kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как пополняется словарный состав русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок дает чёткое представление о том, как пополняется словарный состав русского языка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как пополняется словарный состав русского языка»

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Класс: 5 «а»

Тема урока: Как пополняется словарный состав русского языка.

Тип урока: изучение новых знаний

Предметные:

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе..

Методы и приемы: наблюдение над языком,индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Технологии обучения- здоровьесбережение;- проблемного обучения;- развивающего обучения;- поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Оборудование:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Речевая разминка

- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Личностные: выработка учебной мотивации.

Познавательные :осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия ,операции.

Коммуникативные:умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


  1. Проверка домашнего задания упр.26о

II. Выполнение упр. ЗСП – 10 в парах с взаимопроверкой.



.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий;осуществление для решения учебных задач опреации анализа, синтеза, сравнения , классификации

Регулятивные: выделение и осознание учащимися тог, что уже усвоено;осознание качества и уровня усвоения.


Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других, оформление внутренней и внешней речи.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.


Работа по теме урока.

Слово учителя. В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения накладывали свой отпечаток на развитие языка.

Самые первые заимствования из неславянских языков проникали в русский язык ещё в VIII – ХII вв. Из скандинавских языков (шведского, норвежского) к нам пришли слова, связанные с морским промыслом: шхеры, якорь, крюк, багор, имена собственные: Рюрик, Олег, Ольга, Игорь, Аскольд. А также некоторые слова, связанные с жизнью северных народов: сани, тундра, пурга, нарты, пельмени и др.

К числу древних заимствований относ. сл. из герм: броня, меч, панцирь, котёл, холм, бук, князь, бор, свинья, верблюд.

Близкое соседство тюркских народностей (половцев, печенегов, хазар)), военные столкновения с ними, а затем и монголо-татарское нашествие оставили в русском языке тюркские слова: колчан, аркан, вьюк, шалаш, бешмет, кушак, каблук, кисет, кумач, сундук, кистень, кандалы, кабала, казна, караул и др. (быт, одежда, утварь)

Самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Торговля Киевской Руси с Византией, принятие христианства в VI в., крещение восточных славян в IХ в., распространение богослужебных книг: (бытовые предметы, овощи, фрукты) вишня, огурец. Кукла, лента, лохань, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит, диалект. Заимствования из обл. религии: ангел, алтарь, амвон, анафема, архимандрит, антихрист, архиепископ, демон, елей, Евангелие, икона, ладан, келья, схима, лампада, монах, монастырь, пономарь, протоиерей, панихида.

Из нем.: бутерброд, галстук, графин, шляпа, контора, пакет, прейскурант, процент, бухгалтер, вексель, акция, агент, лагерь, штаб, командир, юнкер, ефрейтор, лафет, патронташ, верстак, фуганок, никель, кварц, селитра, картофель, лук.

Значительный след в русской лексике оставил фр. язык: (первые сл. в Петровскую эпоху): (бытового назначения) костюм, капот, корсаж, корсет, жакет, жилет, пальто, манто, блуза, фрак, браслет, вуаль, жабо, мебель, комод, кабинет, буфет, салон, туалет, трюмо, люстра, абажур, портьера, сервиз, лакей, бульон, котлета, крем, рагу.





Работают в тетрадях.

Личностные :

осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планирование необходимых действий, операций; соотнесение того, что известно с тем, что еще не известно.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Получение новой информации .

1.) Чтение и пересказ 273, 276 упр.

В результате работы с текстами учащиеся приходят к выводу: непрерывное обогащение русского языка новой лексикой двумя путями: русским (собственным) словообразованием и заимствованием.



Личностные :приобретают новые знания , умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слкшают , извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия , замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении.

Коммуникативные: умение работать в команде , в паре, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания по новой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Практическое применение знаний и их самоконтроль


Выполнение практических заданий:


Подбор синонимов, определение иноязычных и исконно русских слов (упр. 275)


Знакомство с особенностями старославянизмов (упр. 276 – 277)

Выделение слов с полногласием (упр. 278)





Личностные:определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве.

Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения,выводы.

Регулятивные: саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Коммуникативные:высказывают и обосновывают свою точку зрения


VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

  1. Заменить иноязычные слова русскими: Футбольная команда потерпела фиаско. После долгих дебатов стороны договорились. Я решил презентовать своему другу дорогие часы. Во время интервала между уроками в класс вошёл директор школы.



Личностные: оценивание усваемого содержания(исходя из социальных и личностных ценностей)обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные :исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Сделайте основные выводы по изученному на уроке.



.

Личностные :адекватная мотивация учебной деятельности.

Познавательные:структурирование полученной информации.

Регулятивные :оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

IX. Д/з.

§ 35, упр. 274, ЗСП -5, 7, 10, 279

Записывают домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как пополняется словарный состав русского языка

Автор: Салмина Алёна Викторовна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект  урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие и новые слова". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-i-novyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "224207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598662"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы". "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "111692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407781462"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: Имя прилагательное как часть речи "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "224692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439090563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства