Склонение простых количественных числительных от пяти до тридцати. 6-й класс
Цели: выяснить и запомнить особенности склонения числительных от пяти до тридцати;
научиться правильно писать и употреблять падежные формы данных числительных.
Ход урока
I. Оргмомент.
Запись числа, вводное слово учителя: "Продолжаем работать по теме "Количественные числительные, обозначающие целые числа". Кратко повторим материал предыдущих уроков и перейдем к новой теме".
II. Орфографическая пятиминутка (повторение орфографии числительных).
1. Раздать карточки (3 человека) для самостоятельной работы.
Задание на карточках: Записать числительные словами, вставить безударные гласные, выделить орфограмму.
18 т...левизоров, 70 к...ртин, 800-ый к...лометр,
654 экз...мпляра, свыше 78 ч...ловек.
2. Один ученик работает у доски.
Задание: Записать числительные, объяснить их написание.
Шестьсот, пятьдесят девять, восемнадцать, восемьдесят четыре, девятьсот.
Дополнительный вопрос: Назвать простые числительные.
Какие числительные называются простыми?
III. Запись темы урока, сообщение целей и задач урока. Работа по теме.
1. Повторение теоретического материала предыдущих уроков (фронтально), переход к новой теме.
- Какие числительные называются количественными?
- Назовите разряды количественных числительных.
- Приведите примеры количественных числительных, обозначающих целые числа.
- Как изменяются количественные числительные?
- Каковы особенности изменения числительных один, два?
2. Объяснение нового материала.
А) Простые количественные числительные от пяти до тридцати тоже имеют свои особенности.
- Что значит "простые числительные"?
- Назовите простые количественные числительные от 5 до 30 (несколько примеров).
Эти числительные склоняются так же, как и существительные. А вот о том, какие именно существительные, вы мне скажите позже сами, используя материал домашнего задания.
Мы просклоняем числительное, а затем сравним с тем, как изменяются существительные.
Б) Просклонять числительное шесть (один ученик у доски, остальные в тетрадях).
Итак, простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются так же, как и существительные третьего склонения.
- Но! среди данных есть числительные, которым нужно уделить особое внимание. Это числительные от 11 до 19. У этих числительных падежные окончания безударны, поэтому в Р., Д., П. падежах окончания этих числительных надо запомнить. Поставим числительное тринадцать в Р., Д., П. падежи (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
- Какие же окончания имеют количественные числительные от 11 до 19 в Р., Д., П. падежах?
3. Закрепление.
А) Записать словосочетания, определить падеж числительных, объяснить окончания. (Учащиеся по желанию по очереди работают у доски)
Более семнадцати часов, в одиннадцати рассказах, около тринадцати растений, на четырнадцати полях, мимо шестнадцати озер.
Б) "Устный счет".
Задание: Сначала четко прочитайте, а затем сосчитайте. (Учащиеся читают примеры, четко проговаривая их: "К пятнадцати прибавить восемь будет ..." и т.д.)
Последний пример учащиеся записывают в тетрадь без ответа, определяют падеж числительного 19, выделяют его окончание.
В) Самостоятельно составить и записать два подобных примера без ответов, используя простые количественные числительные от 5 до 30. Определить падежи числительных, выделить их окончания.
Г) Чтение теоретического материала по учебнику.
4. Выводы.
- Что мы узнали сегодня о склонении простых количественных числительных от 5 до 30?
- Почему особое внимание надо обратить на числительные от 11 до 19?
- Какое же окончание пишется у данных числительных в Р., Д., П. падежах?
5. Запись и объяснение домашнего задания
IV. Повторение. Буквенный диктант.
Учитель читает слова. Задача учащихся самостоятельно определить части речи и записать номер слова и начальную букву слова, называющего часть речи. Тетради с данной работой сдаются сразу после урока на проверку учителю.
Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, дважды, двоякий, второй.
Запись у учащихся:
1 ч
2 с
3 ч
4 п
5 гл.
6 н
7 н
8 п
9 ч
V. Итог урока.
Сообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке.
Склонение простых количественных числительных от пяти до тридцати. 6-й класс
Цели: выяснить и запомнить особенности склонения числительных от пяти до тридцати;
научиться правильно писать и употреблять падежные формы данных числительных.
Ход урока
I. Оргмомент.
Запись числа, вводное слово учителя: "Продолжаем работать по теме "Количественные числительные, обозначающие целые числа". Кратко повторим материал предыдущих уроков и перейдем к новой теме".
II. Орфографическая пятиминутка (повторение орфографии числительных).
1. Раздать карточки (3 человека) для самостоятельной работы.
Задание на карточках: Записать числительные словами, вставить безударные гласные, выделить орфограмму.
18 т...левизоров, 70 к...ртин, 800-ый к...лометр,
654 экз...мпляра, свыше 78 ч...ловек.
2. Один ученик работает у доски.
Задание: Записать числительные, объяснить их написание.
Шестьсот, пятьдесят девять, восемнадцать, восемьдесят четыре, девятьсот.
Дополнительный вопрос: Назвать простые числительные.
Какие числительные называются простыми?
III. Запись темы урока, сообщение целей и задач урока. Работа по теме.
1. Повторение теоретического материала предыдущих уроков (фронтально), переход к новой теме.
- Какие числительные называются количественными?
- Назовите разряды количественных числительных.
- Приведите примеры количественных числительных, обозначающих целые числа.
- Как изменяются количественные числительные?
- Каковы особенности изменения числительных один, два?
2. Объяснение нового материала.
А) Простые количественные числительные от пяти до тридцати тоже имеют свои особенности.
- Что значит "простые числительные"?
- Назовите простые количественные числительные от 5 до 30 (несколько примеров).
Эти числительные склоняются так же, как и существительные. А вот о том, какие именно существительные, вы мне скажите позже сами, используя материал домашнего задания.
Мы просклоняем числительное, а затем сравним с тем, как изменяются существительные.
Б) Просклонять числительное шесть (один ученик у доски, остальные в тетрадях).
Итак, простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются так же, как и существительные третьего склонения.
- Но! среди данных есть числительные, которым нужно уделить особое внимание. Это числительные от 11 до 19. У этих числительных падежные окончания безударны, поэтому в Р., Д., П. падежах окончания этих числительных надо запомнить. Поставим числительное тринадцать в Р., Д., П. падежи (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
- Какие же окончания имеют количественные числительные от 11 до 19 в Р., Д., П. падежах?
3. Закрепление.
А) Записать словосочетания, определить падеж числительных, объяснить окончания. (Учащиеся по желанию по очереди работают у доски)
Более семнадцати часов, в одиннадцати рассказах, около тринадцати растений, на четырнадцати полях, мимо шестнадцати озер.
Б) "Устный счет".
Задание: Сначала четко прочитайте, а затем сосчитайте. (Учащиеся читают примеры, четко проговаривая их: "К пятнадцати прибавить восемь будет ..." и т.д.)
Последний пример учащиеся записывают в тетрадь без ответа, определяют падеж числительного 19, выделяют его окончание.
В) Самостоятельно составить и записать два подобных примера без ответов, используя простые количественные числительные от 5 до 30. Определить падежи числительных, выделить их окончания.
Г) Чтение теоретического материала по учебнику.
4. Выводы.
- Что мы узнали сегодня о склонении простых количественных числительных от 5 до 30?
- Почему особое внимание надо обратить на числительные от 11 до 19?
- Какое же окончание пишется у данных числительных в Р., Д., П. падежах?
5. Запись и объяснение домашнего задания
IV. Повторение. Буквенный диктант.
Учитель читает слова. Задача учащихся самостоятельно определить части речи и записать номер слова и начальную букву слова, называющего часть речи. Тетради с данной работой сдаются сразу после урока на проверку учителю.
Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, дважды, двоякий, второй.
Запись у учащихся:
1 ч
2 с
3 ч
4 п
5 гл.
6 н
7 н
8 п
9 ч
V. Итог урока.
Сообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке.