частью речи, имя числительное и учить определить разряды числительных и их падеж.

развивающая – развивать умения применять знания на практике, развивать психические процессы: память, речь, внимание, мышление; навыки беглого чтения, работы с компьютером.

воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма.

Тип урока: усвоение новых знаний, обобщение и систематизация знаний.

Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный,

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Наглядность: таблицы, дидактический материал, тест, карточки, кроссворд.

Технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска


I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Записать в тетради (число, классная работа)

II. Сообщение цели урока.

Сколько в нашем классе учеников? (двадцать пять)

Сколько уроков бывает у вас каждый день? (шесть)

Сколько минут продолжается урок? (сорок пять)

Какие слова вы использовали в своих ответах?

Что вы можете о них сказать? Это имена числительные.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.

III. Новая тема.

Наш урок пройдёт в виде викторины.

Сначала, чтобы немного размяться, давайте проведём, небольшую разминку в виде теста.

Раздаю ученикам тесты.

1.Что такое имя числительное?

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой?

г) самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

2. Какие виды имён числительных вы знаете?

а) мужского, женского и среднего рода.

б) порядковые, собирательные и количественные.

в) качественные, относительные, притяжательные.

3. Как изменяются имена числительные?

а) спрягаются

б) склоняются

4.По строению числительные могут быть

а) отрицательными, определительными, указательными

б) возвратными, совершенного и несовершенного вида

в) собственными, нарицательными, вещественными

г) простыми, сложными, составными

По ответам теста, какой вывод мы можем сделать?

Дети отвечают и составляют кластер. (Оценивается ответы с помощью фишек)

Проведя разминку, я убедилась, что вы хорошо знакомы с понятием – имя числительное.

А сейчас давайте поработаем с числительным один.

- Какое это имя числительное? (количественное)

-Измените числительное один по родам. (Запись в тетради.)

Числительное один изменяется по числам. Одни в форме множественного числа может употребляться с существительными имеющие только форму множественного числа.

Одни сани, одни очки, одни ножницы.

Одни книги. (в значении частицы только)

Ребята, которые сидят за компьютерами, будут выполнять свои задания. Давайте определимся с порядковым счётом. Первый, второй, третий,…,….,

Каждый ученик будет выполнять задание соответствующее его порядковому номеру.

Задание №1

От количественных числительных 5,2,9,10,8,20,17,4,7,19 образуйте порядковые числительные, подберите к ним имена существительные.

Задание №2

Ответьте:

1) В каком году вы родились? 2) Какого числа? 3) В каком месяце? 4) Когда вы родились?

Задание №3

Употребите существительные со следующими числительными.

2 (школа), 2 (город), 32 (книга), 4 (дыня), 24 (станция), 8 (машина), 41 (страница), 25 (линия метро), 17 (серия), 3 (вертолёт)

Задание №4

Запишите словами данные ниже числа.

37,465,111,17,1941,1355,40,68,90,50.

Задание №5

Просклоняйте эти порядковые числительные.

Шестидесятый километр, девятнадцатая школа, третье место.

Задание №6

Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией. Что получилось? Что вы заметили?

99, 36, 125, 2896, 35, 1, 20, 856, 2000, 34, 75682, 56 ,90, 534, 0, 50, 2013, 2, 11

А ребята, которые сидят за партами, вы вспомните и подберите пословицы и поговорки, в которых встречается имя числительное - один.

Одно дерево срубишь — десять посади. 
Одной рукой в ладоши не хлопнешь. 
Одна правда на свете живет. 
Один раз не в счет. 
Один в поле не воин. 
Один пашет, а семеро руками машут. 
Одна голова на плечах. 
Один за всех и все за одного.
Одна нога тут, другая — там. 
Одна мудрая голова ста голов стоит. 
Одна пчела лучше, чем рой мух. 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

Просклоняйте имя числительное один из пословиц.

(Один ученик работает у доски)

И.п. одно дерево

Р.п. одного дерева

Д.п. одному дереву

В.п. одно дерево

Т.п. одним деревом

П.п. об одном дереве

(Выдача фишек за ответы, за работу)

-А сейчас давайте немного отдохнём.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л вы3 клеенку.

Расшифруйте предложение. (запись в тетрадь)

(Прежде чем вся семья опять сядет за стол, вытри клеенку)

Какие имена числительные использованы в данном предложении?

Что вы знаете об их склонениях?

И следующее игровое задание.

Найти спрятанное слово - правильно вписав в горизонтальные клетки числительные 40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,700, выделить в вертикальных жирных клетках числительное одиннадцать

( На доске кроссворд)

































































































































Почему в слове одиннадцать записывается удвоенная буква нн?

Одиннадцать (один на десяти) составное числительное.

Работа с учебником.

- Отдохнули, а теперь давайте поработаем с учебником.

Прочитайте текст (чтение по абзацам)

Работа по содержанию текста.

Как называется текст? (Открытие периодического закона)

Кто является составителем периодического закона химических элементов?

На каком уроке вы изучаете периодическую таблицу Менделеева?

Сколько элементов входит в состав данной таблицы?

Назовите, каким по счёту в таблице, расположен элемент Cu?

Как вы думаете, почему я спросила у вас об этом элементе?

( дети рассказывают о меди, о нашем городе Сатпаев)


Теперь давайте поработаем в тетрадях.

Упражнение 147 на странице 103.

I вариант выполняют ученики за компьютерами.

Раскрыть скобки, записать, заменяя числа словами.

II вариант ученики за партами.

Укажите числительные с ь в конце и середине (объясните правописание числительных)

IV. Итог.

Наш урок подходит к концу.

Давайте оценим работу.

Сколько фишек набрал каждый учащиеся.

Оценивание учащихся, выставление оценок.

О какой части речи мы говорили на уроке?

Что вы о ней запомнили?

Как изменяются имена числительные?

V. Домашнее задание.

Чтение правил. Упр.145,146 стр.102 (чтение, выписать предложения)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имя числительное как часть речи"

Автор: Садвокасова Бекзат Рамазановна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Имя числительное как часть речи."
    ["seo_title"] => string(37) "tiemaimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "267754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450453151"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456337088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства