Урок русского языка
СВИТОК - свёрнутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или другого писчего материала. Папирусный свиток.
Древняя рукопись в свитке.
Как он велик,
Как он могуч
И ярок, словно
Солнца луч!
Берегите его! Храните его!
Какие слова характеризуют русский язык?
велик
могуч
ярок
великий
могучий
яркий
Тема урока: Краткая форма качественных прилагательных
Тема урока: Краткая форма качественных прилагательных
Цель урока:
Познакомиться с….. Узнать о ……… Научиться …
Гипотеза:
Если прилагательное стоит в краткой форме, то
оно имеет такие же грамматические признаки. Изменяется по родам, числам и падежам.
Работа в парах
Работа в паре
Думаю сам Обсуждаю с товарищем Говорю классу
Эксперимент №1. Изменение по родам и числам. Работа в паре.
Прочтите. Впишите пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Найдите полное качественное прилагательное. Образуйте краткую форму. Измените по родам и числам. Выделите окончания. ( В тетради )
Х…рош..я ло…ка к …беду.
Х о рош а я ло ж ка к о беду.
Хороша ложка к обеду.
поговорка
Хороша ложка к обеду.
м.р. ед. ч.
ж .р. ед. ч.
ср.р. ед. ч.
множ. ч.
м.р. ед. ч.
каков?
ж .р. ед. ч.
хорош
какова?
ср.р. ед. ч.
каково?
хорош а
множ. ч.
каковы?
хорош о
хорош и
Гипотеза:
Если прилагательное стоит в краткой форме, то оно имеет такие же грамматические признаки. Изменяется по родам, числам и падежам.
Эксперимент №2. Изменение по падежам. Работа в паре.
Образуйте краткую форму от прилагательного
красивый и измените по падежам.
красивый -
Гипотеза:
Если прилагательное стоит в краткой форме, то оно имеет такие же грамматические признаки. Изменяется по родам, числам и падежам.
Если прилагательное стоит в краткой форме, то оно изменяется по родам, числам.
Эксперимент № 3. Роль в предложении. Письмо под диктовку.
Бобры для бобрят добры .
скороговорка
Эксперимент № 4. Образование краткой формы от полной. Работа в паре.
Образуйте от полных прилагательных краткую форму
полные
краткие
хороший
родной
дорогой
нижний
учебник стр. 127
полные
краткие
хороший
хорош
родной
________________
дорогой
дорог
нижний
_________________
Русский язык в умелых руках
и в опытных устах– красив , певуч, выразителен,
гибок , послушен , ловок и вместителен .
А. И. Куприн .
Работа в группах
Правила работы в группах
Понять задание и подумать о решении самостоятельно. Выслушать мнение каждого. Найти общее решение. Выбрать выступающего.
Работа в группах. Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы. Задание для 1 группы
__________ на Руси Святые горы,
____________ их ущелья, ___________ пропасти.
Ездит Святогор по Святым горам. Тут колеблется мать _________ земля, Осыпаются камни в пропасти, Выливаются__________ реченьки.
Высоки на Руси Святые горы,
Глубоки их ущелья, страшны пропасти.
Ездит Святогор по Святым горам.
Тут колеблется мать сыра земля,
Осыпаются камни в пропасти,
Выливаются быстры реченьки.
былины
Задание для 2 группы
Сам _______ , да душа ____________ .
Сколько ни говори, а с разговору ____ не будешь.
_____________ пчелка, да и та работает.
______ книга, да мудрость в ней _____________ .
Сам стар , да душа молода .
Сколько ни говори, а с разговору сыт не будешь.
Мала пчелка, да и та работает.
Мала книга, да мудрость в ней велика .
пословицы
Задание для 3 группы
_____, а не сахар. Нет ног, а идёт.
Щеки _____________, нос ______
В темноте сижу весь день,
А рубашка _____________,
Вся на солнышке она.
Бел, а не сахар. Нет ног, а идёт.
Щеки розовы, нос бел,
В темноте сижу весь день,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она
загадки
Задание для 4 группы
1.__________ украинская ночь. __________________ небо. Звёзды блещут.
2. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: ________________,______________, ________________, И умом и всем взяла.
Заключение
Итог урока:
Познакомились с….. Узнали о ……… Научились … …
1.Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
2. Правду молвит, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
А.С. Пушкин «Полтава»,
«Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях»
Домашнее задание
Найти произведения фольклора с краткими прилагательными. ИЛИ
2. Упр. №1 с. 126, таблица
Корень учения ………,
горек
а труд …………
сладок
Вы хороши!
Красивы!
Старательны!
Активны!
- материал понял,
могу помочь товарищу.
- материал понял, но помочь
пока не могу.
- затрудняюсь в выполнении
заданий.
Продолжи предложение.
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "На этом уроке меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…"