Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Качественные прилагательные".На этом уроке учащиеся попробуют покорить одну из вершин нового знания. Узнают, что такое качественные прилагательные, научатся находить их среди всех прилагательных. Будут выполнять задания разного уровня сложности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Качественные прилагательные»
Урок русского языка в 3 классе
Тема «Качественные имена прилагательные»
Цель урока: знакомство с разрядами имён прилагательных по значению и с признаками качественных имен прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятие «качественные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;
- закрепить знание об имени прилагательном, как части речи;
- формировать умение образовывать форму качественных прилагательных;
- формировать умение находить качественные прилагательные, использовать их в тексте.
Развивающие:
- формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - развивать умение сравнивать и находить различая и сходства у изучаемых объектов, - развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, - развивать умение обобщать и синтезировать знания,
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их;
- воспитывать интерес к родной природе.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок объяснения нового материала в форме игры – путешествия
Ход урока:
Организационный момент. Психологическая подготовка к уроку.
-Здравствуйте, садитесь! С усердием трудитесь!
- Сегодня 5 апреля. Откройте тетрадь и запишите число.
-Урок у нас необычный – сегодня мы отправимся путешествовать и попытаемся покорить горную вершину. А как называется гора вы мне сами скажете немного позже. Чтобы покорить вершину надо преодолеть много трудностей и препятствий. Преодолеем?
Актуализация знаний.
-А теперь посмотрите на доску, нас ждёт первое испытание! «Кто быстрее всех прочтёт, слова лишние найдёт?»
-Почему они лишние? (Это имена существительные, а остальные прилагательные.)
-Верно.
-Какие слова остались? (Прилагательные).
- Что мы знаем о прилагательном? Свой ответ начните так: «Прилагательное – это …». (Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы? какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
- А как вы думаете, почему сюда попали имена существительные? (Они взаимосвязаны с прилагательными)
- Итак, поздравляю! Первое испытание мы прошли.
-Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем об имени прилагательном, и откроем для себя что-то новое и интересное об имени прилагательном. Но только в том случае, ребята, если вы будете меня внимательно слушать и активно работать на уроке.
Сообщение темы и цели урока.
- Путешествуем дальше и впереди у нас следующий этап. Но не так-то просто туда попасть. Опять же препятствие надо преодолеть. Задания усложняются… Попробуем?
- Итак, ребята, сейчас будьте особенно внимательны, мы с вами делаем новое открытие об имени прилагательном. Нам нужно выбрать правильный путь.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные).
- Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда.
- Посмотрите внимательно и скажите, с какими прилагательными мы сегодня будем работать, кто догадался? (Качественные)
- Попробуйте определить тему нашего урока: (Тема урока: «Качественные имена прилагательные»)
- Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с качественными именами прилагательными, учиться выделять их среди всех имён прилагательных)
-Вот мы и преодолели второе препятствие и поднялись ещё выше.
Физминутка
- Посмотрите на рисунок, что вы видите на нём? Назовите прилагательное. (Дом высокий, повыше, самый высокий). Можно ли сравнить эти прилагательные? (Да)
- Кружка (большая, очень большая, большущая, вторая еще больше)
- Что мы сейчас делали с именами прилагательными? (Сравнивали их)
- Так вот, ребята, если мы смогли это сделать - сравнить, значит перед нами качественные прилагательные.
- Скажите, может кто – то обратил внимание на то, какие слова нам помогали сравнивать эти предметы? (более, менее, самый, самая)
- Значит, эти слова мы можем назвать помощниками, и мы можем подставить их к качественным именам прилагательным? (Да)
- Ребята, может признак предмета проявляться в большей или меньшей степени? (Может)
- Давайте сравним наши ответы с авторским на стр. 111 вашего учебника.
- Ещё раз назовите, какие слова – помощники мы можем подставить к качественным именам прилагательным? (Более, менее, самый)
- НО! НЕЛЬЗЯ сказать: самый каменный, более железный, вишнёвейший! Значит, это – не качественные прилагательные!
5. Первичное закрепление
- У нас новое препятствие – выполнить упр. 1 стр. 111
- Посмотрите, под цифрой 1 сравнивается один и тот же признак, мы можем сравнить прилагательное ГУСТОЙ? ((лес) густой – гуще – самый густой. Значит эти прилагательные качественные.)
- А под цифрой 2? (Лес) берёзовый – еловый – сосновый. (Нельзя сказать: самый берёзовый или менее берёзовый, более сосновый или еловый). Значит эти прилагательные не качественные.
- Поработайте в паре, попробуйте определить под цифрой 3. Качественные или не качественные это имена прилагательные? (Да) Будем их выписывать? (Да)
- Найдите, ребята, под какой цифрой у нас ещё качественные прилагательные? (5)
- Какие слова – помощники нам помогали определять качественные прилагательные?
-Итак, и третье препятствие мы преодолели.
Физминутка. Игра «Самый внимательный». Качественные прилагательные - хлопок в ладоши, не качественные – приседаем. Не забывайте подставлять слова – помощники!
У вас на столах лежат карточки с разной сложностью задания: жёлтая –лёгкое задание, синее – посложнее. Вы можете выбрать любую карточку, но знайте, что более сложное задание и оценивается выше.
- А в это время один из вас поработает у доски. Нужно из данных слов выбрать качественные прилагательные. Кто желает?
- Аргументируй свой ответ. Какие слова не подошли? Почему?
- Проверьте себя. Оцените свою работу.
Итог урока. Рефлексия
- Ну, вот мы и покорили сегодня одну из вершин, преодолев все препятствия.
- Скажите, было ли вам интересно покорять новую высоту, получать новые знания?
- Что вам понравилось?
- Чтобы знанья были впрок, повторяем мы урок!
- С каким разрядом прилагательных мы познакомились сегодня? (Качественным)
- Какой признак могут иметь качественные прилагательные? (Признак, который может проявляться в большей или меньшей степени)
- Ребята, вы всё правильно сказали, а на следующем уроке вы узнаете, как ещё могут изменяться имена прилагательные.
- А сейчас давайте подведём итог нашего урока.
-Те, кто считает, что справился со всеми заданиями наклейте звездочку на вершину горы, кто не смог чего-то понять выберите уровень, который подходит вам.
- Перед вами лежат карточки, поработайте в микрогруппах. Вставьте подходящие имена прилагательные.
Наступила______________весна. Пригрело______________________солнце. Растаял _________________снег. Побежали__________________ручейки. Появилась _____________________травка. Прилетели ______________________птицы.
- Прочитайте свой текст.
- А как изменяется имя прилагательное? Прежде чем ответить на этот вопрос послушайте стихотворение.
Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
(Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в ту же форму, что и имена существительные, от которых они зависят.)
Выставление оценок.
— Ребята, сегодня активно отвечали на уроке: ФИ……………. Я им ставлю 5, а у остальных проверю задания, которые они выполняли на уроке, и поставлю им оценку.
Домашнее задание.
Вставь прилагательные, спиши текст. Докажи, что вставленные прилагательные являются качественными.
И стоит берёза в _________тишине,
И горят снежинки в _________огне.
На ________ветках __________ каймой
Распустились кисти ____________бахромой.
(слова для справок: снежная, белая, сонная, пушистая, золотая).