- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник, запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И.Н Крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник,запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И.Н Крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания.
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности.
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы, цели урока.
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель:
- Назовите самостоятельные части речи.
- Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные и наречия.
А теперь слушайте небольшое стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь.
Что это за части речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
Есть у меня семёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.
-О какой части речи идёт речь?
-Правильно. Это наречие.
2.Мини-лекция.
Учитель. Ребята, к нам на урок сегодня приехала группа учёных из Древнего Рима и Великой Руси. Послушаем, что они нам расскажут о наречии.
Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.
Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.
Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.
Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.
Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.
3.Работа с текстом.(Анализ текста с наречиями).
Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник.
И.Тургенев
(наречия в тексте закрыты)
Задание: сравнить текст без наречий и с наречиями.
Вывод: как сказал гость из Рима наречия «живописуют текст», дают более точные представления о месте, времени действия.
III Восприятие и усвоение учащимися учебного материала
Наблюдения над учебным материалом:
а) на доске записаны упражнения
скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.
Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
Задание: выписать словосочетания с наречием
Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака
Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия
Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака
Вывод: наречие может относиться к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.
б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь
красиво(как?)
Вывод: не имеет окончания, не изменяется
в) синтаксический разбор предложения.
Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома
Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.
Физкультминутка.
Немного отдохнём, но с пользой.
Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.
Нам с тобой Пришёл черед Сыграть в игру "Наоборот". Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь: (НИЗКО). Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь: (БЛИЗКО).
Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:(ПОЛ). Скажу я слово ПОТЕРЯЛ. И скажешь ты:(НАШЁЛ). Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ), Теперь НАЧАЛО я скажу, - Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
2.Работа с учебником.
Чтение §18 стр.80-81.
IV.Закрепление учебного материала.
Диктант-кроссворд.
Задание: определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы(взаимопроверка).
Встать ни свет, ни заря(рано); жить душа в душу (дружно); рукой подать (близко); хоть пруд пруди(много); мчаться во весь дух (быстро); зуб на зуб не попадает(холодно); на краю света(далеко).
Вопрос: что обозначает записанные наречия?(время действия, образ действия, место действия, меру действия)
Вывод: В зависимости от того, что наречия обозначают и на какие вопросы отвечают, они делятся на группы по значению.
Задание 3.«Загадки»
Задание: Найти наречие и подчеркнуть как член предложения
Его мы издалека встречаем На дороге, Без палки ходит он, Безглазый и безногий. Боится не собак, не кошек, не коров, А кур и петухов. (Червяк)
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. (дерево)
3.Работа с таблицей «Группы наречий по значению»
Вопрос
Значение
Примеры
1. Как? Каким образом?
Образ действия.
Громко, дружески.
2. В какой степени? Насколько?
Меры и степени.
Очень, вдвое.
3. Где? Куда? Откуда?
Места.
Далеко, внизу.
4. Когда? Как? Долго?
Времени.
Допоздна, ночью.
5. Почему? Отчего?
Причины.
Сгоряча, поневоле.
6. Зачем? Для чего?
Цели.
Назло, нарочно.
Заполнить таблицу, подобрать свои примеры.
4. Развитие ассоциативного мышления.
Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто надпись с вопросом. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.
А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина(вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно)-ответ по цепочке.
7.Составить предложения по картине, используя наречия.
Картина И.Н.Крамского «Старики»
V. Итог урока.
Рефлексия.
- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.
YI. Домашнее задание:
Выучить правило.Стр.80
Написать небольшой рассказ о жизни и происхождении наречия.
Развернутый план урока литературы в 6 классе по теме:
«В.Распутин. Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского"»
учителя русского языка и литературы
МБОУ ООШ №4
Карасукского района
Новосибирской области
Ушаковой Елены Анатольевны
Цель:
раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина,
С.2. Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.
Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях", который выражает суть урока.
С.3. сообщение учителя о жизни писателя.
В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), в 1970 выходитповесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины» .
Самый популярный из ранних рассказов писателя – это рассказ “Уроки французского” .
- Ребята, почему повесть написана от первого лица? (автор изложил биографию).
- А что такое биография? (Сочинение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни
- «Там мне ничего не пришлось выдумывать, –говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.
За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
- Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина? (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям)
- О каком времени пишет писатель?
С.4 Это были первые послевоенные, голодные годы. Людям приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.
С.5 Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.
С.6. С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни?
Непривычными оказались трудности с французским языком. Мальчик привык учиться хорошо. В 11 лет началась самостоятельная жизнь, очень тосковал по дому, вокруг были чужие люди, чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть даже во сне, не жаловался никому, не плакал, надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания
С.7. - Что заставило мальчика играть на деньги? (Стала пропадать картошка, и ему нечего было кушать)
- Как научился Распутин играть на деньги?
- Выигрывал он? (Да)
- Нравилось это ребятам? (нет)
- И что же произошло? (его избили, и нужно было в школе объяснить последствия драки - разбитое лицо)
Пересказ эпизода " В школе, наутро после драки".
С.8. - Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем, посмотрим сценку (Инсценирование)
- Это правда, что ты играешь на деньги?
- Правда.
- Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверно?
- Выигрываю.
- Хорошо хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?
Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их наверное теперь много?
- Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
- И больше не играешь?
- Нет.
- А рубль? Почему рубль. Что ты с ним делаешь?
- Покупаю молоко.
- Молоко? И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого.
Можно обойтись?
- Можно.
- Ребята, вы посмотрели сценку, скажите, как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? Начнем с мальчика, что в этот момент он пережил? (Он боялся, что его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к маме, он боится не наказания, а позора)
- А что вы можете сказать о Лидии Михайловне?
(В этой ситуации она пытается понять почему мальчик играет на деньги, не наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся ситуации).
С.9. - Кому противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием называется в литературе?
Антитезой описания учительницы является описание самого мальчика. «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки». С.10. Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….
Лидия Михайловна противопоставляется директору, и не только в описании внешности. Она в отличии от директора разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем подходит с одной меркой. В чем бы ни провинился ученик, у директора один вопрос: "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?")
- Ребята, сдержал слово мальчик не играть на деньги? (Нет.)
С.11. - А почему учительница решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? (Он не хотел брать деньги от нее)
- Чем закончилась вся эта игра на деньги?
(Директор разоблачил их, и уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать).
Прослушивание сцены с директором, разоблачение!!! 41 мин.
- Ребята на доске ваши рисунки, прошу выйти к доске и прокомментировать, как вы озаглавили свой рисунок, почему вы нарисовали именно этот эпизод, и что больше всего вам удалось в своей работе.
С12. Вывод: Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
- Ребята, забыл он ее? (Нет)
С. 13 - А вы, ребята, всегда ли помните своих учителей?
С.14. Домашнее задание: напишите сообщение в школьную газету "Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью?"
С.15.
Тема:истинная поэзия «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Цель: ознакомить с произведением Н.В. Гоголя, принесшим славу писателю, показать мастерство Гоголя – художника, показать роль юмора.
Форма проведения: брейн-ринг.
Оборудование: две настольные лампы, таблички с названиями команд, карточки со словариком, тексты «Вечеров…», жетоны, почетные знаки.
Ход игры
В один из жарких дней примерно 180 лет тому назад «дорога , верст за 10 до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку…одиноко в стороне тащился воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею…». Солопий Черевик с женой и дочерь – красавицей ехал на ярмарку, не предполагая, что придётся ему пережить много приключений да еще и дочку замуж выдать.
«Ночь перед Рождеством».
1.задание.ответы на вопросы.
Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (звезды)
Как ведьма и черт попали в хату? (через трубу)
Кто и зачем украл месяц? (Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте отец Оксаны Чуб не пошел бы из дому, и свидание бы не состоялось).
За что черт мстил кузнецу? (кузнец нарисовал на церкви картину Страшного суда, где бедного черта били, чем ни попадя)
Сколько лет было Оксане? (16 – 17 лет)
Какой подарок готовил кузнец Оксане? (сундук с железной оковкой и росписью)
Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха - мать кузнеца.)
Какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж? (кузнец должен был достать ей «черевики, которые сама царица носит»)
Что такое калядование? (праздничный обряд под Рождество: игры, хороводы, хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем – нибудь вкусным)
Кто угодил в мешок к Солохе? (черт, голова, дьяк, Чуб)
Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью? (Пузатый Пацюк был, когда то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению с нечистой силой).
За что Пацюка ценили и уважали в селе? (за знахарство)
Что Пацюк сказал Вакуле? («Когда нужно черта, то и ступай к черту!.. Тому не надо черта искать, у кого черт за плечами…»)
Что ел Пацюк во время разговора с Вакулой? (галушки со сметаной)
Как можно укратить черта? (крестным знамением)
Куда отправился Вакула, попав в Санкт – Петербург? (к знакомым запорожцам)
Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? (ей понравилось простодушие и откровенность кузнеца)
Что стало с Оксаной, когда пропал кузнец? (пошли слухи о смерти кузнеца, Оксана поняла, что любит кузнеца)