Алматинская область, Кербулакский район,
СШ имени П. Дутова с дошкольным мини – центром
Учитель русского языка и литературы
Ушакова Л. Б.
Русский язык в русских классах. 7 класс
Тема: Наречие как часть речи.
Цели:
Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях;
Развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи;
Воспитывать интерес к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: частично – поисковый, поисковый, исследовательский.
Ход урока
- Орг. момент:
- Работа по теме урока:
1 этап. Актуализация
«Мостик» Задания на повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы, выполненные дома к началу сегодняшнего урока.
Глагол – это …
Деепричастие – это.
2 этап. Самостоятельное усвоение новой темы.
Теория. Для формирования знаний.
1.«Узнавание» Ответьте на вопросы, дописывая слова.
- Расскажите, какие слова являются наречиями.
Ответ: Наречия – это слова, обозначающие признак действия, признак признака, признак предмета.
Наречие обозначает признак признака, если присоединяется к глаголу и деепричастию и т. д.
2. «Понимание» Напишите, объясняя причину.
1. Почему в предложении Солнце невысоко поднялось над горизонтом подчеркнутое слово является наречием?
2. Найди наречие в предложении Мама сварила на ужин яйцо всмятку.
3. Объясни синтаксическую роль наречия в предложении:
А) В комнате душно.
Б) Аптека находится в доме напротив.
3. «Анализ» Напиши общие признаки и признаки различия наречия и
деепричастия по диаграмме Венн.
4.»Синтез» Сделай вывод по теме и оформи блок – схему «Наречие»
Практика: (для формирования и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски и на местах за партой):
5.«Применение» Цифровой диктант. Отметить предложения, в которых наречие обозначает признак действия.
1. Пахло весной.
2. В особняке было полутемно.
3. Низкое солнце ослепительно било в глаза.
4. Играя, бежит ручей.
5. Я люблю ходить вдвоем.
Ответ: 2, 3, 5.
5.«Оценка» 1. Как вы думаете, нужны ли наречия? Для чего?
3 этап. Этап обратной связи (оценивание) (за 15 мин до конца урока)
1 уровень 5 баллов.
Теория.
1.«Узнавание» Работа по тесту.
2. «Практика» Расставьте пропущенные члены предложения,
подчеркните как члены предложения наречия и деепричастия. (подбирается текст)
2 уровень(+4 балла)
Теория.
1.«Понимание» 1. Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу наречия.
2. Составь предложения по картине, употребив в своей речи наречия.
3. Почему наречие самостоятельная часть речи?
2. «Анализ» Объясните, почему наречие или предлог?
1. Вокруг стояла тишина. Туристы расположились вокруг костра.
3. Практика 1. Замените фразеологизмы наречиями.
Рукой подать – близко.
Как рыба в воде – уютно. И др.
Результат: Формирование 2-го уровня компетентности (5+4=9)
3 уровень (+3 балла)
Теория:
«Синтез» 1. Составь план рассказа «Наречие – самостоятельная часть речи» 2. Составьте ребус и отгадайте его.
Практика: Нужно ли изучать наречие?
Оценка (рефлексия) Ответ: Нужно, чтобы сделать речь выразительной и точной.