kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение имен существительных по падежам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

Программа "Перспективная начальная школа".

Тема: "Изменение имен существительных по падежам"

Разделы: Преподавание в начальной школе

 

Цель: создать условия для

·         понятия определения  “падеж”, названия и количества падежей, падежных вопросов, и способов определения падежей;

·         развития внимания, речи учащихся, логического мышления, умения вести наблюдение над языком, умения обобщать, выделять главное;

·         воспитания любви к родному языку, усердия, чувства ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,учебники, обратный словарь, диск “Начальная школа, Уроки Кирилла и Мефодия, Русский язык 3 класс”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Организация класса.

Деткам всем пора проснуться
И, конечно, улыбнуться.
Дружно, славно потрудится
И чему-то научиться.

II. Чистописание.

Са се со су си

Сахар, север, сорока, суббота, осина

Мороз рисует на стекле сказочные узоры.

У. Какие буквы будем писать?

Д. Эс, а, о, у, и.

У. Назовите вид соединения?

Д. Са, се, со - среднее соединение, су, си - верхнее соединение.

У. Запишите буквы, слова, предложение.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

Назовите имена существительные, определите их род, число.

Д. Мороз(м. род., ед. ч), на стекле (ср. род., ед. ч.), морозы (мн. ч.)

У. Назовите встретившиеся вам орфограммы.

Д. Мороз - первое слово в предложении пишется с большой буквы, парный согласный на конце (слышим звук [с] пишем букву зэ, проверочное слово морозы), мороз сочетание оро, рисует - непроверяемый гласный в корне слова, на стекле - предлоги со словами пишутся раздельно, безударный гласный в корне слова (проверочное слово - стёкла), сказочные - чк, чн – пишется без мягкого знака, в конце предложения ставится точка.

Проверка заданий. Слайд № 2

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

Наблюдение над изменением окончаний имён существительных. Упр. 58 стр. 69.

У. В каком предложении слово кошка – подлежащее?

Д. В первом.

У. Это слово стоит в этом предложении в начальной форме?

Д. Да.

У. В каких предложениях кошка- второстепенный член предложения?

Д. В 1, 2, 3, 4, 5, 6 предложениях.

У. Это слово стоит там в других формах?

Д. Да.

У. Вы судите только по окончаниям или ещё по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях?

Д. И по окончаниям и по вопросам.

У. Назовите словосочетания со словом кошка?

Д. Привыкла кошка ,скучает без кошки, налил кошке, напоил кошку, подружился с кошкой, рассказал о кошке.

У. На какие вопросы оно отвечает?

Д. Привыкла (Кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому ?) кошке, напоил (кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?)о кошке.

У. Что происходит с окончаниями имён существительных?

Д. Окончания изменяются.

У. Молодцы! Правильно.

2. Объявление темы и цели урока.

У. Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением в русском языке – изменением имён существительных по падежам. И узнаем, что… Правило на стр. 70. Cлайд № 3

Изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами.

В русском языке шесть падежей.

Именительный падеж И.п

Родительный падеж Р.п

Дательный падеж Д. п.

Винительный падеж В.п

Творительный падеж Т. п.

Предложный падеж П. п

3. У. А теперь давайте послушаем сказку “Откуда пошли названия падежей”.

(Грамматическая сказка) Слайд 3

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный.

Родился - стал Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку -
Надо нам присесть и встать.
Руки в стороны пошире -
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - это - пять и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку -
Любим делать мы зарядку.

IV. Закрепление изучаемого материала.

1. Упр. 59. - работа с таблицей. Cлайд №4. Работа с обратным словарём.

У. Посмотрите внимательно на таблицу слайд № 4. Есть ли в таблице одинаковые вопросы, в каких именно парах падежей?

Д. Есть. Винительный падеж повторяет вопросы именительного падежа и Родительного падежа.

У. Найдите в “обратном ” словаре любое слово, называющее предмет.

Просклоняйте его, опираясь на таблицу слайд №4. Чтобы не ошибиться в определении падежа воспользуйтесь помощью слов: есть, нет, дам, вижу, восхищаюсь, думаю о.

2. Работа с диском “Уроки Кирилла Мефодия ” 3 класс. Урок 6 “Имена существительные, их признаки и особенности”, задание 12. (Просклоняй слово РОЗА в ед. числе)

3. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка

1. Дополни предложение словом, которое является названием животного:

(Кто?) … живёт в Африке и Индии. В нашей стране (для кого?) для… нет подходящих условий. (Кому?)… нужно много тепла и растительной пищи. Ты можешь увидеть (кого?)… в зоопарке. Всегда интересно наблюдать (за кем?) за … .А что ты знаешь (о ком?) о …?

Проверка выполнения карточки. Cлайд №5

2. Выпиши все существительные с вопросом, выдели окончания.

3. Опираясь на таблицу, слайд № 4, попробуй определить падеж существительного по вопросу.

Проверка заданий 2, 3. Cлайд № 6.

4. Обобщение.

У. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Д. В русском языке шесть падежей.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.

У. Какая часть слова изменяется при изменении по вопросам?

Д. При изменении по вопросам изменяется окончание.

V. Домашнее задание. Cлайд № 7.

Выучить правило с. 70., Р. Т. с. 44, упражнение 41.

Молодцы! Спасибо за внимание! Слайд № 7

 

Просмотр содержимого документа
«изменение имен существительных по падежам »

Урок русского языка в 3-а классе.

Программа "Перспективная начальная школа".

Тема: "Изменение имен существительных по падежам"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: создать условия для

  • понятия определения “падеж”, названия и количества падежей, падежных вопросов, и способов определения падежей;

  • развития внимания, речи учащихся, логического мышления, умения вести наблюдение над языком, умения обобщать, выделять главное;

  • воспитания любви к родному языку, усердия, чувства ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,учебники, обратный словарь, диск “Начальная школа, Уроки Кирилла и Мефодия, Русский язык 3 класс”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Организация класса.

Деткам всем пора проснуться
И, конечно, улыбнуться.
Дружно, славно потрудится
И чему-то научиться.

II. Чистописание.

Са се со су си

Сахар, север, сорока, суббота, осина

Мороз рисует на стекле сказочные узоры.

У. Какие буквы будем писать?

Д. Эс, а, о, у, и.

У. Назовите вид соединения?

Д. Са, се, со - среднее соединение, су, си - верхнее соединение.

У. Запишите буквы, слова, предложение.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

Назовите имена существительные, определите их род, число.

Д. Мороз(м. род., ед. ч), на стекле (ср. род., ед. ч.), морозы (мн. ч.)

У. Назовите встретившиеся вам орфограммы.

Д. Мороз - первое слово в предложении пишется с большой буквы, парный согласный на конце (слышим звук [с] пишем букву зэ, проверочное слово морозы), мороз сочетание оро, рисует - непроверяемый гласный в корне слова, на стекле - предлоги со словами пишутся раздельно, безударный гласный в корне слова (проверочное слово - стёкла), сказочные - чк, чн – пишется без мягкого знака, в конце предложения ставится точка.

Проверка заданий. Слайд № 2

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

Наблюдение над изменением окончаний имён существительных. Упр. 58 стр. 69.

У. В каком предложении слово кошка – подлежащее?

Д. В первом.

У. Это слово стоит в этом предложении в начальной форме?

Д. Да.

У. В каких предложениях кошка- второстепенный член предложения?

Д. В 1, 2, 3, 4, 5, 6 предложениях.

У. Это слово стоит там в других формах?

Д. Да.

У. Вы судите только по окончаниям или ещё по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях?

Д. И по окончаниям и по вопросам.

У. Назовите словосочетания со словом кошка?

Д. Привыкла кошка ,скучает без кошки, налил кошке, напоил кошку, подружился с кошкой, рассказал о кошке.

У. На какие вопросы оно отвечает?

Д. Привыкла (Кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому ?) кошке, напоил (кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?)о кошке.

У. Что происходит с окончаниями имён существительных?

Д. Окончания изменяются.

У. Молодцы! Правильно.

2. Объявление темы и цели урока.

У. Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением в русском языке – изменением имён существительных по падежам. И узнаем, что… Правило на стр. 70. Cлайд № 3

Изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами.

В русском языке шесть падежей.

Именительный падеж И.п

Родительный падеж Р.п

Дательный падеж Д. п.

Винительный падеж В.п

Творительный падеж Т. п.

Предложный падеж П. п

3. У. А теперь давайте послушаем сказку “Откуда пошли названия падежей”.

(Грамматическая сказка) Слайд 3

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный.

Родился - стал Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку -
Надо нам присесть и встать.
Руки в стороны пошире -
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - это - пять и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку -
Любим делать мы зарядку.

IV. Закрепление изучаемого материала.

1. Упр. 59. - работа с таблицей. Cлайд №4. Работа с обратным словарём.

У. Посмотрите внимательно на таблицу слайд № 4. Есть ли в таблице одинаковые вопросы, в каких именно парах падежей?

Д. Есть. Винительный падеж повторяет вопросы именительного падежа и Родительного падежа.

У. Найдите в “обратном ” словаре любое слово, называющее предмет.

Просклоняйте его, опираясь на таблицу слайд №4. Чтобы не ошибиться в определении падежа воспользуйтесь помощью слов: есть, нет, дам, вижу, восхищаюсь, думаю о.

2. Работа с диском “Уроки Кирилла Мефодия ” 3 класс. Урок 6 “Имена существительные, их признаки и особенности”, задание 12. (Просклоняй слово РОЗА в ед. числе)

3. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка

1. Дополни предложение словом, которое является названием животного:

(Кто?) … живёт в Африке и Индии. В нашей стране (для кого?) для… нет подходящих условий. (Кому?)… нужно много тепла и растительной пищи. Ты можешь увидеть (кого?)… в зоопарке. Всегда интересно наблюдать (за кем?) за … .А что ты знаешь (о ком?) о …?

Проверка выполнения карточки. Cлайд №5

2. Выпиши все существительные с вопросом, выдели окончания.

3. Опираясь на таблицу, слайд № 4, попробуй определить падеж существительного по вопросу.

Проверка заданий 2, 3. Cлайд № 6.

4. Обобщение.

У. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Д. В русском языке шесть падежей.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.

У. Какая часть слова изменяется при изменении по вопросам?

Д. При изменении по вопросам изменяется окончание.

V. Домашнее задание. Cлайд № 7.

Выучить правило с. 70., Р. Т. с. 44, упражнение 41.

Молодцы! Спасибо за внимание! Слайд № 7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
изменение имен существительных по падежам

Автор: Старостина Наталья Павловна

Дата: 29.06.2014

Номер свидетельства: 109042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам. "
    ["seo_title"] => string(87) "obshchieie-poniatiie-o-sklonienii-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "162707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381246"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по падежам.Склонение"."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-na-tiemu-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham-sklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "305267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457890582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка " Изменение имен существительных по падежам"."
    ["seo_title"] => string(67) "urokrusskoghoiazykaizmienieniieimiensushchiestvitielnykhpopadiezham"
    ["file_id"] => string(6) "309596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458824959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_voprosam_sk"
    ["file_id"] => string(6) "403591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490556744"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства