Тема урока: Склонение сложных количественных имен числительных
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цели урока:
1. Научить склонять сложные имена числительные, правильно употреблять их в речи и на письме, освоить правила правописания имен числительных.
2. Умение правильно употреблять разные формы имен числительных.
3. Воспитывать чувство патриотизма, долга перед Родиной.
Ход урока
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Проверка домашнего задания.
Домашнее задание было упражнение 600. Нужно было списать предложения. Употребив имена числительные в нужном падеже.
( читают по порядку)
III. Постановка основного вопроса урока.
-Посмотрите, пожалуйста, на числительные 6 и 600
- Что общего между числительными 6 и 600? (корень)
- Чем они отличаются? (простые и сложные)
- Какие из этих числительных мы уже умеем склонять? (простые, целые)
- Просклоняйте числительное 6 устно.
Работа у доски.
- А теперь употребите числительное 600 в форме Р. и Т. Падежей.
-Какой проблемный вопрос возникает?
Как склоняются сложные числительные? (Записываю проблемный вопрос на доске.)
-Какое по составу получится числительное, если сложить числа 600 и 6? (составное)
-Из каких числительных оно состоит? (сложное и простое)
-Как вы думаете, оно будет совмещать в себе особенности склонения простого и сложного числительных или будет склоняться как-то по-особенному?
-Нам нужно это проверить.
-Тогда что необходимо добавить в проблемный вопрос?
Как склонять составные числительные?
-Сформулируйте цель урока
НАУЧИТЬСЯ СКЛОНЯТЬ СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ количественные числительные.
-Сформулируйте тему урока
СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
Для начала нужно вспомнить, какая часть речи называется именем числительным.(ответы учащихся)
А ещё Числительное – единственная часть речи в русском языке, которая имеет в одном слове два окончания. В этом ее необычность и уникальность.
Попробуем просклонять в тетрадях числительные от 50-80, 200, 300, 400, 500-900.
Попробуйте составить схему этого правила
50-80
200, 300, 400 склоняются обе части
500-900
-Какие окончания у этих числительных? (как у простых, входящих в их состав)
– Обратите внимание на изменение числительного сто в составе сложного слова. Оно изменяется не как простое числительное сто, а как существительное ср.р. село во мн.ч. (сёл – -сот, сёлам – -стам, сёлами – -стами, о сёлах – -стах).
V. Закрепление.
Упр. 595 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.
Выполняется устно.
Упр. 596 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них.
Письменно записываются только формы числительных.
-Запишите словами числительное 250
-Какое это числительное по составу? (составное)
-Попробуйте его просклонять (устно)
-Какой вывод можно сделать?
У СОСТАВНОГО ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СКЛОНЯЮТСЯ ВСЕ СЛОВА
Беседа.
-Ребята, а какой праздник приближается к нам? (День защитника Отечества).
- что вы можете рассказать об этом дне? Кого поздравляют в этот день?
- А вы знаете, историю этого Дня?
Впервые этот праздник начали отмечать в 1919 году. Тогда он был назван День Красной армии и Флота. Уже с 1938 года этот праздник стал не только официальным, но и торжественным.
В годы ВОВ 23 февраля приобрел особое значение. Каждая семья ждала с фронта весточек от родных и близких, поэтому день Красной армии праздновался всеми. В эти годы 23 февраля 1943 года Красная Армия разгромила противника под Сталинградом. 23 февраля 1945 года наша армия была уже на территории Европы. Страна была освобождена от фашистских захватчиков.
В этот день проводили военные парады, устраивали салюты. Ветеранов армии награждали орденами и медалями.
С 1995 года мы отмечаем День защитника Отечества.
- А вы кого поздравите в этот день?
- Ваши отцы, деды и братья служили в армии? ( ответы учащихся)
Упр. 597 – развивается умение склонять составные имена числительные.
Выполнение тестовых заданий.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова темы. (Имена числительные, сложные
50–80, 200, 300, 400, 500–900, два окончания, составные)
– Укажите особенности их склонения.
– Чему научились на уроке, какие умения развивали?
– Какие трудности встретились?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 599.( прочитать арифметические примеры)