Урок русского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы".
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.
-ЦЕЛИ урока:
образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)
Учитель:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)
II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.
На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.
-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)
-Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег).
Учитель: Ребята, а летом идёт снег? А из чего состоит снег? (из воды) В каком состоянии может быть вода?(в твёрдом, жидком, газообразном) Почему снег не идёт летом?
Чем отличаются эти картины? (на картине Пластова «Первый снег» начало зимы, а на полотне Грабаря – конец зимы)
-Учитель: эти картины тоже противоположны.
Соотнесите картины со стихотворениями.
-Учитель: какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)
-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).
-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).
- Для чего они служат в речи? Что вы знаете о синонимах?
· это слова близкие по значению;
· отвечают на один и тот же вопрос;
· различаются оттенками значений;
· помогают разнообразить нашу речь;
· позволяют убрать повторы;
· помогают объяснить значение слов;
(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы". »
Урок русского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы".
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.
-ЦЕЛИ урока:
образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)
Учитель:
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)
II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.
На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.
-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)
-Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег).
Учитель: Ребята, а летом идёт снег? А из чего состоит снег? (из воды) В каком состоянии может быть вода?(в твёрдом, жидком, газообразном) Почему снег не идёт летом?
Чем отличаются эти картины? (на картине Пластова «Первый снег» начало зимы, а на полотне Грабаря – конец зимы)
-Учитель: эти картины тоже противоположны.
Соотнесите картины со стихотворениями.
-Учитель: какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)
-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).
-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).
- Для чего они служат в речи? Что вы знаете о синонимах?
это слова близкие по значению;
отвечают на один и тот же вопрос;
различаются оттенками значений;
помогают разнообразить нашу речь;
позволяют убрать повторы;
помогают объяснить значение слов;
(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
-Учитель: Подберите и запишите в тетради синонимы к словамкартина, изображать.
-Учитель: Композиторы и поэты в своих произведениях выражали свои чувства. Вашему вниманию предлагается отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова «Метель». Так композитор изобразил зимний день.
Опишите устно, какая картина предстала в вашем воображении.
Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме или зимнему дню.
1-я строка.
Кто? Что?
1 существительное
2-я строка.
Какой?
2 прилагательных
3-я строка.
Что делает?
3 глагола
4-я строка.
Что автор думает о теме?
Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение
5-я строка.
Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).
1 существительное.
Зима
Снежная,холодная
Метёт,воет,морозит
Настоящая королева
Сказка.
Учитель: у каждого получилось своё произведение.Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
Правила написания этого чуда такие:
oПервая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
oВторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
oТретья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
oЧетвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
oПятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Учитель: Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».
(Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).
Вьюга снежная, пурга Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели. Дайте радужной парчи Для косматых елей.
Учитель:
- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.(Слайд:словарь)
Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).
Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.
-Учитель: Чем отличаются эти слова? (оттенками лексического значения)
-Ребята,как бы математик изобразил зиму? Какими фигурами? (Слайд) Физкультминутка(слайд)
Отдых наш-физминутка,
Занимай свои места:
Раз-присели,два_привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели,встали,сели,встали,
Ванькой_встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь( прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
Учитель: Ребята послушайте такую сказочную историю:
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…
(И. Верзилин).
- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.
- Учитель: А что такое омонимы?
-Учитель: Откройте толковый словарик, найдите омонимы и запишите по образцу упражнения 667 по два словосочетания с каждым словом.
3.Закрепление изученного.
Работа по группам.
Учитель:
- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Конкурс "Учитель года Прикумья - 2010" | Февраль 17, 2010,16:08
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.
-ЦЕЛИ урока:
образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)
Учитель:
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)
II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.
На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.
-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)
-Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег).
Учитель: Ребята, а летом идёт снег? А из чего состоит снег? (из воды) В каком состоянии может быть вода?(в твёрдом, жидком, газообразном) Почему снег не идёт летом?
Чем отличаются эти картины? (на картине Пластова «Первый снег» начало зимы, а на полотне Грабаря – конец зимы)
-Учитель: эти картины тоже противоположны.
Соотнесите картины со стихотворениями.
-Учитель: какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)
-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).
-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).
- Для чего они служат в речи? Что вы знаете о синонимах?
это слова близкие по значению;
отвечают на один и тот же вопрос;
различаются оттенками значений;
помогают разнообразить нашу речь;
позволяют убрать повторы;
помогают объяснить значение слов;
(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
-Учитель: Подберите и запишите в тетради синонимы к словамкартина, изображать.
-Учитель: Композиторы и поэты в своих произведениях выражали свои чувства. Вашему вниманию предлагается отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова «Метель». Так композитор изобразил зимний день.
Опишите устно, какая картина предстала в вашем воображении.
Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме или зимнему дню.
1-я строка.
Кто? Что?
1 существительное
2-я строка.
Какой?
2 прилагательных
3-я строка.
Что делает?
3 глагола
4-я строка.
Что автор думает о теме?
Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение
5-я строка.
Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).
1 существительное.
Зима
Снежная,холодная
Метёт,воет,морозит
Настоящая королева
Сказка.
Учитель: у каждого получилось своё произведение.Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
Правила написания этого чуда такие:
o Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
o Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
o Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
o Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
o Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Учитель: Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».
(Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).
Вьюга снежная, пурга Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели. Дайте радужной парчи Для косматых елей.
Учитель:
- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.(Слайд:словарь)
Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).
Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.
-Учитель: Чем отличаются эти слова? (оттенками лексического значения)
-Ребята,как бы математик изобразил зиму? Какими фигурами? (Слайд) Физкультминутка(слайд)
Отдых наш-физминутка,
Занимай свои места:
Раз-присели,два_привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели,встали,сели,встали,
Ванькой_встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь( прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
Учитель: Ребята послушайте такую сказочную историю:
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…
(И. Верзилин).
- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.
- Учитель: А что такое омонимы?
-Учитель: Откройте толковый словарик, найдите омонимы и запишите по образцу упражнения 667 по два словосочетания с каждым словом.
3.Закрепление изученного.
Работа по группам.
Учитель:
- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.