Класс: 5 «Б»
Предмет: русский язык
Тема урока: Роль имен существительных в речи.
формирование личностных УУД через учебную ситуацию и закрепление знаний об имени существительном.
Задачи:
- систематизировать знания об имени существительном, обобщить знания о роли существительных в предложении;
- развивать умения находить имена существительные в тексте, определять признаки существительных, развивать устную и письменную речь;
- воспитание умения работать в парах; формирование личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, презентация Power Point, схема.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. Орфографическая работа.
Задание: распределить слова по орфограммам.
-лаг- (-лож-)
-раст- (-ращ-) –рос-
и-ы после ц
приставки на –з,-с
Р…сток, предл…жение, ра…порядок, р…стение, птиц…н, ра.говор, водор…сли, пол…г, зар…сли, вл…жение, пол…жение, во…глас, …гиб, панц…рь, ц…пленок, ц.рк.
3. Введение в тему урока.
- Какое слово лишнее? Почему?
- К какой части речи вы отнесёте остальные слова?
- Какая тема нашего урока?
4. Изучение нового учебного материала.
1. -Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете?
- Что мы знаем об имени существительном?
Задание.
Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. В таблицу, данную ниже, запишите номера предложений, соответствующие колонкам:
«+» - знаю материал
«-» - не знаю материала
«?» - материал вызвал удивление
Текст.
1)Имя существительное – древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
• Названия живых существ: мальчик, …
• Названия сказочных и мифологических персонажей: леший, …
• Названия детских игрушек: мишка, …
• Название шахматных и карточных фигур: пешка, …
• Предметы действительности: книга, …
• Растения: ромашка, …
• Собирательные названия множеств живых предметов: народ, …
• Явления природы: дождь, …
• Явления общественной жизни – собрание, …
• Признак как предмет – зелень, …
• Действие как предмет – беготня, …
2)Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? » «что?», бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
3)Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи. Имя существительное – самая существенная часть речи. Они необходимы, чтобы называть предмет речи.
4)Особыми формальными признаками этой части речи являются:
1. изменяемость по падежам, выражающая связи и отношения между словами с помощью окончаний. У некоторых слов окончание отсутствует, например, у заимствований: какаду, пианино, пальто и др.
2. характерные словообразовательные суффиксы: -тель-, -чик-, -щик-, -ник-, -от-(а), -изн-(а), -ек-, -ок-, -ик- и др.
5)Почти все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему: новый город (м. р.), новая деревня (ж. р.), новое село (ср. р.).
6)Грамматическое значение числа существительных связано с обозначением количества предметов. В русском языке есть две формы числа: единственное (один предмет) и множественное (не менее двух предметов).
7)Категория падежа обозначает отношение имени к другим словам в словосочетании и предложении. Падеж выражается окончаниями (флексиями), нередко изменение падежа сопровождается перемещением ударения на другой слог (стол – стола, столу; доска – доску).
8)Изменение существительных по падежам называется склонением.
9)Склонений в современном русском языке три.
10)Существительные в И. п. в предложении выступают в качестве подлежащего или именной части сказуемого:
Где страна цветет и народ ликует, там правители мудры и добродетельны (Н. М. Карамзин) – (подлежащее). Доброта – это небесный дар. - (подлежащее и сказуемое)
2. Синтаксический разбор предложения.
Доброта – это небесный дар.
3. -Какие еще части речи вы знаете?
-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?
-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.
Доброта - это небесный дар.
Каждому, кто появляется, дан этот. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие? Да потому, что потеряли они этот, как мы теряем, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Начинайте с себя и помните: добрые легко совершать, когда творить войдёт в каждый…
-Всё ли вам понятно? (непонятно, о чем идет речь)
- Чего не хватает? (имен существительных)
-Можно ли без них понять текст? (нет)
-Попробуем прочитать текст с именами существительными.
Доброта - это дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.
-Какой вывод можем сделать об именах существительных? (Слова о существительном Паустовского, Успенского).
Физминутка.
- У А. Фета есть замечательное стихотворение. Оно примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».
Закройте на минуту глаза и представьте себе следующую картину:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
- Из 22 слов отрывка из стихотворения - 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
- Какие картины могут «нарисовать» существительные?
Вывод: с помощью существительных можно «описать» картину природы, портрет, интерьер дома, взаимоотношения между людьми.
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники выражали понимание и сочувствие Афанасию Григорьевичу. (По Н. Минху.)
Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).
Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, заботится о ней, сопереживает ей)
Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
Выпишите из текста существительные и выполните их морфологический разбор:
I вариант - Ладу
II вариант – сочувствие
2. Тест
1. Найдите верное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, волшебство
Взаимопроверка. Ответы:1.- А; 2.- А; 3. – Б; 4. – женский, женский, средний.
6. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.
Рефлексия.
У вас на партах лежат стикеры. Напишите несколько слов, связанных со словом «доброта».
Домашнее задание. § 67, упр. 742; работа по карточкам