III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Работа по теме урока. Слово учителя. В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения накладывали свой отпечаток на развитие языка. Самые первые заимствования из неславянских языков проникали в русский язык ещё в VIII – ХII вв. Из скандинавских языков (шведского, норвежского) к нам пришли слова, связанные с морским промыслом: шхеры, якорь, крюк, багор, имена собственные: Рюрик, Олег, Ольга, Игорь, Аскольд. А также некоторые слова, связанные с жизнью северных народов: сани, тундра, пурга, нарты, пельмени и др. К числу древних заимствований относ. сл. из герм: броня, меч, панцирь, котёл, холм, бук, князь, бор, свинья, верблюд. Близкое соседство тюркских народностей (половцев, печенегов, хазар)), военные столкновения с ними, а затем и монголо-татарское нашествие оставили в русском языке тюркские слова: колчан, аркан, вьюк, шалаш, бешмет, кушак, каблук, кисет, кумач, сундук, кистень, кандалы, кабала, казна, караул и др. (быт, одежда, утварь) Самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Торговля Киевской Руси с Византией, принятие христианства в VI в., крещение восточных славян в IХ в., распространение богослужебных книг: (бытовые предметы, овощи, фрукты) вишня, огурец. Кукла, лента, лохань, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит, диалект. Заимствования из обл. религии: ангел, алтарь, амвон, анафема, архимандрит, антихрист, архиепископ, демон, елей, Евангелие, икона, ладан, келья, схима, лампада, монах, монастырь, пономарь, протоиерей, панихида. Из нем.: бутерброд, галстук, графин, шляпа, контора, пакет, прейскурант, процент, бухгалтер, вексель, акция, агент, лагерь, штаб, командир, юнкер, ефрейтор, лафет, патронташ, верстак, фуганок, никель, кварц, селитра, картофель, лук. Значительный след в русской лексике оставил фр. язык: (первые сл. в Петровскую эпоху): (бытового назначения) костюм, капот, корсаж, корсет, жакет, жилет, пальто, манто, блуза, фрак, браслет, вуаль, жабо, мебель, комод, кабинет, буфет, салон, туалет, трюмо, люстра, абажур, портьера, сервиз, лакей, бульон, котлета, крем, рагу. | Работают в тетрадях. | Личностные : осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планирование необходимых действий, операций; соотнесение того, что известно с тем, что еще не известно. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |